Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Московского округа от 22.01.2013 по делу N А40-81264/12-2-402 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 N 09АП-28284/2012-АК по делу N А40-81264/12-2-402
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям отказано правомерно, поскольку установлен факт того, что на пути эвакуации со второго этажа допущено устройство кривозабежной лестницы.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 N 09АП-28284/2012-АК по делу N А40-81264/12-2-402
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям отказано правомерно, поскольку установлен факт того, что на пути эвакуации со второго этажа допущено устройство кривозабежной лестницы.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2012 г. N 09АП-28284/2012-АК
Дело N А40-81264/12-2-402
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2012
Постановление в полном объеме изготовлено 14.11.2012
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Техстудио"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2012 по делу N А40-81264/12-2-402, принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ООО "Техстудио"
к Главному управлению МЧС по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя не явился, извещен,
представитель ответчика не явился, извещен,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2012, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ООО "Техстудио" о признании незаконным и отмене постановления ГУ МЧС России по г. Москве от 24.05.2012 N 451 о привлечении ООО "Техстудио" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения. Установленную нормами КоАП РФ процедуру привлечения Общества к административной ответственности суд посчитал соблюденной.
Не соглашаясь с принятым решением, в апелляционной жалобе ООО "Техстудио" просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Считает недоказанными событие и состав вмененного Обществу правонарушения, в том числе вину Общества в его совершении. Настаивает на том, что у административного органа отсутствовали основания для проведения плановой проверки, а также на допущенное административным органом нарушение в части срока уведомления о проведении проверки. Считает, что протокол об административном правонарушении должен был быть составлен в соответствии с правилами Противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 и опубликованными 07.05.2012. Указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при рассмотрении дела.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 14.05.2012 специалистами 5-го РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве на основании распоряжения от 03.05.2012 N 230 проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности по адресу: г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 24, стр. 3, 6.
В ходе проведения проверки выявлены факты нарушения в помещениях, арендуемых ООО "Техстудио", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
По данному факту 16.05.2012 уполномоченным должностным лицом ответчика в отношении ООО "Техстудио", в присутствии законного представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 5).
В названном протоколе указано на выявленные факты нарушения Обществом Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, а именно:
- допущена эксплуатация пути эвакуации (коридора, лестничного марша) с внутренней отделкой, выполненной горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03);
- нарушены требования иных нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: допущено устройство на пути эвакуации со второго этажа кривозабежной лестницы (п. 6.28 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (п. 3 ППБ 01-03);
- ширина пути эвакуации из отдельных помещений антресоли 2 этажа выполнена менее 0,8 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
- не все помещения оборудованы пожарными извещателями (п. 4 НПБ 110-03).
Постановлением 5-го РОНД Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 24.05.2012, вынесенным в присутствии законного представителя Общества, ООО "Техстудио" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что Обществом допущено эксплуатация пути эвакуации (коридора, лестничного марша) с внутренней отделкой, выполненной горючими материалами (п. 53 ППБ 01-03); нарушены требования иных нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: допущено устройство на пути эвакуации со второго этажа кривозабежной лестницы (п. 6.28 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (п. 3 ППБ 01-03); ширина пути эвакуации из отдельных помещений антресоли 2 этажа выполнена менее 0,8 м (п. 6.16 СНиП 21-01-97*); не все помещения оборудованы пожарными извещателями (п. 4 НПБ 110-03) (л.д. 6).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, оценил в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, ООО "Техстудио" принадлежат на праве аренды помещения общей площадью 124,5 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 24.
В силу вышеприведенных норм ООО "Техстудио" обязано соблюдать требования пожарной безопасности в помещении по указанному адресу.
Апелляционный суд считает, что факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), действовавших на момент проведения проверки, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
Таким образом, приведенными положениями Правил установлен запрет на применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости). Между тем в рассматриваемом случае материалами дела об административном правонарушении зафиксирован факт нарушения Обществом требований приведенного пункта ППБ 01-03. Доказательств обратного Обществом не представлено.
Согласно п. 6.16 СНиП 21-01-97* Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;
0,8 м - во всех остальных случаях.
В соответствии с п. 6.28 СНиП 21-01-97* на путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
В настоящем случае материалами дела подтверждается правомерность выводов ответчика о нарушении Обществом пунктов 6.16 и 6.28 СНиП 21-01-97*, выразившемся в том, что на пути эвакуации со второго этажа допущено устройство кривозабежной лестницы, а ширина пути эвакуации из отдельных помещений антресоли 2 этажа выполнена менее 0,8 м.
Пунктом 4 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденного Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
категории В4 и Д по пожарной опасности;
лестничных клеток.
В данном случае факт оборудования пожарными извещателями всех помещений, принадлежащих обществу на праве аренды, подтверждается материалами дела и не оспаривается самим заявителем. Данные обстоятельства также зафиксированы административным органом и подтверждены материалами дела.
Апелляционная коллегия также учитывает, что в своих объяснениях при составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Общества возражений относительно выявленных нарушений не заявил, указав, что обязуется устранить нарушения, за которые несет ответственность.
Все изложенные обстоятельства свидетельствуют о доказанности ответчиком события и состава вмененного Обществу административного правонарушения.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен как несостоятельный довод Общества о том, что Постановлением Правительства N 390 от 25.04.2012 утверждены Правила Противопожарного режима в РФ, которые вступили в силу 15.05.2012, в то время как протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Техстудио" составлен только 16.05.2012 со ссылкой на нарушение Обществом Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), поскольку на момент проведения проверки 14.05.2012 Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) действовали.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, установленным, подтвержденным материалами дела, а вину Общества в его совершении - доказанной, принимая во внимание, что заявитель имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом установленный нормами КоАП РФ порядок привлечения Общества к административной ответственности ответчиком соблюден.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что проведенная ответчиком проверка не включена в ежегодный план проведения плановых проверок, а законный представитель Общества не был уведомлен о проведении проверки, апелляционным судом не принимается как несостоятельный, поскольку проверка проводилась в отношении объекта недвижимости, собственником которого является ООО "Каньон-2" (арендодателя занимаемых заявителем помещений), в ходе проведения которой был установлен факт аренды помещений ООО "Техстудио" и выявлено вменяемое ему правонарушение.
Доводы заявителя о том, что он не был извещен о времени и месте судебного заседания не принимаются апелляционной коллегией как необоснованные.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
На основании ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В настоящем случае в заявлении об оспаривании постановления ООО "Техстудио" указало свой адрес: г. Москва, ул. Староалексеевская, д. 24. Судом первой инстанции извещения направлялись по данному адресу.
При этом из материалов дела следует, что определение о времени и месте предварительного судебного заседания, назначенного на 09.08.2012 в 12 час. 00 мин., направленное ООО "Техстудио" по указанному выше адресу, было возвращено в Арбитражный суд г. Москвы с отметкой об отсутствии адресата.
Согласно ч. 2 ст. 123 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд;
3) копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации;
4) судебное извещение вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица;
5) судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле;
6) имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 настоящего Кодекса.
В настоящем случае, принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на указанных нормах Кодекса, сделал обоснованный вывод о надлежащем извещении ответчика о дате и времени судебного разбирательства, рассмотрев дело в его отсутствие.
Довод заявителя жалобы о том, что должностное лицо ответчика, присутствовавшее в судебном заседании суда первой инстанции 09.08.2012, не обладало надлежащими полномочиями на представление интересов Главного управления МЧС по г. Москве суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный, поскольку в судебном заседании полномочия явившегося представителя ответчика были проверены судом и представитель был допущен к участию в деле, что отражено в протоколе судебного заседания.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2012 по делу N А40-81264/12-2-402 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
Э.В.ЯКУТОВ
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ