Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Московского округа от 23.01.2013 по делу N А40-73274/12-119-694 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 N 09АП-26950/2012-АК по делу N А40-73274/12-119-694
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку представлены доказательства совершения заявителем указанных правонарушений.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 N 09АП-26950/2012-АК по делу N А40-73274/12-119-694
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку представлены доказательства совершения заявителем указанных правонарушений.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. N 09АП-26950/2012-АК
Дело N А40-73274/12-119-694
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: Кольцовой Н.Н., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2012 по делу N А40-73274/12-119-694, принятое судьей Быковой Ю.Л.,
по заявлению ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Управление по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановлений от 11.05.2012 N 2/399, 2/400, 2/401,
при участии:
от заявителя: Переверзева А.В. по доверенности от 19.11.2011 N НЮ-3-11/485;
от ответчика: Безлепкин К.В. по доверенности от 10.02.2012 N 110-25;
установил:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений 2 РОНД Управления по СВАО Главного управления МЧС России по г. Москве (далее - административный орган) от 11.05.2012 N 2/399 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, от 11.05.2012 N 2/400 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, от 11.05.2012 N 2/401 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2012 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
При принятии решения суд исходил из наличия в действиях общества составов вмененных административных правонарушений, из соблюдения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отказе обществу в удовлетворении апелляционной жалобы, об оставлении оспариваемого решения суда первой инстанции без изменения исходя из следующего.
Как изложено выше, постановлениями административного органа от 11.05.2012 N 2/399, N 2/400, N 2/401 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Диспозицией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи.
Диспозицией ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ является нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Диспозицией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом, нарушение обществом требований пожарной безопасности подлежит доказыванию административным органом.
В рамках данного спора апелляционный суд в силу ст. 64, ч. 4 ст. 210 АПК РФ приходит к выводу о доказанности административным органом совершения обществом правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменяется нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ от 27.06.2003 г. N 4838 (далее - Правила пожарной безопасности).
Постановлением от 11.05.2012 N 2/399 о привлечении к административной ответственности обществу вменяется нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
- не определена категория помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (п. 3, п. 33 ППБ 01-03, п. 8 НПБ 110-0);
- на дверях всех производственных и складских помещений не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (п. 33 ППБ 01-03);
- не установлен соответствующий указатель пожарного гидранта (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающего покрытия) у здания по направлению движения к водоисточнику или ПГ. Четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пожарного гидранта) (п. 90 ППБ 01-03);
- в производственно-административном здании и здании ремонтной зоны не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы (п. 41 ППБ 01-03);
Факты нарушений требований пожарной безопасности подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 27.04.2012 N 399 (л.д. 35), актом проверки от 27.04.2012 N 184 (л.д. 30).
Постановлением от 11.05.2012 N 2/400 о привлечении к административной ответственности обществу вменяется нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
- допущена эксплуатация первичных средств пожаротушения не в соответствии с паспортными данными на них (огнетушители требуют перезарядки) (п. 108 прил. 3 ППБ 01-03);
- второй этаж здания не оборудован внутренним противопожарным водопроводом, с числом струй не менее 2-х минимальным расходом воды 2,5 л/с (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.1* табл. 2 СНиП 2.04.01-85*);
Факты нарушений требований пожарной безопасности подтверждаются актом проверки от 27.04.2012 N 185 (л.д. 30), протоколом об административном правонарушении от 27.04.2012 N 400 (л.д. 43).
Постановлением от 11.05.2012 N 2/401 о привлечении к административной ответственности обществу вменяется нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
- в производственно-административном здании: помещение не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 14 НПБ 110-03); помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п. 5.1. табл. 2, п. 20 НПБ 104-03); в лестничной клетке "А", первого типа допущено отсутствие естественного освещения первого этажа (п. 5.15* СНиП 21-01-97); не разработаны и не вывешены планы эвакуации, выполненные в соответствии с требованием нормативных документов (п. 16 ППБ 01-03); над дверьми эвакуационных выходов не установлены самосветящиеся знаки "Выход" с автономным питанием от электросети (п. 3 п. 61 ППБ 01-03, п. 1.1 НПБ 160-97);
- в здании ремонтной зоны: не проведены регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки порошкового пожаротушения и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией осуществлять в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым в учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт выполнять специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (п. 96 ППБ 01-03).
Факты нарушений требований пожарной безопасности подтверждаются актом проверки от 27.04.2012 N 185 (л.д. 30), протоколом об административном правонарушении от 27.04.2012 N 401 (л.д. 51 - 52).
Организации в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 Правил пожарной безопасности организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Общество является субъектом административного правонарушения и отвечает за соблюдение Правил противопожарной безопасности в помещении.
Вина общества с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается том, у общества имелась возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности, за нарушение которых ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество было надлежащим образом извещено о времени проведения проверки административным органом, поскольку распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 24.03.2012 N 182 вручено представителю общества, о чем имеется его подпись в распоряжении.
Согласно представленных административным органом сведений, на официальном сайте прокуратуры города Москвы в разделе "Форма и содержание ежегодного плана проведения проверок" размещена информация о проведении с 02.04.2012 проверки соблюдения обществом правил гражданской обороны, требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требований пожарной безопасности.
Таким образом, довод общества об отсутствии сведений о проведении проверки, в том числе и на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Довод общества о том, что протоколы об административных правонарушениях составлены в отсутствии понятых, а также в материалах дела отсутствует протокол осмотра места правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения плановой выездной проверки уполномоченным лицом в присутствии представителя начальника Московско-Ярославской дистанции гражданских сооружений Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги (филиал общества) Черната Н.С. и главного инженера Деганова Ю.И. составлен акт проверки N 184 (л.д. 30 - 31).
Отсутствие в данном акте проверки указания о двух понятых, вопреки доводам жалобы, не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений, поскольку указанное нарушение не является существенным недостатком, не позволившим полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении и не повлекло существенное нарушение прав и законных интересов общества при его рассмотрении.
Довод общества о нарушении административным органом сроков рассмотрения дел об административном правонарушении судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Как следует из материалов дела, протоколы об административных правонарушениях составлены административным органом 27.04.2012.
Оспариваемые постановления о назначении административного наказания вынесены административным органом 11.05.2012.
Таким образом, срок рассмотрения дела, установленный нормами КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Вместе с тем, ссылка общества о нарушении административным органом норм статьи 28.4 КоАП РФ не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку относится к порядку возбуждения дел об административных правонарушениях прокурором.
Довод общества о том, что оспариваемые постановления вынесены административным органом в отсутствии законного представителя общества, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
Как следует из материалов дела, оспариваемые постановления вынесены уполномоченным лицом административного органа в присутствии представителя общества Деганова Ю.И., действующего на основании доверенности от 17.03.2011 N НЮ-3-10/212.
Данная доверенность выдана Деганову Ю.И. на представление интересов общества, с правом участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве законного представителя и совершать все процессуальные действия, предусмотренные КоАП РФ.
Апелляционный суд признает указанную доверенность, выданную на имя представителя общества Деганова Ю.И., специальной.
Вывод о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности подтверждается также совместным письмом Первого вице-президента ОАО "РЖД" и Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.
Таким образом, оспариваемые постановления вынесены административным органом в присутствии законного представителя.
Сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушены.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом доказаны факты нарушения обществом требований пожарной безопасности.
Вид наказаний и размеры штрафов избраны административным органом в пределах санкций ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4. КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены судом правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2012 по делу N А40-73274/12-119-694 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Д.Е.ЛЕПИХИН
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА