Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 N 09АП-8680/2012-АК по делу N А40-22853/12-120-215
В удовлетворении требований о признании незаконным акта о привлечении к административной ответственности за нарушение требований правил пожарной безопасности отказано правомерно, так как вина лица подтверждена документально.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 N 09АП-8680/2012-АК по делу N А40-22853/12-120-215
В удовлетворении требований о признании незаконным акта о привлечении к административной ответственности за нарушение требований правил пожарной безопасности отказано правомерно, так как вина лица подтверждена документально.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. N 09АП-8680/2012-АК
Дело N А40-22853/12-120-215
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2012
Постановление в полном объеме изготовлено 24.05.2012
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения им. В.П. Горячкина" (ОАО "ВИСХОМ")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2012
по делу N А40-22853/12-120-215, принятое судьей Блинниковой И.А.,
по заявлению ОАО "ВИСХОМ" (ОГРН 1027739893213; г. Москва, Дмитровское ш., д. 107)
к Управление по САО ГУ МЧС России по г. Москве
о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Ежова П.Е. по доверенности от 27.02.2012,
представителя ответчика Редкина А.А. по доверенности от 10.02.2012,
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2012, принятым по данному делу, оставлено без удовлетворения заявление ОАО "Научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения имени В.П. Горячкина" (далее также - ОАО "ВИСХОМ", заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве N 885 от 23.12.2011 о привлечении ОАО "ВИСХОМ" к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ; признано незаконным постановление Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве N 886 от 23.12.2011 о привлечении ОАО "ВИСХОМ" к административной ответственности по
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в части наложения административного штрафа свыше 150 000 руб., размер штрафа снижен до 150 000 рублей; признано незаконным постановление Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве N 887 от 23.12.2011 о привлечении ОАО "ВИСХОМ" к административной ответственности по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в части наложения административного штрафа свыше 150 000 руб., размер штрафа снижен до 150 000 рублей.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества события и состава вмененных административных правонарушений. Установленную нормами
КоАП РФ процедуру привлечения Общества к административной ответственности суд посчитал соблюденной. Принимая решение о признании незаконными постановлений Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве N 886 и N 887 о привлечении ОАО "ВИСХОМ" к административной ответственности по
ч. 3 и
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, соответственно, в части наложения административного штрафа свыше 150 000 руб., суд пришел к выводу о том, что при назначении наказания административным органом не были учтены обстоятельства, указанные в
ч. ч. 2,
3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Не соглашаясь с принятым решением, в апелляционной жалобе ОАО "ВИСХОМ" просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Считает, что административным органом нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности. Указывает, что ООО "ВИСХОМ" несколько раз привлечено ответчиком к административной ответственности за одно и то же правонарушение - нарушение правил пожарной безопасности, выявленное одним и тем же должностным лицом в рамках одной проверки по каждому строению одного объекта недвижимости.
В судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Полагает, что привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным, при этом существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности ответчиком не допущено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 04.03.2011 ОАО "ВИСХОМ" выдано предписание N 84/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, проведенной в период с 07.02.2011 по 04.03.2011, с указанием сроков для их устранения (том 1 л.д. 32).
На основании распоряжения от 09.12.2011 N 908 Управлением по САО ГУ МЧС России по г. Москве в период с 11.07.2011 по 18.07.2011 проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "ВИСХОМ" по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, на предмет исполнения предписания от 04.03.2011.
В ходе проведения проверки выявлен факт невыполнения ОАО "ВИСХОМ" мероприятий, предложенных к исполнению предписанием от 04.03.2011 в пунктах 6, 9, 12, 13, 14, 15, 16.
По результатам указанного осмотра сотрудниками 4 РОГНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве составлен акт проверки от 23.12.2011 N 908.
23.12.2011 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 885 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В названном протоколе зафиксированы следующие факты допущенных Обществом нарушений:
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107 стр. 1 в цокольном этаже установлены глухие решетки на окнах в нарушение ППБ 01-03
п. 40; отсутствует проектная документация на смонтированную систему автоматической пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией в нарушение положений ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
ст. 83 п. 1,
10, НПБ 110-03 п. 7, в цокольном этаже правого крыла под лестничной клеткой допущено размещение кладовой с хранением горючих материалов в нарушение ППБ 01-03
п. 40, отсутствует на дверях чердачных помещений информация о месте хранения ключей в нарушение ППБ 01-03
п. 44; общий коридор на 2 этаже длиной более 60 метров не разделен противопожарной перегородкой с дверями в нарушение СНиП 2.08.02-89* п. 1.132, СНиП 21-01-97 п. 6.26*; в цокольном этаже в местах пересечения ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия (зазоры) не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами ППБ 01-03
п. 37;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107, стр. 2 указатель гидранта выполнен не в соответствии с требованиями ППБ 01-03
п. 90 (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника); общий коридор длиной более 60 метров не разделен противопожарной перегородкой с дверями в нарушение СНиП 2.08.02-89* п. 1.132 СНиП 21-01-97 п. 6.26*;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107, стр. 19 в местах пересечения ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия (зазоры) не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами
ППБ 01-03 п. 37; части здания (строения) различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающей конструкцией с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарной преградой в нарушение ППБ 01-03
п. 38, СНиП 21-01-97* п. 7.4; указатель гидранта выполнен не в соответствии с требованиями ППБ 01-03
п. 90 (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника);
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107, стр. 22, заполнение дверного проема в противопожарной преграде, отделяющей складские помещение от административного здания (строения) не соответствуют требуемой СНиП 21-01-97* п. 5.14*; на пожарных кранах N 5, 6 отсутствует вентиль ППБ 01-03
п. 89,
91.
Постановлением начальника 4 РОГНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве от 26.12.2011 N 885, вынесенным в отсутствие законного представителя ОАО "ВИСХОМ", извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
23.12.2011 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 886 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
В названном протоколе зафиксированы факты следующих нарушений, допущенных Обществом:
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107 стр. 1 огнетушитель N 28, расположенный в ПК N 38, находится в нерабочем состоянии ППБ 01-03
п. 108, допущена эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в левом и правом крыле лестничных клетках (маршах) ППБ 01-03
п. 60;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107, стр. 2 отдельные участки электросети выполнены с нарушением требований ПУЭ (распаянные коробки не закрыты крышками из негорючих материалов, соединение проводки выполнено без помощи опрессовки сварки, пайки или сжимов) ППБ 01-03
п. 57 п. 60 ПУЭ п. 2.1.21, п. 2.1.58; допущена эксплуатация в коридоре электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника ППБ 01-03
п. 60;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107, стр. 22 отдельные участки электросети выполнены с нарушением требований ПУЭ (распаянные коробки не закрыты крышками из негорючих материалов, соединение проводки выполнено без помощи опрессовки сварки, пайки или сжимов) ППБ 01-03
п. 57 п. 60 ПУЭ п. 2.1.21, п. 2.1.58, в коридоре допущена эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника ППБ 01-03
п. 60.
Постановлением начальника 4 РОГНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве от 26.12.2011 N 886, вынесенным в отсутствие законного представителя ОАО "ВИСХОМ", извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 160 000 руб.
23.12.2011 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N 887 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В названном протоколе зафиксированы факты следующих нарушений, допущенных Обществом:
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе д. 107 стр. 1 помещение кафе (столовая) не оборудовано системой оповещения людей в случае пожара в нарушение НПБ 104-03 таб. N 2 п. 3; в цокольном этаже стены на путях эвакуации отделаны горючим материалом в нарушение ППБ 01-03
п. 53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*; в коридоре цокольного этажа на пути эвакуации допущено размещение торговых лотков ППБ 01-03
п. 53, на 3-м этаже правого крыла стены коридора на путях эвакуации отделаны горючим материалом в нарушение ГШБ 01-03
п. 53, СНиП 21-01-97* п. 6.25*;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, стр. 2 ГШБ 01-03 п. 90; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией НПБ 104-03 таб. N 2 п. 20; здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации НПБ 110-03 таб. N 1; коридоры строения N 2, не имеющие естественного освещения, не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, СНиП 2.08.02-89* п. 1.158*;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, стр. 4 здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией НПБ 104-03 таб. N 2; здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации НПБ 110-03 таб. N 1;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, стр. 5 здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией НПБ 104-03 таб. N 2; здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации НПБ 110-03 таб. N 1;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, стр. 18 здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией НПБ 104-03 таб. N 2; здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализацией НПБ 110-03 таб. N 1; дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания ППБ 01-03
п. 52;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, стр. 19 здание (сооружение) не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией НПБ 104-03 таб. N 2; автоматическая установка пожарной сигнализации в помещении склада находится не в исправном состоянии ППБ 01-03
п. 34; помещения не дооборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации НПБ 110-03 таб. N 1;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, стр. 20 здание (сооружение) не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией НПБ 104-03 таб. N 2; помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации НПБ 110-03 таб. N 1;
- по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107, стр. 22 здание (сооружение) не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией НПБ 104-03 таб. N 2; помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией НПБ 110-03 таб. N 1.
Постановлением начальника 4 РОГНД Управления по САО ГУ МЧС России по г. Москве от 26.12.2011 N 887, вынесенным в отсутствие законного представителя ОАО "ВИСХОМ", извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 170 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, оценив в порядке
ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (
ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно
п. 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что адресом фактического местонахождения ОАО "ВИСХОМ" является: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 107.
В силу приведенных норм ОАО "ВИСХОМ" обязано соблюдать требования пожарной безопасности в помещениях по указанному адресу.
В настоящем случае факты нарушения Обществом требований пожарной безопасности подтверждаются актом проверки от 23.12.2011 N 908, а также протоколами об административных правонарушениях N 885, N 886, N 887 от 23.12.2011.
При этом по существу Обществом не приведено доводов и доказательств в опровержение установленных ответчиком фактов нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с
ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу
ч. 2 данной нормы юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает факт совершения заявителем вмененных административных правонарушений, ответственность за которые установлена
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ, установленным, подтвержденным материалами дела, а вину Общества в их совершении - доказанной, принимая во внимание, что заявитель имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом установленный нормами
КоАП РФ порядок привлечения Общества к административной ответственности ответчиком соблюден: протоколы об административном правонарушении составлены в присутствии представителя Общества по доверенности; постановления о привлечении к административной ответственности вынесены в отсутствие представителя Общества, при наличии у ответчика доказательств извещения законного представителя о месте и времени рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Вместе с тем судом первой инстанции при вынесении решения правомерно учтены положения
ч. 3 ст. 4.1,
ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а также
Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и принято во внимание, что в действиях Общества отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что назначение административного наказания в виде штрафа в размере 160 000 руб. по делу об административном правонарушении N 886 и штрафа в размере 170 000 руб. по делу об административном правонарушении N 887 является завышенным, в связи с чем суд первой инстанции снизил размер штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией
ч. 3 и
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, установив его в размере 150 000 руб. по каждому делу.
Не оспаривая сам факт совершения вмененных правонарушений, а также вину в их совершении, Общество в апелляционной жалобе указывает на то, что ООО "ВИСХОМ" несколько раз привлечено ответчиком к административной ответственности за одно и то же правонарушение - нарушение правил пожарной безопасности, выявленное одним и тем же должностным лицом в рамках одной проверки по каждому строению одного объекта недвижимости.
Данные доводы не приняты апелляционным судом как необоснованные.
Положения
статьи 20.4 КоАП РФ устанавливают ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, вопреки доводам заявителя жалобы, каждая часть названной нормы устанавливает признаки отдельного самостоятельного административного правонарушения, применительно к обстоятельствам его совершения.
В настоящем случае совершение Обществом правонарушений, предусмотренных
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и
ч. 4 ст. 20.4 КоАП, является самостоятельным, оконченным административным правонарушением в каждом из рассмотренных случаев, а потому вести речь о неоднократном привлечении заявителя за совершение данного правонарушения представляется неправомерным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.03.2012 по делу N А40-22853/12-120-215 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
И.В.БЕКЕТОВА