Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Московского округа от 09.11.2012 по делу N А40-43245/12-153-456 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 N 09АП-18255/2012-АК по делу N А40-43245/12-153-456
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и своевременного принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 N 09АП-18255/2012-АК по делу N А40-43245/12-153-456
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и своевременного принятия мер по устранению выявленных нарушений.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. N 09АП-18255/2012-АК
Дело N А40-43245/12-153-456
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Захарова С.Л., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.,
с участием:
от заявителя: Воронова Е.В. по дов. от 25.04.2012;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Восточный город" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" мая 2012 г. по делу N А40-43245/12-153-456 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "Восточный город" (ОГРН 1027730011209, 125190, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 80, корп. "Б")
к Управлению по Юго-Восточному административному округу Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления N 80 от 06.03.2012
установил:
ООО "Восточный город" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по Юго-Восточному административному округу Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее - ответчик, административный орган) от 06.03.2012 N 80 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Заявитель не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ссылаясь на нарушение ответчиком процедуры привлечения общества к административной ответственности, а также на отсутствие в своих действиях состава вмененного ему правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке
ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), указывает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии со
ст. ст. 123,
156 АПК РФ без его участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со
ст. ст. 266 и
268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.01.2012 N 20 в отношении ООО "Восточный город" с участием представителя общества Корнюшиной О.А., действующей по доверенности, проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки административным органом были выявлены нарушения требований пожарной безопасности "
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), зарегистрированные в Минюсте РФ 27.06.2003 рег. N 4838.
Так, согласно данным проверки, не вывешены на видных местах в каждом административно-бытовом, складском помещении, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (
п. 13 ППБ 01-103); не разработаны и не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности, в том числе для каждого пожароопасного участка (в соответствии с
приложением 1,
п. 6 ППБ 01-03); не размещены, в целях обеспечения эвакуации и информации о правилах поведения в условиях ограниченной видимости или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, аварий и т.п.), вызывающей необходимость эвакуации и спасения людей, для потенциально опасных объектов (зданий, сооружений, а также отдельных частей), на которых используют, хранят или транспортируют пожароопасные и взрывоопасные вещества, (создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а также для всех типов зданий, сооружений, их отдельных частей, у которых площадь, вместимость и количество находящихся в них людей соответствуют нормативным показателям (установленным
НПБ 104-03), системы фотолюминесцентные эвакуационные (
п. 27 ППБ 01-03); пожарные гидранты не утеплены (
п. 89 ППБ 01-03); не установлены у гидрантов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на указатели не нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (
п. 90 ППБ 01-03); в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек не разработаны и на видных местах не вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара (
п. 16 ППБ 01-03); допущено устройство в производственных и складских помещениях антресолей, конторок, выполненных из горючих и трудногорючих материалов и листового металла (
п. 40 ППБ 01-03); не обеспечен предел огнестойкости перегородок в помещениях, разного функционального назначения (
п. 3 ППБ 01-03, п. 7.1 СНиП 21-01-97*); для всех производственных и складских помещений не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности (
п. 33 ППБ 01-03); в складских помещениях допущено расстояние между электросветильниками и хранящимися товарами менее 0,5 метра (
п. 503 ППБ 01-03); не отделена административно-офисная часть N 1 от производственных помещений противопожарными дверьми 2-го типа (таблица 2* ППБ 01-03
п. 3); временные строения на расстоянии менее 15 метров от зданий (
п. 24 ППБ 01-03), за
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
29.02.2012 по факту выявленного нарушения сотрудниками ответчика в присутствии представителя юридического лица Корнюшиной О.А., действующей от имени общества по доверенности, в отношении ООО "Восточный город" составлен протокол об административном правонарушении N 80, который был вручен указанному представителю для передачи и уведомления о месте и времени рассмотрения административного дела законного представителя общества.
06.03.2012 Главным Государственным инспектором ЮВАО по пожарному надзору - начальником отделения надзорной деятельности отдела надзорной деятельности Управления по ЮВАО ГУ МЧС по г. Москве, при участии представителя юридического лица Корнюшиной О.А., действующей от имени общества по доверенности, в отношении ООО "Восточный город" вынесено постановление N 80 о привлечении общества к административной ответственности на основании
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
С целью обжалования указанного постановления общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, правомерно исходил из законности и обоснованности постановления о привлечении общества к административной ответственности.
При этом суд также сделал обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Пожарной безопасностью, согласно
ст. 1 данного Федерального закона, является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закон N 69-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005) определено, что руководители организации имеют право: вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять Предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушение требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в
части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Требования пожарной безопасности установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03).
Пункт 1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) определяет, что
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктами 2,
3 ППБ 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с названными
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с
п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, используется (эксплуатируется) ООО "Восточный город".
Таким образом, ООО "Восточный город" является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, т.е. субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Пунктом 2 ППБ 01-03 предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с настоящими Правилами, как предусмотрено
пунктом 3 ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, заключается в нарушение или невыполнении юридическим лицом нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности и утвержденных в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно
статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно
ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Такими нормативными документами, примененными административным органом, являются
ППБ 01-03, СНиП,
НПБ 104-03.
Материалами дела подтверждается, что в момент проведения проверки имели место нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные
ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*,
НПБ 104-03, нашедшие отражение как в материалах проверки, так и в оспариваемом постановлении.
Согласно
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В
п. 16.1 Постановления от 20.11.2008 N 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях
Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в
части 1 или
части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество не представило ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции пояснений и доказательств, подтверждающих объективную невозможность для соблюдения вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности и своевременное принятие им мер по устранению выявленных нарушений.
Довод общества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности апелляционным судом отклоняется как противоречащий материалам дела.
Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В соответствии с
ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований правомерен.
При таких данных апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" мая 2012 г. по делу N А40-43245/12-153-456 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
В.А.СВИРИДОВ