Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2024 N 10АП-16137/2024 по делу N А41-90335/2023
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании отделить складированную древесину противопожарной минерализованной полосой.
Обстоятельства: Общество, являясь владельцем линий электропередачи, расположенных на спорном лесном участке, обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства, следовательно, оно несет ответственность в случае нарушения данных требований.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2024 N 10АП-16137/2024 по делу N А41-90335/2023
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов по охране окружающей среды: Об обязании отделить складированную древесину противопожарной минерализованной полосой.
Обстоятельства: Общество, являясь владельцем линий электропередачи, расположенных на спорном лесном участке, обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства, следовательно, оно несет ответственность в случае нарушения данных требований.
Решение: Удовлетворено.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2024 г. N 10АП-16137/2024
Дело N А41-90335/23
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Федеральная сетевая компания-Россети" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2024 по делу N А41-90335/23, по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ПАО "Федеральная сетевая компания-Россети" об обязании совершить действия,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением (с учетом письменных уточнений, принятых судом в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об обязании публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - ПАО "ФСК-Россети", общество, ответчик) за свой счет в течение 30-ти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда в квартале 17 выдела 15, в квартале 16 выдела 17 Зуевского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества (Географические координаты размещения штабелей древесины: 55.83565/38.89782; 55.83541/38.895552; 55.83544/38.89484; 55.83514/38.89476; 55.83527/38.89406; 55.835/38.89219; 55.83496/38.89103; 55.83497/38.88978; 55.834483/38.88856; 55.83483/38.88856; 55.83478/38.88767; 55.83475/38.88632; 55.8347/38.88429; 55.83444/38.88353; 55.83435/38.88184) складированную древесину отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.07.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами
статей 121 -
123,
153,
156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.05.2023 государственным лесным инспектором Московской области при патрулировании лесного участка, расположенного в выделе 15 квартала 17, в выделе 17 квартала 16 Зуевского участкового лесничества Орехово-Зуевского участкового лесничества Московской области выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а именно, при эксплуатации ЛЭП, ПАО "Россети Московский регион" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в том, что в охранной зоне ЛЭП ВЛ 220 кВ "Стачка-Шибаново" с обозначением на опоре ВЛ 220 кВ "Кроношпан-Стачка", в охранной зоне ЛЭП, принадлежащая на праве собственности ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (свидетельство о государственной регистрации права N 50-НВ 843879, дата выдачи 01.11.2008 г.), правопреемник и балансодержатель ПАО "ФСК-Россети" имеются штабеля древесины не отделенные противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
06.06.2023 года в отношении ПАО "ФСК-Россети" составлен протокол об административном правонарушении N 9-063/2023.
21.06.2023 года заместителем начальника Шатурского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области было вынесено постановление о назначении административного наказания N 9-063/2023, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена
ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с принятым решением ПАО "ФСК-Россети" обратилось в Орехово-Зуевский городской суд Московской области с требованием отменить постановление о назначение административного наказания от 21.06.2021 года N 9-063/2023.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области постановление о назначении административного наказания от 21.06.2023 г. N 9-063/2023 изменено в части назначенного административного штрафа, размер которого снижен до 300 000 руб.
10.08.2023 Комитетом в адрес ПАО "ФСК-Россети" направлена претензия, сроком исполнения до 10.09.2023.
Поскольку претензия об устранении допущенных нарушений не исполнена обществом, сложенная древесина не отделена от противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, Комитет обратился в суд с заявленными требованиями.
Согласно
Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета в соответствии с
пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении комитета.
Согласно
пункту 14.5 указанного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, и, следовательно, является надлежащим истцом.
Исходя из
статей 8 и
9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (
часть 3 статьи 16 данного Кодекса).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ. | |
В соответствии с
пунктом 5 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных
пунктами 1 -
4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии с
пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со
статьей 21 Кодекса
(часть 1); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков
(часть 4); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
(часть 5).
В силу
части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно
пункту 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с
пунктом 11 названных Правил для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Согласно
пункту 17 названных Правил лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:
- регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;
- восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;
- принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также - ликвидации их последствий. Указанные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614.
В соответствии с
пунктом 45 названных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными
пунктами 26 -
31 Правил.
Пунктом 26 названных Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктами 29,
30 названных Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Таким образом, древесина, порубочные остатки (ветки, вершинки деревьев) являются горючими материалами, от которых просеки, на которых находятся линии электропередач, в период пожароопасного сезона должны быть свободны, сетевые организации обязаны обеспечить содержание просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм, обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся. Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением
Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек. В случае нарушения данных требований ответственность возлагается на ответчика.
В данном случае ответчик не обеспечил расчистку ЛЭП от горючих материалов в виде навалов штабелей древесины, что зафиксировано в акте проверки и на приложенном к нему фотоматериале.
Ссылку подателя жалобы на невозможность принуждения к исполнению предписания в порядке искового производства суд апелляционной инстанции отклоняет.
Комитет в соответствии с
Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета в соответствии с
пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении комитета.
Согласно
пункту 14.5 указанного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как указал податель жалобы.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, исковые требования удовлетворены правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2024 по делу N А41-90335/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.БАРХАТОВА
М.И.ПОГОНЦЕВ