Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2021 N Ф05-16950/2021 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 N 09АП-15725/2021 по делу N А40-199186/2020
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания Рослесхоза.
Обстоятельства: Оплата министерством услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов за счет средств субвенций федерального бюджета на основании вступившего в законную силу судебного решения правомерна и обоснованна.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 N 09АП-15725/2021 по делу N А40-199186/2020
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания Рослесхоза.
Обстоятельства: Оплата министерством услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов за счет средств субвенций федерального бюджета на основании вступившего в законную силу судебного решения правомерна и обоснованна.
Решение: Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2021 г. N 09АП-15725/2021
Дело N А40-199186/20
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Никифоровой Г.М., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2021 по делу N А40-199186/20
по заявлению Министерства лесного хозяйства Кировской области
к Федеральному агентству лесного хозяйства
о признании недействительным пункта N 10
в присутствии:
от заявителя: Меньшикова А.А. по дов. от 11.01.2021;
от заинтересованного лица: Миятлиева Д.М. по дов. от 25.12.2020;
установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (ответчик, Рослесхоз) о признании недействительным пункта N 10 предписания от 29.09.2020 N 9/2020.
Решением от 10.02.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. ст. 266,
268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Рослесхоз на основании приказа Рослесхоза от 02.07.2020 N 614 "О проведении плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий" (с изменениями, внесенными приказом Рослесхоза от 08.07.2020 N 634), в период с 06.07.2020 по 24.07.2020 провело плановую выездную проверку исполнения Министерством лесного хозяйства Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий.
По итогам проведенной проверки Рослесхозом издан акт плановой выездной проверки исполнения органом государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, Предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от 24.07.2020 N 8/2020, согласно которому указано о нецелевом использовании министерством средств субвенций из федерального бюджета на исполнение решения Мурашинского районного суда Кировской области от 12.11.2018 по делу N 2-159/2018 об обязании министерства ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (стр. 206-208).
29.09.2020 Рослесхозом в Министерство направлено предписание от N 9/2020 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении министерством лесного хозяйства Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - предписание N 9/2020).
Согласно пункту 10 предписания N 9/2020 министерству предписано "Принять меры по недопущению нецелевого использования средств субвенций из федерального бюджета (оплачены услуги по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов - 73,6 тыс. рублей (2019 г.)). Основание:
ст. 83 ЛК РФ,
ст. 306.4 БК РФ. Срок исполнения: 01.04.2021".
Не согласившись с оспариваемым пунктом предписания, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, предписание Рослесхоза от 29.09.2020 N 9/2020 выдано на основании акта выездной проверки исполнения органом государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий от 24.07.2020 N 8/2020, согласно которому указано о нецелевом использовании министерством средств субвенций из федерального бюджета на исполнение решения Мурашинского районного суда Кировской области от 12.11.2018 по делу N 2-159/2018 об обязании министерства ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов.
Вступившим в законную силу решением Мурашинского районного суда Кировской области удовлетворены исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области, на министерство возложена обязанность обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории Мурашинского участкового лесничества, Мурашинского лесничества квартале 38, выделе 47, протяженностью 40 метров, находящейся в 50 метах от правой обочины 3 километра автодороги Мураши - Опарино по направлению на поселок Октябрьский Мурашинского района Кировской области.
При рассмотрении исковых требований прокурора Мурашинского района министерство возражало в удовлетворении заявленных требований.
Мурашинский районный суд Кировской области, руководствуясь положениями
ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
ч. 1 ст. 8,
п. 4 ч. 1 ст. 83,
ч. 1 ст. 60.12,
п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации,
п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (действовавших в период рассмотрения исковых требований прокурора), возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов на Министерство и в решении указал "Проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.
Кроме того, в силу
ч. 2 ст. 13 ГПК РФ использование денежных средств для исполнения вступившего в силу судебного акта не может рассматриваться как нецелевое расходование бюджетных средств".
В целях исполнения судебного решения Министерством с ООО "Стимул" заключено 2 государственных контракта на оказание услуг по погрузке, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов от 13.09.2019 N 121 и от 02.12.2019 N 174 стоимостью услуг в сумме 31200 руб. и 42400 руб. соответственно.
Учитывая вступившее в законную силу решение Мурашинского районного суда Кировской области от 12.11.2018 по делу N 2-159/2018 и согласно прямому указанию в решении суда Министерством оплата услуг, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, произведена в общей сумме 73 600 руб. за счет средств субвенций федерального бюджета.
Вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии с
частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
частями 1,
2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории России.
Учитывая изложенное оплата Министерством услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в размере 73 600 руб. за счет средств субвенций федерального бюджета на основании вступившего в законную силу судебного решения правомерна и обоснованна.
Учитывая предмет заявленных Министерством требований по настоящему делу, указание во вступившем в законную силу судебном акте Мурашинского районного суда Кировской области о правомерности использования денежных средств на его исполнение указанные доводы Рослесхоза о том, что ликвидация несанкционированных свалок не является полномочием, которое Российская Федерация передала Кировской области, не относится к охране, защите и воспроизводству лесов, неправомерны
Относительно довода жалобы о ликвидации несанкционированных свалок в рамках реализации региональных программ, необходимо указать следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным
законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со
статьей 13.2 данного Федерального закона ликвидация несанкционированных свалок, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства, должна осуществляться в рамках реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Министерство не является исполнителем и соисполнителем Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019 - 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 N 621-П.
В соответствии с пунктом 3.2 Перечня мероприятий Региональной программы предусмотрено, что в рамках реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2019 - 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2019 N 621-П, в рамках мероприятия по ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде планируются мероприятия, в том числе по ликвидации свалок бытовых отходов на территории Кировской области, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства и подлежащих ликвидации.
Вышеуказанные государственная и региональная программы финансируются за счет привлечения различных источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета, не разграничивают правовую принадлежность земельных участков, на которых они реализуются, а определяют только лишь территориальность реализации программ - в границах субъекта Российской Федерации Кировская область.
Кроме того, виды отходов, размещенные на рассматриваемых объектах в границах территории лесного фонда, четко свидетельствуют об объекте их образования. Данные отходы не являются отходами, образующимися в результате выполнения мероприятий в области лесных отношений, что подтверждается в том числе
приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", а являются объектом жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Кировской области и имеющих право на бесплатное и свободное посещение лесов, находящихся в федеральной собственности и их использование для личных целей (
статья 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок отходов в рамках вышеуказанных программ не представляется возможной.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения
ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт предписания является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Ссылка апеллянта на судебную практику отклоняется судом, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу
ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2021 по делу N А40-199186/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
Г.М.НИКИФОРОВА
В.И.ПОПОВ