Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 N 09АП-70171/2018 по делу N А40-187106/2018
В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания должностного лица уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара отказано правомерно, поскольку общество, являясь собственником помещений и одновременно организацией, уполномоченной распоряжаться (управлять) имуществом, несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в том числе в помещениях, принадлежащих обществу на праве собственности.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 N 09АП-70171/2018 по делу N А40-187106/2018
В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания должностного лица уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара отказано правомерно, поскольку общество, являясь собственником помещений и одновременно организацией, уполномоченной распоряжаться (управлять) имуществом, несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в том числе в помещениях, принадлежащих обществу на праве собственности.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2019 г. N 09АП-70171/2018
Дело N А40-187106/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТОЦ Лето Менеджмент"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2018 по делу N А40-187106/2018, принятое судьей Яцевой В.А. (146-1532)
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "ТОЦ Лето Менеджмент"
к 1. зам.начальника 1 РОНПР Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по Москве, 2. ГУ МЧС России по Москве
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: Сухинина И.В. по доверенности от 21.02.2018;
от заинтересованных лиц: 1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен;
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2018, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ТОЦ Лето Менеджмент" о признании незаконным Предписания N 79/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенное 23.05.2018 Заместителем начальника 1 РОНПР Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, майором внутренней службы Ходасевичем Ю.А., которым на ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" возложена обязанность организовать в рамках имеющейся компетенции устранение собственниками объекта защиты нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает решение незаконным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
В судебное заседание не явились представители зам.начальника 1 РОНПР Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по Москве, ГУ МЧС России по Москве, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Требования Гагаринской межрайонной прокуратуры г. Москвы от 18.05.2018 о проведении внеплановой проверки начальником 1 РОНПР было вынесено Распоряжение от 18.05.2018 N 79 о проведении внеплановой проверки ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
Основанием выдачи указанного требования послужило поручение Прокуратуры г. Москвы от 27.03.2018 N 7/33-7-2018/53409 о проведении проверки торговых комплексов и иных мест с массовым пребыванием людей в связи с произошедшим 25.03.2018 пожаром в торгово-развлекательном центре "Зимняя Вишня" в г. Кемерово, повлекшим гибель людей.
23.05.2018 заместителем начальника 1 РОНПР Ходасевичем Ю.А. в присутствии генерального директора Общества Гусева М.В. была проведена выездная проверка, по результатам которой составлен Акт от 23.05.2018 N 79.
Приложением к указанному акту является Предписание N 79/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которым на ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" возложена обязанность до 23.06.2018 организовать в рамках имеющейся компетенции устранение собственниками объекта защиты нарушений обязательных требований пожарной безопасности по 17 пунктах; объект защиты - торгово-офисный центр "Лето" по адресу г Москва, пр. Вернадского, 29.
Общество, не согласившись с вынесенным предписанием, полагая, что указанное предписание нарушает права и экономические интересы Заявителя, обжаловал его в арбитражном суде настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Судом установлено, то заявителю на праве собственности принадлежат помещения площадью 1.588,9 кв. м используемых для технического обслуживания здания и инженерных коммуникаций, а также отдельные места общего пользования, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Одновременно с этим ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" является управляющей компанией, в обязанности которой входит соблюдение в здании торгово-офисного центра "Лето", в том числе, требований пожарной безопасности.
В соответствии с типовым договором от 01.12.2017 N 75/17 ЭиУ на оказание услуг по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию объекта недвижимого имущества по указанному адресу, ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" обязуется оказывать собственникам нежилых помещений услуги по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию мест общего пользования здания, а также услуги, связанные с представлением интересов собственников перед третьими лицами.
В соответствии с перечнем услуг и работ по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию, являющимся приложением к договору на оказание услуг по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию объекта недвижимого имущества ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" управляет эксплуатацией и обслуживанием, а именно выполняет административные функции в том числе:
- формирование службы эксплуатации, в т.ч. предоставлению Управляющего;
- разработка руководства управления объектом;
- взаимодействие с органами, осуществляющими надзор за эксплуатацией объектов недвижимости на территории г. Москвы;
- назначение лиц ответственных за противопожарную безопасность;
- регулярное инспектирование мест общего пользования;
- взаимодействие с городскими службами и администрирование соответствующих договоров, заключенных в отношении Здания;
- контроль качества и сроков выполнения работ Подрядчиками.
В соответствии с уставом ООО "ТОЦ Лето Менеджмент", утвержденным протоколом общего собрания учредителей N 1 от 15.07.2014 целью и предметом деятельности общества является, в том числе Управление недвижимом имуществом.
Согласно ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Ввиду вышеизложенного, ООО "ТОЦ Менеджмент", являясь собственником помещений и одновременно организацией уполномоченной распоряжаться (управлять) имуществом, несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные, в том числе, в помещениях принадлежащих Заявителю на праве собственности.
Доказательством того, что Предписание N 79/1/1 вручено надлежащему лицу свидетельствует, в том числе, меры, предпринимаемые заявителем по устранению нарушений требовании пожарной безопасности в здании торгово-офисного центра "Лето", то подтверждается письмом ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" от 11.07.2018 N 488.
Предпринимаемые Заявителем меры по заключению договоров на монтаж систем противопожарной защиты, указывают на наличие у Заявителя обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в здании.
В торгово-офисном центре "Лето", в отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию) выполнены работы по реконструкции 23 этажа (в результате работ по реконструкции здания вновь устроено 3 верхних этажа офисного назначения), которые выразились в пристройке к техническому помещению новых помещений по периметру всей кровли (техническое помещение ранее занимало только часть площади на кровле в центральной ее части), изменены технико-экономические параметры здания (площадь, объем). На 23 этаже здания устроена новая лифтовая шахта на 2 лифта на плане БТИ, лифтовые шахты на 23 и 22 этажах, а также 23 этаж в существующем виде отсутствуют.
Согласно предоставленной Мосгосстройнадзором информации, разрешение на строительство по указанному адресу не выдавалось. Доказательств получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" не представлено (письмо Мосгосстройнадзора от 27.04.2018 N 09-2837/18-(4)-1; фотоматериалы, показывающие изменение проектных решений верхних этажей здания).
Должностным лицом установлено, что в результате реконструкции изменилось функциональное назначение отдельных помещений, в том числе, на 5 этаже располагается организация дополнительного образования детей, в уровне первого и цокольного этажей устроены торговые помещения, в подвальном этаже устроен фитнес-центр, на отдельных этажах общие коридоры (пути эвакуации) изменили свое фактическое функциональное назначение став частью помещений.
Заявителем в период проведения проверки не представлено проектной документации на объект защиты подтверждающей эксплуатацию здания в соответствии с проектными решениями принятыми и согласованными в установленном порядке.
Таким образом, ввиду проведенных капитальных работ на объекте и изменении функционального назначения отдельных его частей в соответствии со статьей 1 п. 2, статьей 4 п. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения указанного Федерального закона обязательны для исполнения.
Кроме того, на здание торгово-офисного центра "Лето" высотой 50 м (23 этажа) на момент проектирования нормативные требования отсутствовали.
Утвержденные 30.04.1972 Госстроем СССР СНиП 11-Л.2-72* "Общественные здания и сооружения. Нормы проектирования. Общая часть" распространялись на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых общественных зданий высотой до 16 этажей включительно.
На день рассмотрения спора, на общественные здания и сооружения высотой 50 м (23 этажа) нормы проектирования также отсутствуют. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и п. 1.5* СНиП 21-01-97* Заявителю необходимо разработать специальные технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий (п. 1 Предписания N 79/1/1). При отсутствии таких условий даже выполнение остальных пунктов предписания кроме п. 1 не будет свидетельствовать о пожарной безопасности здания.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на объект, введенный в эксплуатацию до дня вступления указанного Федерального закона в силу должны применяться ранее действующие требования. Данный закон вступил в силу в 2009 г.
Учитывая это при вынесении Предписания N 79/1/1 административным органом сделана ссылка не только на Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Своды Правил, но и на СНиПы и НПБ действующие при проектировании зданий до вступления в силу указанного Федерального закона, (приложение N 9 - список используемых сокращений стр. 104).
Так, в соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97*, который предписывает необходимость разработки специальных технических условий, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
НПБ 110-03, предписывает дооборудование здания автоматическими системами пожаротушения и сигнализации. В соответствии с п. 1 НПБ 110-03 устанавливаются основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения.
НПБ 104-03, предписывает дооборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В соответствии с п. 1.1 НПБ 104-03 устанавливаются требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
СНиП 41-01-2003. предписывает дооборудование здания автоматической системой дымоудаления в соответствии с п. 1 настоящих норм распространяются на системы теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях зданий и сооружений (далее - зданий).
Вместе с этим, правила противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (ППР в РФ) содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности и применяются для всех объектов (п. 1 ППР в РФ).
В приложении N 10 (стр. 105-108) даны пояснения к предписанию N 79/1/1 в силу каких требований пункт предписания является обязательным к выполнению, с чем согласился суд первой инстанции.
Кроме того, каждый пункт ссылается на обязательный к применению нормативный документ, указанный в Перечне, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.
Учитывая изложенное, коллегия считает доводы заявителя о том, что указанные в Предписании N 79/1/1 нормативные документы не распространяются на здание торгово-офисного центра "Лето", необоснованными.
Поскольку у ответчика имеются полномочия по выдаче оспариваемого предписания, а при наличии оснований для его выдачи, у Заявителя возникает обязанность по его исполнению.
Несоблюдение требований пожарной безопасности, несоблюдение которых вменено заявителю, в случае возможного возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка N 214 Ломоносовского района гор. Москвы от 21.09.2018 по делу N 5-598/2018 ООО "ТОЦ Лето Менеджмент" привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (т. 1, л.д. 145-150).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм процессуального и материального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2018 по делу N А40-187106/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
В.И.ПОПОВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА