Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 N 09АП-10979/2020 по делу N А40-94/2020
Процессуальные вопросы: Возвращение искового заявления - в случае неподсудности дела данному арбитражному суду.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2020 N 09АП-10979/2020 по делу N А40-94/2020
Процессуальные вопросы: Возвращение искового заявления - в случае неподсудности дела данному арбитражному суду.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2020 г. N 09АП-10979/2020
Дело N А40-94/20
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2020 г. по делу N А40-94/20
вынесенное судьей В.А. Яцевой,
по заявлению ООО "Техническая эксплуатационная компания - Дом"
к заинтересованным лицам: 1) Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве;
2) 1-ому региональному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ВАО ГУ МЧС России по г. Москве
об уменьшении размера административного наказания по постановлению N 0335 от 23.12.2019 о привлечении к административной ответственности по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: Голвачев В.Ф. по дов. от 25.11.2019;
от заинтересованных лиц: 1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания - Дом" (Заявитель, ООО "ТЭК-Дом", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве и 1-ому региональному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления по ВАО ГУ МЧС России по г. Москве (Заинтересованное лицо) об уменьшении размера административного наказания по постановлению N 0335 от 23.12.2019 г. о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2020 г. заявление было возвращено Обществу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ТЭК-Дом" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение и неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил определение суда отменить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения определения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Возвращая заявление ООО "ТЭК-Дом", суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с
пунктом 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 г. N 262-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Томской области о проверке конституционности части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что
часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела и осуществляется рассматривающим это дело судом. С учетом изложенного, арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется
§ 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи 207 АПК РФ, дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным
АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей
главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу
части 2 статьи 207 АПК РФ, производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Таким образом, из совокупности вышеизложенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям об оспаривании постановлений об административных правонарушениях и (или) решений по жалобе на это постановление, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановлением о назначении административного наказания N 0335 от 23.12.2019 г. Общество привлечено к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности".
Объектом вмененного Заявителю административного правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, нарушает требования пожарной безопасности, установленные законодателем в интересах неограниченного круга лиц.
Кроме того, в силу
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и
частями 6,
6.1 и
7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ включена в состав
главы 20 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" и не имеет отношения к предпринимательской и иной экономической деятельности общества, в связи с чем, данный спор неподведомственен арбитражному суду.
Оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
Наличие у Заявителя статуса юридического лица, осуществление им хозяйственной деятельности, сами по себе, не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Выполнение лицом требований Федерального
закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил противопожарного режима в РФ не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
В
пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 разъяснено, что жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, спор не имеет экономического характера, не связан с предпринимательской деятельностью и не относится к специальной подведомственности, предусмотренной
статьей 33 АПК РФ.
Поскольку сведений о том, что Общество ранее обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции и его заявление не принято в связи с неподведомственностью спора названному суду, не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности Заявителя реализовать гарантированное
статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту при обращении с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции.
На основании изложенного, суд пришел к верному выводу, что заявление ООО "ТЭК-Дом" об уменьшении размера административного наказания по постановлению N 0335 от 23.12.2019 о привлечении к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу определения арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, установленных
частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2020 по делу N А40-94/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья
М.В.КОЧЕШКОВА