Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 N 09АП-9867/2022 по делу N А40-211070/2021
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Обстоятельства: Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, свидетельствующих о невозможности привлечения заявителя к административной ответственности, не установлено.
Решение: Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 N 09АП-9867/2022 по делу N А40-211070/2021
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Обстоятельства: Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, свидетельствующих о невозможности привлечения заявителя к административной ответственности, не установлено.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2022 г. N 09АП-9867/2022
Дело N А40-211070/21
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б. Красновой
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-211070/21, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России"
к Краевому государственному казенному учреждению "Лесная охрана"
о признании незаконным постановления,
установил:
ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России" (далее также - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Краевому государственному казенному учреждению "Лесная охрана" (далее также - ответчик, КГКУ "Лесная охрана", административный орган) о признании незаконным постановления от 09.09.2021 N 444/8-2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения предприятия в арбитражный суд послужило вынесенное КГКУ "Лесная охрана" постановление от 09.09.2021 N 444/8-2021 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50.000 руб.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ответчиком установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" заключено соглашение об установлении сервитута частей земельных участков от 25.05.2020 N 2 (далее - Соглашение), согласно которому Министерство лесного хозяйства Красноярского края предоставляет ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов ("новой внутренней трассы (ИПК-РВ) к испытательному полигонному комплексу" в рамках ОКР "Указчик-КВ" в районе гп. Северо-Енисейский Красноярского края) право ограниченного пользования (сервитут), частями земельных участков, общей площадью 543,5001 га, расположенных на территории КГБУ "Северо-Енисейское лесничество"; Северо-Енисейское участковое лесничество, квартал N 323 (часть выд. 30, 31), квартал N 386 (часть выд. 4, 5, 9, 10, 15, 19, 43), квартал 387 (часть выд. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 32, 34), квартал N 388 (часть выд. 8, 9, 12, 14, 15, 16, 18, 28, 30), квартал N 389 (часть выд. 20, 21, 23, 24, 25, 30), квартал N 390 (часть выд. 31), квартал N 449 (часть выд. 27, 28, 29), квартал N 453 (часть выд. 1, 3, 40). Вельминское участковое лесничество квартал N 117 (часть выд. 13, 14, 16, 17, 18, 22, 23), квартал N 118 (часть выд. 26, 27, 28, 29, 30, 41), квартал N 167 (часть выд. 39), квартал N 543 (часть выд. 1, 2, 7, 8, 9, 22), квартал N 680 (часть выд. 10, 13, 16, 40), квартал N 681 (часть выд. 1, 7, 8, 9, 10, 43), квартал N 682 (часть выд. 15, 21, 22, 50). Тейское участковое лесничество, квартал N 360 (часть выд. 3, 5, 6, 50, 51), квартал N 731 (часть выд. 2, 7).
В соответствии с лесной декларацией от 28.07.2020 N 1 ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" использует леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов с 07.08.2020 по 06.08.2021.
На основании приказа КГКУ "Лесная охрана" от 10.02.2021 N 34-лн "О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) на землях лесного фонда", планового (рейдового) задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 18.06.2021 N 42, государственным инспектором КГКУ "Лесная охрана", 19.06.2021 произведен плановый (рейдовый) осмотр лесного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Северо-Енисейский район, Северо-Енисейское лесничество, Северо-Енисейское участковое лесничество, квартал N 449, выдел 28.
Согласно статье 88 Лесного кодекса РФ, соглашению от 25.05.2020 N 2 об установлении сервитута частей земельных участков, составлен проект освоения лесов (далее - Проект освоения лесов), который в свою очередь в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса РФ прошел государственную экспертизу N 559, утвержденную приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 10.06.2020 N 1195-ГЛР/Э.
Согласно таблице 5.2 (13) Проекта освоения лесов установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, производится в квартале 388 выделе 8 Северо-Енисейского участкового лесничества Северо-Енисейское лесничество.
В ходе осмотра выявлены факты нарушения лесного законодательства, а именно:
- противопожарный аншлаг установлен в месте, не соответствующем проекту освоения лесов, чем нарушены подпункт "а" пункта 3, пункт 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (противопожарный аншлаг установлен в квартале 449 выдел 28 Северо-Енисейского участкового лесничества Северо-Енисейского лесничества, что не соответствует проекту освоения лесов. Координаты места нарушения: С 600 23 18,9, В 0930 07 07,8.);
- складированная древесина не окорена, не опахана минерализованной полосой, что является нарушением пункта 30 Правил пожарной безопасности в лесах.
На основании выявленных нарушений государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" в отношении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" составлен протокол от 19.07.2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
09.09.2021 КГКУ "Лесная охрана" вынесено оспариваемое постановление от 09.09.2021 N 444/8-2021 о привлечении ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Рассмотрев повторно материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В части 1 статьи 52, пункте 1 части 1 статьи 53 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах; меры пожарной безопасности в лесах включают предупреждение лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Противопожарное обустройство лесов - это система организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, развития лесных пожаров и создание условий для их тушения на ограниченной площади с минимальными затратами сил и средств.
Система мероприятий должна основываться на данных о степени пожарной опасности в зависимости от породного состава и других особенностей насаждений, погодных условий, а также наличия источников огня.
Противопожарное обустройство лесов согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
В соответствии с пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 30 Правил пожарной безопасности в лесах, места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Административным органом предприятию вменено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в нахождении противопожарного аншлага в месте, не соответствующем проекту освоения лесов, и оставлении заготовленной древесины неокоренной на площадке, не отделенной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Названное обстоятельство подтверждается совокупностью представленных в материалы настоящего дела доказательств и свидетельствует о наличии в деянии предприятия события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Заявитель указывает на то, что нарушения были допущены генеральным подрядчиком, которому фактически передан лесной участок для осуществления строительства.
Данное обстоятельство не имеет правового значения при установлении вины лица, допустившего нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 3.3.9 Соглашения ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" обязано осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров, санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с Соглашением о сервитуте основным (первичным) лесопользователем лесного участка, на котором было выявлено правонарушение, является именно ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России". Целью использования лесных участков является: строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов ("новой внутренней трассы (ИПК-РВ) к испытательному полигонному комплексу" в рамках ОКР "Указчик-КВ" в районе гп. Северо-Енисейский Красноярского края), привлечение генподрядчика ФГУП "ГВСУ N 14" было осуществлено исключительно в интересах и по инициативе заявителя (ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России") ответственность за нарушение лесного законодательства несет именно он, так как права и обязанности по указанному соглашению отчуждены в пользу третьих лиц не были.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ответчика события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процессуальных нарушений, свидетельствующих о невозможности привлечения организации к административной ответственности, не установлено. Обстоятельства, исключающие применение административной ответственности, отсутствуют. Квалификация правонарушения является верной, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Признаков малозначительности совершенного правонарушения апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норма права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ФКП "Управление заказчика капитального строительства Минобороны России" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-211070/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья
Т.Б.КРАСНОВА