Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 N 09АП-66554/2018 по делу N А40-178423/18
Производство по делу о признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности правомерно прекращено, поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в целях реализации властных полномочий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, и с осуществлением обществом экономической деятельности не связано, а наличие у общества статуса юридического лица само по себе не служит основанием для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 N 09АП-66554/2018 по делу N А40-178423/18
Производство по делу о признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности правомерно прекращено, поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в целях реализации властных полномочий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, и с осуществлением обществом экономической деятельности не связано, а наличие у общества статуса юридического лица само по себе не служит основанием для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2018 г. N 09АП-66554/2018
Дело N А40-178423/18
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: С.Л. Захарова, В.А. Свиродова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Центр досуга молодежи"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2018 по делу N А40-178423/18,
вынесенное судьей Ю.Л. Головачевой,
по заявлению ООО "Центр досуга молодежи"
к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Москве
третье лицо: ГУП "Московский Метрополитен"
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
ООО "Центр досуга молодежи" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Москве (ответчик) о признании недействительным предписания от 17.05.2018 N 232/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в отношении ООО "Центр Досуга Молодежи" в части пунктов 1 - 22 включительно.
Определением от 19.10.2018 Арбитражный суд города Москвы прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
ООО "Центр досуга молодежи" не согласилось с определением суда и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Прекращая производство по делу по рассмотрению заявления об оспаривании предписания от 17.05.2018 N 232/1/1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что настоящий спор неподведомствен арбитражному суду.
Согласно части 2 и 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В силу действия части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2002 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ", при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 разъясняется, что жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в пункте 3 части 1 статьи 29, части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как установлено судом, фактически отраженные в пунктах 1 - 22 предписания нарушения составляли объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
На основании изложенного, вывод судов о том, что возникший спор не является экономическим, не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и, соответственно, неподведомственен арбитражному суду, правомерен.
Согласно подпункту "в" пункта 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, органами государственного пожарного надзора являются территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
Из приведенных норм следует, что оспариваемое предписание вынесено Главным управлением МЧС России по городу Москве в целях реализации властных полномочий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, и с осуществлением ООО "Центр досуга молодежи" экономической деятельности не связано.
Кроме того основным видом деятельности истца является деятельность учреждений культуры и искусства, а предметом спора - оспаривание ненормативного акта государственного органа, неисполнение которого повлечет привлечение истца к административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 20.4, 19.5 КоАП РФ.
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ, посягают на общественные отношения в области обеспечения пожарной безопасности и никак не связаны с осуществлением лицом, его совершившим предпринимательской и иной экономической деятельности. Требования норм пожарной безопасности должны выполняться независимо от того, осуществляет лицо предпринимательскую или некоммерческую деятельность.
Таким образом, наличие у истца статуса юридического лица само по себе не служит основанием для безусловного отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда.
Несоблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, не связано непосредственно с предпринимательской и иной экономической деятельностью истца.
Оспариваемое предписание выдано ООО "ЦДМ" как участнику правоотношений в сфере пожарной безопасности, а не как субъекту предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением такой деятельности.
Согласно Определения ВС по делу N 5-КГ18-23 суд не согласился с определением апелляционного суда общей юрисдикции о прекращении производства по делу, придя к выводу о том, что Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено ГУ МЧС России по городу Москве в целях реализации властных полномочий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и с осуществлением предпринимательской деятельности не связано, в связи с чем, дело об оспаривании предписания было направлено на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Московского городского суда.
Следовательно, настоящее дело об оспаривании указанного предписания не относится к компетенции арбитражного суда.
Оснований полагать, что вмененное ООО "Центр досуга молодежи" правонарушение совершено юридическим лицом в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая вышесказанное, апелляционный суд считает определение суда по настоящему делу законным и обоснованным, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании права и не опровергают выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного, определение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2018 по делу N А40-178423/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
В.А.СВИРИДОВ