Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 N 09АП-23204/2019 по делу N А40-306185/2018
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания ГУ МЧС России по г. Москве.
Обстоятельства: Административным органом в ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем правомерно было предложено обществу выполнить требования п. 7.2 (в) Свода правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", а именно: из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 метров предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Решение: Отказано.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 N 09АП-23204/2019 по делу N А40-306185/2018
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания ГУ МЧС России по г. Москве.
Обстоятельства: Административным органом в ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем правомерно было предложено обществу выполнить требования п. 7.2 (в) Свода правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", а именно: из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 метров предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2020 г. N 09АП-23204/2019
Дело N А40-306185/18
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Никифоровой Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным
кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции
заявление АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"
к ГУ МЧС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене предписания,
в присутствии:
от заявителя: Кочукова М.А. по дов. от 02.12.2019;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Акционерное общество "Мосэнергосбыт" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным предписания ГУ МЧС России по г. Москве (ответчик) от 05.10.2018 N 524/1/1.
Решением от 04.03.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Определением от 30.05.2019 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции. При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене по безусловным основаниям в соответствии с
п. 1 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
В судебном заседании представитель АО "Мосэнергосбыт" доводы заявления поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, дело рассматривается в его отсутствие, исходя из норм
статей 121,
123,
156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств по правилам, предусмотренным
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ГУ МЧС России по г. Москве в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе указанной проверки были выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем, обществу было выдано предписание от 05.10.2018 N 524/1/1, согласно которого необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору.
Согласно оспариваемому предписанию из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре, что является нарушением
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. 4,
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пп. "в" п. 7.2 Свода правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (утверждены Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116; далее - Правила).
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
В качестве основания незаконности оспариваемого предписания заявитель указывает, что здание, в котором проводилась проверка, не является вновь строящимся, доказательства того, что здание, в котором проводилась проверка, подвергалось реконструкции в соответствии с
п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также того, что дальнейшая эксплуатация обществом здания, где проводилась проверка, в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей в материалах дела отсутствуют.
Апелляционный суд считает, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению, ввиду следующего.
Как указывалось выше, административным органом в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе - из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 метров, не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
В соответствии со
ст. 6. Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
На данный объект расчеты пожарных рисков не проводились, здание построено в 1988 году.
В соответствии с требованиями
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при проведении проверки не устанавливались более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона.
В соответствии с
п. 2.16 СНиП 2.08.02-85 "Общественные здания и сооружения": "В коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации людей, должно быть предусмотрено дымоудаление...",
п. 1.158* СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения": "В зданиях высотой менее 10 этажей в коридорах без естественного освещения, предназначенных для эвакуации 50 и более человек, должно быть предусмотрено дымоудаление...".
Таким образом, с учетом
ст. 4,
ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ответчиком правомерно предложено обществу выполнить требования
п. 7.2 (в) Свода правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", а именно из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м предусмотреть систему вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре.
При этом, необходимо учесть, что в указанном здании АО "Мосэнергосбыт" допущено изменение назначения помещений.
Согласно плану БТИ на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 9, на втором этаже в помещении N 62 общей площадью 363,6 м2, помещении N 70 общей площадью 330,6 м2, помещении N 72 общей площадью 115,5 м2 и других предусмотрено функциональное назначение - цеха. Между тем, в данных помещениях проведено изменение внутренней планировки, и устроены офисные помещения (коридоры, кабинеты и т.д.).
В соответствии с требованиями
п. 23 (о) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" запрещено изменять класс функционального назначения помещений без учета в том числе требований пожарной безопасности.
Ответчиком установлено и зафиксировано, что на объекте проведено изменение класса функциональной пожарной опасности помещения или группы помещений, функционально связанных между собой (
статьи 28,
32 Федерального закона N 123-ФЗ).
Доказательства того, что обществом разрабатывались проектные решения по проведению данных изменений части этажа здания, в т.ч. в соответствии с требованиями
постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в которых учтены требования пожарной безопасности (в т.ч. по устройству системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре), из материалов дела не усматриваются.
При таких обстоятельствах, указанное нарушение требований пожарной безопасности влияет на безопасность, а также в совокупности может нести угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией изложенной Арбитражным судом Московского округа в
постановлении от 08.06.2020 по делу N А40-152153/18, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора (АО "Мосэнергосбыт" оспаривалось предписание ГУ МЧС России по г. Москве от 27.04.2018 N 222/1/1, содержащее аналогичные требования).
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд с учетом положения
ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, заявленные обществом требования о признании недействительным предписания ГУ МЧС России по г. Москве от 05.10.2018 N 524/1/1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2019 по делу N А40-306185/18 отменить.
Отказать АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ" в удовлетворении требований о признании недействительным предписания ГУ МЧС России по г. Москве от 05.10.2018 N 524/1/1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
С.М.МУХИН
Г.М.НИКИФОРОВА