Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 14.02.2024 N 305-ЭС24-467 отказано в передаче дела N А40-66199/2023 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2023 N Ф05-28785/2023 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 N 09АП-49415/2023 по делу N А40-66199/2023
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: Об оспаривании отказа в изменении сведений в ЕГРН.
Обстоятельства: Выявлены противоречия между сведениями ЕГРН и графическими планами вновь образованных помещений; при этом документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции, в материалы дела не представлены.
Решение: Отказано.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 N 09АП-49415/2023 по делу N А40-66199/2023
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: Об оспаривании отказа в изменении сведений в ЕГРН.
Обстоятельства: Выявлены противоречия между сведениями ЕГРН и графическими планами вновь образованных помещений; при этом документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции, в материалы дела не представлены.
Решение: Отказано.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2023 г. N 09АП-49415/2023
Дело N А40-66199/23
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: И.А. Чеботаревой, В.А. Яцевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Технопарк ЭЛМА В22"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.06.2023 по делу N А40-66199/23
по заявлению ООО "Технопарк ЭЛМА В22" (ИНН: 7735195366)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ИНН 7726639745),
о признании незаконным решения от 14.03.2023 N КУВД-001/2022-54810462/7,
при участии:
от заявителя: Милосердов С.В. по дов. от 28.09.2022 N В22-2022/09/28-3;
от заинтересованного лица: Винокурцева Е.В. по дов. от 25.04.2023 N Д-71-2023;
установил:
ООО "Технопарк ЭЛМА В22" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 14.03.2023 N КУВД-001/2022-54810462/8.
Решением суда от 20.06.2023 заявление ООО "Технопарк ЭЛМА В22" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился заявитель и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что суду был продемонстрирован замкнутый контур образованных помещений, отмеченный красной непрерывной линией, в который вошли все помещения. В соответствии с
п. 3.8 приложения N 2 к Постановлению N 432-ПП не требуется получение разрешения на строительство при устройстве проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц. Полагает, что работы по созданию, изменению, заделке оконных и дверных проемов не требуют получения разрешения на строительство. Демонтаж лифтовой шахты между 1 и 2 этажами не является ядром жесткости здания, в связи с чем не требует получения разрешения на строительство. Полагает, что в результате проведенных работ, не изменились основные параметры здания, в результате чего не произошло создание нового объекта, как происходит при реконструкции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Управления поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке
ст. ст. 266,
268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный
ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.12.2022 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением N КУВД-001/2022-54810462 о кадастровом учете и регистрации права в отношении помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д. 22, стр. 1.
Технический план помещения был подготовлен в связи с объединением помещений с кадастровыми N 77:09:0001021:6137, 77:09:0001021:6138,77:09:0001021:6139.
03 января 2023 года Управление Росреестра по Москве вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, в котором указало на нарушения требований
Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
25 января 2023 года для целей устранения замечаний заинтересованного лица, изложенных в Уведомлении о приостановлении, Заявителем были поданы дополнительные документы в т.ч. новая редакция Технического плана, где были внесены соответствующие изменения, а также даны развернутые пояснения в разделе Заключение кадастрового инженера.
31 января 2023 года Заинтересованным лицом вынесено Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, в котором указаны те же причины, без пояснений и анализа изменений, внесенных в Технический план.
14 марта 2023 года в связи с неустранением заявителем, по мнению заинтересованного лица, причин, указанных в уведомлении о неустранении причин приостановления, уведомлением об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права N КУВД-001/2022-54810462/8 заинтересованным лицом отказано Заявителю в кадастровом учете изменений, и регистрации права собственности поданных с заявлением от 07.12.2022 г. N КУВД-001/2022-54810462/7.
Полагая решение Управления незаконным, ООО "Технопарк ЭЛМА В22" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному
закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным
законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным
законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с
п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации Управлением проводится правовая экспертиза документов, на предмет наличия или отсутствия установленных
Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно
части 2 статьи 15 Закона при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости, либо (согласно
части 4 статьи 15 Закона) представителя правообладателя. Перечень документов-оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указан в
части 2 статьи 14 Закона.
В соответствии со
статьей 18 Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Согласно
п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
В силу
ч. 1 ст. 24 Закона о регистрации, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Требования к техническому плану установлены Приказа Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования).
В соответствии с
пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Требованиям.
Как установлено судом, согласно обстоятельствам дела, заявитель обратился в Управление с заявлением MFC-0558/2022-1923493-1 от 07.12.2022 о проведении государственного кадастрового учета изменений характеристик объекта недвижимости, а именно, образованием помещения, расположенного: Российская Федерация, город Москва, улица Выборгская, дом 22, строение 1, путем объединения помещений с кадастровыми номерами 77:09:0001021:6137 общей площадью 1644,5 кв. м, 1 этаж помещение I - комнаты с 1 по 38, 2 этаж помещение I - комнаты с 1 по 47, 4 этаж помещение I - комнаты с 5 по 14, с 19 по 26; помещение с кад. N 77:09:0001021:6138 общей площадью 1504, 6 кв. м3 этаж помещение I - комнаты 29, 30; помещение 1 - комнаты с 1 по 17, с 19 по 28, 4 этаж помещение I - комнаты 2а, 27; помещение 1 - комнаты с 1 по 4, с 15 по 18, 5 этаж помещение I - комнаты 6а, 7а, 76, 7в, 7г, 7д, 7е, 8а, 86, 8в; помещение 1 - комнаты с 1 по 9, 18, 6 этаж помещение I - комната 6е; помещение с кад. N 77:09:0001021:6139 общей площадью 883,2 кв. м этаж 5 помещение I; комнаты 15а, 156, 15в, 15г, 16а, 166, 16в, 17а, 176, 17в, 17г, 19; помещение 1 - комнаты с 10 по 17, этаж 6 помещение I - комнаты 6а, 7а, 76, 7т, 7д, 7е, 16а, 23, 24, 27, 28; помещение 1 - комнаты с 1 по 12, с 14 по 20 итого общей площадью 1644,5 + 1504,6 + 883,2 = 4032,3 кв. м площадь по техническом у плану 3942,2 кв. м.
03.01.2023 по итогам предусмотренной
п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании
п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта.
14.03.2023 на основании
ст. 27 Закона о недвижимости ввиду неустранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета в государственном кадастровом учете отказано по следующим причинам.
Согласно
п. 3 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП (далее - Постановление) установлены виды работ по изменению объектов капитального строительства нежилого назначения и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство.
Вместе с тем, из графической части представленного технического плана усматривается проведение работ, не предусмотренных
Постановлением.
Суд установил, что вновь образованные помещения образованы с нарушением
п. 19 Требований, а именно не являются обособленным на 3 этаже от иных помещений в Здании (т.е. не представляется возможным определить границу вновь образованного помещения);
Суд пришел к выводу, что выявлены противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и графическими планами вновь образованных помещений в части графического отображения, т.е. проведены работы по перепланировке за счет монтажа сантехнического оборудования на 1-6 этажах, в местах, не предусмотренных для их образования; устройства ступеней на 1 этаже, в том числе выявлены противоречия в конфигурации лестничной площадки на 6 этаже.
Выявлены противоречия между сведениями ЕГРН и графическими планами вновь образованных помещений в части отображения и местоположения оконных проемов на всех этажах, а также выявлены противоречия в части изменения конструктивных элементов здания за счет изменение габаритов оконных проемов на 2 этаже к. 23,24, на 4 этаже к. 26 и проведены работы по ликвидации оконных блоков на 1,2 этажах и образование дополнительных окон на 2 этаже к. 45, а также разборка ранее заложенных оконных блоков на 3 этаже, демонтаж лифта на 2 этаже к. 9.
При этом документы, подтверждающие согласование осуществленной реконструкции (Разрешение на ввод
ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), в материалы дела не представлены.
Кроме того, согласно "
СП 118.13330.2022 Общественные здания и сооружения" утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 мая 2022 г. N 389/пр, настоящий
свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий, и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения.
Требования настоящего
свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям.
Размещение в общественных зданиях и сооружениях помещений иного назначения допускается при условии соблюдения экологических, санитарно-эпидемиологических требований и требований по безопасности, соответствующих общественным зданиям (
пункт 4.28 Правил) Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - 123-ФЗ) регулирует требования пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу
ч. 1 ст. 32 Закона 123-ФЗ здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества.
В силу
ч. 3 ст. 80 Закона 123-ФЗ при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным
законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
Наряду с этим, состав помещений и их площади определяются в соответствии с технологией функциональных процессов соответствующих типов общественных зданий и в соответствии с расчетными нормами, приведенными в настоящем
своде правил (
п. 5.1 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения").
В соответствии со СНиП 1-2 "Строительная терминология", элемент здания (конструктивный) - конструкция, составляющая здание или сооружение (фундамент, стена, перекрытие, покрытие, лестница и т.п.).
СП 20.13330.2016 ("СНиП 2.01.07-85) "Нагрузки и Воздействия" разработан с учетом обязательных требований, установленных в федеральных законах от 27 декабря 2002 г.
N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 декабря 2009 г.
N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и содержит общие технические требования по назначению нагрузок, воздействий и их сочетаний при строительстве новых, расширении, реконструкции и перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений.
При этом, указанные работы затрагивают объемно-планировочные и конструктивные решения части здания (помещения), что ведет к изменению класса функциональной пожарной опасности, изменению пожарной нагрузки, а также ведет к изменения технико-экономических показателей объекта, что связано со всеми функциональными процессами указанного объекта.
В силу
п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации N 190-ФЗ от 29.12.2004 реконструкцией является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Согласно
ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных
ч. 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ. | |
Проведение реконструктивных и строительных работ в здании регулируется
ГрК РФ. Разрешение на реконструкцию согласно
п. 5 *** ст. 8 ГрК РФ выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями
ст. 51 ГрК РФ.
Согласно
ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных
ч. 4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Результатом проведенных работ в соответствии со
ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, выявлено изменение внешнего архитектурного решения нежилого здания, проведены работы по устройству входной группы на 1 этаже здания, а также изменение контура здания на 1 и 2 этаж здания. Таким образом, при проведении переустройства/перепланировки и раздела помещения с кадастровым номером 77:09:0001021:6139 были проведены работы по реконструкции.
Сведения о выдаче разрешения на реконструкцию с последующим вводом в эксплуатацию здания с кадастровым номером 77:09:0001023:1125, расположенного по адресу: г. Москва, улица Выборгская, Дом 22, Строение 1, в материалах дела отсутствуют.
В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных
пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований, установленных на основании
части 13 статьи 24 Закона о недвижимости, а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав приложения.
Между тем, в составе технического плана отсутствует вышеуказанные сведения об объекте недвижимости.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Москве исполнило процессуальные обязанности, установленные
ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу
ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Технопарк ЭЛМА В22" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.06.2023 по делу N А40-66199/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
В.А.ЯЦЕВА
И.А.ЧЕБОТАРЕВА