Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 N 09АП-20381/2018 по делу N А40-213024/17
В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку уполномоченным органом выявлен факт невыполнения учреждением ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, при этом принадлежащий учреждению объект относится к перечню объектов, в отношении которых предоставляется декларация пожарной безопасности, следовательно, выдача предписания соответствует требованиям законодательства о пожарной безопасности.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 N 09АП-20381/2018 по делу N А40-213024/17
В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности отказано правомерно, поскольку уполномоченным органом выявлен факт невыполнения учреждением ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, при этом принадлежащий учреждению объект относится к перечню объектов, в отношении которых предоставляется декларация пожарной безопасности, следовательно, выдача предписания соответствует требованиям законодательства о пожарной безопасности.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2018 г. N 09АП-20381/2018
Дело N А40-213024/17
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: Т.Б. Красновой, П.В. Румянцева
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.М. Бегзи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ города Москвы "Информационно-аналитический центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2018 по делу N А40-213024/17, принятое судьей Кукиной С.М. (130-1908)
по заявлению ГБУ города Москвы "Информационно-аналитический центр Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы"
к Главному управлению МЧС России по г. Москве (Управление по ЦАО: третий региональный отдел надзорной деятельности и профилактики работ)
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: Бобин Д.В. по дов. от 26.01.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
ГБУ г. Москвы Информационно-аналитический центр Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы (далее - заявитель, Учреждение, ГБУ "Мосстройинформ") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к ГУ МЧС России по г. Москве (далее - ответчик, административный орган, ГУ МЧС) о признании незаконным предписания от 19.10.2017 N 237/1/1.
Решением от 28.02.2018 Арбитражный суд города Москвы заявление ГБУ города Москвы "Информационно-аналитический центр Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы" оставлены без удовлетворения.
Заявитель не согласившись с решением суда, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, исполнение предписания невозможно в установленные сроки, в связи с тем, что в здании ведется реконструкция, сроки которой продлены до 31.03.2018. Заявитель указал, что при проведении проверки административный орган не учел, что указанные в Предписании нарушения, в соответствии с разделом N 9 утвержденной проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", должны быть устранены ООО "Техноком Трейд", как стороной контракта, осуществляющей реконструкцию здания и не могут быть устранены ГБУ "Мосстройинформ". Ответчиком не запрашивалась документация на здание.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил изменить решение суда первой инстанции и уменьшить размер штрафа до 1000 руб.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие указанного лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда не подлежит отмене или изменению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением начальника 3 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 02.10.2017 N 237 в период с 06.10.2017 по 02.11.2017 сотрудниками отдела проведена внеплановая выездная проверка по контролю за выполнением пунктов ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 28.07.2017 N 188/1/1, в отношении ГБУ "Мосстройинформ" на объекте защиты по адресу: г. Москва, ул. 2-я Брестская, д. 6., срок выполнения которого истек.
При проведении проверки на указанном объекте выявлены факты невыполнения пунктов ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 28.07.2017 N 188/1/1, а именно:
1. Не составлена и не зарегистрирована декларация пожарной безопасности (ст. 64 ФЗ N 123).
2. Ширина всех эвакуационных выходов их помещений 1-го этажа на улицу менее требуемых 1,2 метра (п. 6.16 СНиП 21-01-97*).
3. Допущено устройство вращающейся двери на путях эвакуации 1-го этажа отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации и технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанное устройство (п. 36 абзац а) ПНР в РФ).
4. Двери каб. N 122, 123, 124 1-го этажа открываются в сторону коридора, результате чего ширина пути эвакуации, уменьшенная на половину ширины дверного полотна (при одностороннем расположении дверей) по коридору 1-го а составляет менее требуемой 1,2 метра (п. 6.26*, п. 6.27* СНиП 21-01-97*).
По результатам проверки составлен акт от 19.10.2017 N 237.
19.10.2017 ГБУ "Мосстройинформ" выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 237/1/1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании предписания недействительным.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной опасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти; - руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за влечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано в рамках внеплановой проверки выполнения ранее выданного предписания от 28.07.2017 N 188/1/1 о составлении и регистрации декларации пожарной безопасности.
Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 утверждены форма декларации пожарной безопасности и порядок ее регистрации.
Конкретный перечень объектов, в отношении которых предоставляется декларация, предусмотрен п. 1 Порядка N 91.
Согласно п. 2 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности.
Учитывая, что объект заявителя относится к Перечню объектов, в отношении которых предоставляется декларация пожарной безопасности, выдача Предписания соответствует требованиям законодательства о пожарной безопасности.
Проведение реконструкции в здании (разрешение N RU-77203000-009283 на реконструкцию объекта капитального строительства - выставочный зал с надстройкой и пристройкой дополнительных объемов автоматизированной стоянки и офисных помещений общей площадью 34748,5 кв. м, общим объемом 165463,0 куб. м, действие которого продлено до 31.03.2018; Застройщиком является ООО "Техноком Трейд") в данном случае не исключает составление и регистрацию первичной декларации, так как внеплановая выездная проверка проводилась в действующей 3-этажной части здания площадью 8114 кв. м, которое занимает и фактически эксплуатирует ГБУ "Мосстройинформ" на праве оперативного управления.
На период реконструкции деятельность ГБУ "Мосстройинформ" в здании не приостановлена.
В силу ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ в случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.
Таким образом, реконструкция здания в данном случае не свидетельствует о незаконности оспариваемого Предписания.
Кроме того, мировым судьей судебного участка N 367 Тверского района г. Москвы было вынесено постановление N 5-19-1122/17 о назначении административного наказания Фазылзянову Ф.М. по части 12 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания N 188/1/1 от 28.07.2017, с проверкой исполнения которого произведена проверка ответчиком 19.10.2017.
Постановление о привлечении к административной ответственности заявителем обжаловано не было.
Таким образом, оспариваемое заявителем предписание по устранению нарушений не противоречит действующему законодательству, требованиям пожарной безопасности, ввиду чего у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания предписания незаконным и подлежащим отмене.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе рассмотрены судом апелляционной инстанции применительно к совокупности имеющихся в деле доказательств, связанны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2018 по делу N А40-213024/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА
Судьи
Т.Б.КРАСНОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ