Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 N 09АП-26882/2019 по делу N А40-300474/18
Категория спора: 1) Споры с органами государственной власти; 2) Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: 1) О признании недействительным предписания об устранении допущенных нарушений требований пожарной безопасности; 2) О признании недействительным решения об оставлении в силе постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 N 09АП-26882/2019 по делу N А40-300474/18
Категория спора: 1) Споры с органами государственной власти; 2) Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: 1) О признании недействительным предписания об устранении допущенных нарушений требований пожарной безопасности; 2) О признании недействительным решения об оставлении в силе постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2019 г. N 09АП-26882/2019
Дело N А40-300474/18
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: В.А. Свиридова, Л.А. Москвиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО НПО "Технология"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2019, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-3226) по делу N А40-300474/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью НПО "Технология"
к Главному управлению МЧС России по г. Москве
о признании незаконным решения, недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: Самотаев В.М. по дов. от 05.06.2019; Егорова Е.С. по дов. от 05.06.2019; Ушаков Е.А. по дов. от 05.06.2019;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью НПО "Технология" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению МЧС России по г. Москве о признании недействительным предписания от 02.08.2018 N 231/1/1/1-12, решения от 27.09.2018.
Решением от 20.03.2019 в удовлетворении заявления было отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Управление своего представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность решения суда проведены в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инженером 2 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления ЮЗАО Главного управления МЧС России по г. Москве Ерохиным И.С. 09.07.2018, 12.07.2018, 27.07.2018, 02.08.2018 в отношении общества по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 57, проводилась внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями в помещениях подвала;
- отсутствует система дымоудаления при пожаре из коридоров в здании более 28 метров;
- из здания высотой более 28 метров не выполнены лестничные клетки типа Н 1;
- двери помещений производственного, складского и технического назначения (кладовые, технические помещения, и т.п.), выполнены не противопожарными;
- расстояние между светильниками и дымовыми извещателями автоматической пожарной сигнализации частично допускается менее 0,5 метра;
- не все двери лестничных клеток оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
- двери выходов на кровлю, выполнены не противопожарными;
- не выполнена система пожаротушения в здании;
- допущено изменение функционального назначения помещения холла 1 этажа;
- пожарные рукава (частично) не присоединены к пожарным кранам;
- настенные звуковые и речевые оповещатели расположены от потолка до верхней части оповещателя на расстоянии менее 150 мм;
- автоматическая пожарная сигнализация частично находится в неработоспособном состоянии (при выборочной проверке запуска системы АПС в помещениях подвала система не сработала).
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки и отражены в спорных пунктах предписания как не соответствующие положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ, Технический регламент), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.12. N 390, Сводам правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические", СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности".
По результатам проверки обществу выдано предписание об устранении допущенных нарушений требований пожарной безопасности от 02.08.2018 N 231/1/1-12.
В связи с выявленными нарушениями общество и его генеральный директор Христов В.А. были привлечены к административной ответственности.
Решением заместителя начальника Управления Красникова Д.В. от 27.09.2018 оставлено в силе постановление о привлечении к административной ответственности Христова В.А. по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Полагая незаконным предписание от 02.08.2018 и решение от 27.09.2018, общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованными выводы Управления о нарушении обществом требований законодательства о пожарной безопасности.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о том, что выводы суда противоречат положениям части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ не допускающим распространения действия вновь вводимых требований противопожарной защиты на уже существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами. Также общество указывает, что проверка проведена с превышением установленных сроков, в связи с чем ее результаты являются недействительными.
Данные доводы отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац четвертый статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Следовательно, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты общество обязано было в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе вышеуказанными Сводами правил.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
В связи с этим период постройки и введения объекта недвижимости в эксплуатацию не освобождали общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 N 306-КГ18-21677.
В рассматриваемом случае выявленные Управлением нарушения касаются безопасности людей, в связи с чем вопрос о возможности эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Ссылки общества на заключение независимой оценки безопасности пожарного риска подлежат отклонению, поскольку оно датировано 30.11.2015, в связи с чем не подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности на дату проведения проверочных мероприятий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание является правомерным и не противоречит положениям части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ вопреки доводам общества об обратном.
Относительно доводов о превышении сроков проведения проверки апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.
Срок проведения проверки указывается в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, на основании которого проводится проверка, и не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13, пункт 6 части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).
Согласно распоряжению от 05.06.2018 N 231 срок проведения проверки установлен с 09.07.2018 по 03.08.2018 включительно (20 рабочих дней/ 50 часов).
Контрольные мероприятия согласно акту проверки проводились 09.07.2018 с 13:30 до 15:00, 12.07.2018 с 14:30 до 15:30, 27.07.2018 с 14:00 до 15:00, 02.08.2018 с 11:00 до 12:00, общая продолжительность проверки составила 4 дня / 5,5 часов.
Таким образом, проверочные мероприятия проведены с соблюдением установленных сроков их проведения.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что контрольные мероприятия проводились за рамками срока, установленного в поручении Правительства Российской Федерации от 31.05.2018 согласно которому о его исполнении должно было быть доложено до 30.07.2018.
Однако сроки исполнения поручения не являются сроками проведения проверки, как они определены в Законе N 294-ФЗ, имеют организационный характер и установлены исключительно для обеспечения оперативной организации проверочных мероприятий.
Учитывая изложение, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2019 по делу N А40-300474/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ
Судьи
В.А.СВИРИДОВ
Л.А.МОСКВИНА