Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2022 N Ф05-23953/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 N 09АП-33922/2022 по делу N А40-23361/2022
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования природопользователей: Об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений пожарной безопасности, обязании провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выдача оспариваемого предписания осуществлена заинтересованным лицом в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями.
Решение: Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 N 09АП-33922/2022 по делу N А40-23361/2022
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования природопользователей: Об оспаривании предписания МЧС России об устранении нарушений пожарной безопасности, обязании провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Обстоятельства: Выдача оспариваемого предписания осуществлена заинтересованным лицом в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2022 г. N 09АП-33922/2022
Дело N А40-23361/22
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Большой Демидовский, 9"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2022 по делу N А40-23361/22
по заявлению Товарищества собственников жилья "Большой Демидовский, 9"
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: Самохин С.Н. по доверенности от 01.03.2021;
от заинтересованного лица: Пшидаток М.А. по доверенности от 12.01.2022;
установил:
Товарищество собственников жилья "Большой Демидовский, 9" (далее - Заявитель, ТСЖ "Большой Демидовский, 9", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по г. Москве) о признании незаконным Предписания ГУ МЧС России по г. Москве от 01.09.2020 N 172/1/1 об устранении нарушений пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах и по предотвращении угрозы возникновения пожара.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2022 в удовлетворении заявления ТСЖ "Большой Демидовский, 9" отказано.
ТСЖ "Большой Демидовский, 9" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Большой Демидовский, 9" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГУ МЧС России по г. Москве с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 18.08.2021 N 172, в отношении Заявителя, по адресу: г. Москва, Большой Демидовский переулок, д. 9, была проведена внеплановая проверка.
Основанием для проведения проверки явилось истечение срока исполнения Заявителем ранее выданного предписания в области пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлено, что ранее выданное заявителю Предписание N 43/1/1 от 09.04.2021 не исполнено, и имеют место факты нарушения Заявителем требований в области пожарной безопасности.
В частности, было установлено, что:
- на объекте защиты ТСЖ "Большой Демидовский, 9" допускается устройство и эксплуатация на путях эвакуации забежных ступеней с различной шириной проступи в пределах марша лестницы (пункт 2 части 1 статьи 6, статья 53, статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.3.4 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункт 4.3.6 "СП 1.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
- на объекте защиты ТСЖ "Большой Демидовский, 9" допускается устройство и эксплуатация эвакуационных выходов шириной менее 0,8 м (пункт 2) части 1 статьи 6, статья 53, статья 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.2.5 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", пункт 4.2.5 "СП 1.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Заявителю оспариваемого Предписания N от 01.09.2021 г. N 172/1/1 об устранении нарушений пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах и по предотвращении угрозы возникновения пожара.
Исходя из текста приложенного обжалуемого акта и объяснений лиц, участвующих в судебном заседании в отношении предмета спора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указание заявителем в просительной части заявления даты оспариваемого Предписания - от 01.09.2020 является явной опечаткой, в то время как фактически Заявитель оспаривает Предписание N 172/1/1 от 01.09.2021.
Отказывая в признании ненормативного акта незаконным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент), органы государственного пожарного надзора и должностные лица указанных органов в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции; граждан.
Согласно пункту 8 Административного регламента должностные лица органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Таким образом, судом установлено, что выдача оспариваемого предписания осуществлена заинтересованным лицом в соответствии с установленными полномочиями.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом "О пожарной безопасности"), в соответствии со статьей 2 которого законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно пункта 15 статьи 2 Федерального закона Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) под определением объекта защиты понимается - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно части 1 статьи 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
Согласно части 1 статьи 89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Согласно пункту 4.3.4 ранее действующему "СП 1.13130.2009. Свода правил. Систем противопожарной защиты. Эвакуационных путей и выходов" высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.
На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Согласно пункту 4.3.6 "СП 1.13130.2020. Свода правил. Систем противопожарной защиты. Эвакуационных путей и выходов" на путях эвакуации, как правило, не допускается:
устройство криволинейных лестниц, лестниц с забежными ступенями, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок, за исключением криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений (кроме зданий лечебных учреждений) с пребыванием не более 5 человек, и криволинейных парадных лестниц при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил, а также за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности);
устройство криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы или лестничной клетки. Допускается в пределах лестничной клетки или лестницы устройство ступеней с иными параметрами для маршей, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой) и в служебные помещения с пребыванием не более 5 человек при выполнении условий подраздела 4.4 правил.
В соответствии с подразделом 4.4 Правил, пунктом 4.4.1 ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее:
а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек;
б) 1,6 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 600 человек;
в) 1,2 м - для остальных зданий, за исключением зданий класса Ф1.3, Ф1.4, Ф5;
г) 1,05 м - для зданий класса Ф1.3;
д) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам или предназначенным для эвакуации не более 5 человек;
е) 0,9 м - для всех остальных случаев.
Высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 м.
В соответствии с пунктом 4.2.5 Правил количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий следует определять в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
То обстоятельство, что заявителем не соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 6, статья 53, статья 89 Закона N 123-ФЗ, пунктов 4.3.4, 4.2.5 СП 1.13130.2009 и пунктов 4.3.6, 4.2.5 СП 1.13130.2020 подтверждено материалами дела и заявителем по существу не оспаривается.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Предписание выдано заявителю уполномоченным лицом при наличии на то законных оснований.
Заявитель ссылается на то, что СП 1.13130.2009 прекратил свое действие 18.09.2020, в связи с чем, Предписание N 172/1/1 от 01 сентября 2021 года обязывает ТСЖ "Большой Демидовский, 9" привести здание в соответствие с требованиями технического регламента, который на дату вынесения Предписания прекратил свое действие.
Данный довод о незаконности оспариваемого Предписания не свидетельствует, поскольку на дату ввода объекта в эксплуатацию действовал именно СП 1.13130.2009 при этом Положения нового СП 1.13130.2020 в вопросах, указанных в предписаниях об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, дублируют положения СП 1.13130.2009.
В связи с чем, требования части 4 статьи 4 соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 6, статья 53, статья 89 Закона N 123-ФЗ в данном случае не нарушены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем Предписания ГУ МЧС России по г. Москве от 01.09.2021 N 172/1/1 незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2022 по делу N А40-23361/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН