Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 N 09АП-13734/2022 по делу N А40-242912/2021
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности: 1) По ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах; 2) По ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Обстоятельства: Установлен факт наличия в действиях заявителя события и состава вмененного ему административного правонарушения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 N 09АП-13734/2022 по делу N А40-242912/2021
Категория спора: Дела в связи с привлечением к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности: 1) По ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах; 2) По ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Обстоятельства: Установлен факт наличия в действиях заявителя события и состава вмененного ему административного правонарушения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2022 г. N 09АП-13734/2022
Дело N А40-242912/21
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2022 по делу N А40-242912/21(146-1876), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу
о признании незаконным и отмене Постановления
без вызова сторон
установил:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (далее - административный орган, Департамент) от 19.10.2021 N 01-007/2021 о привлечении к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.31,
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Решением суда от 22.02.2022 требования Предприятия оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается, что лицом, нарушившим при выполнении работ правила санитарной и пожарной безопасности является не предприятие, а генеральный подрядчик, ФГУП "ГВСУ N 4".
Отзыв на апелляционную жалобу от административного органа не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями
ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям
части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по представленным в дело доказательствам.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в период действия договора безвозмездного пользования земельным участком с местоположением: Новосибирская область, Мошковский район N 141/3/БСПЗ(К)-799 от 16.06.2017 с 16.06.2017 по 05.08.2021 Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации засорило часть территории (лесного участка) с кадастровым номером 54:19:031001:53, расположенного в лесотаксационном выделе 20 квартала 96 Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Минобороны России, отходами производства и потребления на общей площади 334 кв. м.
В связи с изложенным, административным органом в действиях Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 1 ст. 8.31,
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
07.09.2021 заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений Департамента лесного хозяйства по СФО Треповым А.С. составлен протокол об административном правонарушении N 01-007/2021 в отношении предприятия.
Постановлением от 19.10.2021 N 01-007/2021 должностного лица Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" привлечено к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.31 и
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях заявителя события и состава вмененного ему административного правонарушения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с
пунктом 1 "Правил санитарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 (далее - Правила N 2047),
Правила N 2047 устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 20 Правил N 2047, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
пп. 1 п. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров.
В силу
п. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (
п. 1 Правил).
Согласно подпункту
пункту 9 Правил N 1614 запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Согласно материалам дела, лесотаксационный выдел 20 квартала 96 Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России является частью земельного участка с кадастровым номером 54:19:031001:53, площадью 114,7 га, который на основании договора N 141/3/БСПЗ(К)-799 от 16.06.2017 предоставлен на праве безвозмездного пользования федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ" в целях выполнения работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов..." (проект освоения лесов, прошел государственную экспертизу (приказ Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.04.2019 N 725).
В соответствии с проектом освоения лесов (стр. 51) пользователь участка леса в соответствии с лесным законодательством обязан вести лесопользование методами, не наносящими вреда лесным насаждениям и окружающей природной среде.
Проектом освоения лесов предусмотрены обязательства пользователя участком леса по осуществлению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Учитывая пожарную опасность территории участка леса, наличие дорожно-тропиночной сети и противопожарных водоемов, техническую вооруженность и работу дозорно-строжевых служб, в приложении N 13 рекомендуются основные мероприятия по противопожарному обустройству с учетом объектов, созданных ранее при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (Страница 71 проекта освоения лесов).
Так, приложением N 13 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки (стр. 73) на территории Новосибирского лесничества, Пашинского участкового лесничества предусмотрено ежемесячно в течение пожароопасного сезона (с мая по октябрь) проводить инструктаж о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, обеспечивать соблюдение пожарной безопасности в лесах.
Лесопользователю, использующему предоставленный участок леса, Предлагается ежегодно производить очистку участка от захламления и загрязнения (строительные, промышленные, деревянные и иные отходы) (стр. 80 проекта освоения лесов).
Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с проектом освоения лесов Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации должно было обеспечивать систематическую очистку от захламления и загрязнения (строительные, промышленные, деревянные и иные отходы) земельного участка с кадастровым номером 54:19:031001:53, в том числе земельного участка, расположенного в лесотаксационном выделе 20 квартала 96 Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России с момента подписания договора N 141/3/БСПЗ(К)-799 от 16.06.2017 с 16.06.2017 по 05.08.2021.
Согласно сведениям, изложенным в материалах дела об административном правонарушении, должностными лицами Департамента в ходе плановой документарной и выездной проверки соблюдения законодательства на территории (лесном участке) с кадастровым номером 54:19:031001:53, в ходе обследования лесотаксационного выдела 20 квартала 96 Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России обнаружены несанкционированное размещение отходов производства и потребления:
- конструкции из нержавеющего металла, баки, прямоугольные конструкции, закругленные фрагменты (предположительно фрагменты вытяжки), общей площадью 40 м2;
- несанкционированное размещение отходов производства и потребления, который частично находится в искусственно созданный котлован площадью 18 м2. Площадь отходов производства и потребления - 234 м2 состоит из: деревянных досок, листов, поддонов, тары из под лакокрасочных изделий, бетонных конструкций, в том числе труба, плиты, полиэтиленовые пакеты, ограждающая красно-белая лента, пень от дерева породы береза и т.п. Дорога от отходов производства и потребления ведет к объекту 920/155-21;
- размещение грунта, смешанного с отходами производства и потребления, в том числе дверь металлическая на общей площади 60 м2.
Согласно материалам дела, в объяснении представителя Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации, ведущего инженера ПТО РУЗСК ЦВО Бурлака Ю.А. от 05.08.2021 указано, что данный земельный участок передан генподрядчику по акту приема-передачи строительной площадки для строительства объекта 920/155-21. В настоящее время Генподрядная организация ФГУП "ГВСУ N 4" ведет строительные работы на объекте 920/155-21.
Главный инспектор ООО "СибирьТрансСтрой" Дитюк М.С. (представитель исполнителя работ) пояснил, что "ООО "СибирьТранСтрой" в указанной зоне строительные работы и складирование мусора не производили.
В соответствии с пунктом 8.2.23 Государственного контракта N 1821187379752554164000000 от 20.12.2018 Генподрядчик - Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 8" в ходе работ на объекте обеспечивает выполнение мероприятий по охране окружающей среды (зеленых насаждений и земли).
В соответствии с разделом 7 Государственного контракта N 1821187379752554164000000 от 20.12.2018 Заказчик (Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации) осуществляет контроль и надзор за производством работ.
Пунктом 4.4.4. договора N 141/3/БСПЗ(К)-799 от 16.06.2017 предусмотрено, что Ссудополучатель - Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на используемом Участке и прилегающих к нему территориях.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что вина предприятия имеется, так как предприятием не соблюдались меры, предусмотренные проектом освоения лесов, что привело к засорению территории (лесного участка) с кадастровым номером 54:19:031001:53, расположенного в лесотаксационном выделе 20 квартала 96 Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России отходами производства и потребления.
Вина Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ в совершении правонарушения подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей
ч. 1 ст. 8.31,
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Доводы жалобы от отсутствии вины Предприятия отклоняются, так как из материалов дела следует, что участок леса передан именно Предприятию в безвозмездное пользование, проект освоения лесов именно Предприятие обязывает выполнять мероприятия по освоению лесов, в том числе осуществлять контроль и надзор за производством работ подрядчиками.
Согласно
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых,
КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, заявителем не представлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Предприятия к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных
ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения
ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Предприятием правонарушения, как малозначительного с учетом положений
п. п. 18,
18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2022 по делу N А40-242912/21, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 229 АПК РФ.
Судья
И.А.ЧЕБОТАРЕВА