Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 N 09АП-55180/2019 по делу N А40-106998/2019
Категория спора: Споры с Ростехнадзором.
Требования заявителя: О признании недействительным и отмене предписания.
Обстоятельства: В связи с выявленными нарушениями при строительстве объекта капитального строительства, допущенными заявителем, ответчиком обоснованно выдано предписание об их устранении в установленный срок, поскольку установлено, что совокупность выявленных нарушений влияет на надежность, безопасность зданий и сооружений, а также влияет на безопасность людей.
Решение: Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 N 09АП-55180/2019 по делу N А40-106998/2019
Категория спора: Споры с Ростехнадзором.
Требования заявителя: О признании недействительным и отмене предписания.
Обстоятельства: В связи с выявленными нарушениями при строительстве объекта капитального строительства, допущенными заявителем, ответчиком обоснованно выдано предписание об их устранении в установленный срок, поскольку установлено, что совокупность выявленных нарушений влияет на надежность, безопасность зданий и сооружений, а также влияет на безопасность людей.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2019 г. N 09АП-55180/2019
Дело N А40-106998/19
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГУП "ЦЭНКИ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019, принятое судьей Гилаевым Д.А. (21-232) по делу N А40-106998/19
по заявлению ФГУП "ЦЭНКИ"
к Министерству обороны РФ в лице 119 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора
третьи лица: 1) ФГУП "ГВСУ N 6", 2) ФКУ дирекция Космодром "Восточный"
о признании незаконным и отмене предписания,
при участии:
от заявителя: Ножнов С.Ю. по дов. от 17.09.2019;
от ответчика: Степанова А.В. по дов. от 15.03.2019;
от третьего лица: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
установил:
ФГУП "ЦЭНКИ" обратилось в суд с заявлением к Министерству обороны РФ в лице 119 отдела Государственного архитектурно строительного надзора о признании незаконным и отмене предписания б/н от 21.01.2019 г. об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что на основании приказа начальника 119 отдела ГАСН от 04.02.2019 N 12 в период с 26.02.2019 по 06.03.2019 была проведена выездная проверка ФГУП "ЦЭНКИ" при строительстве следующих объектов капитального строительства: Космодром "Восточный": Технический комплекс РКН "Союз-2", площадка 2. Комплекс утилизации промстоков по ГП-37 (далее - Объект), в ходе которой были выявлены недостатки при строительстве объекта капитального строительства: нарушение требований ст. 137 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; нарушение требований РД 34.21.-122-87 "Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений"; нарушение проекта л. 1 арх. 860/2-1-37.1-ОВ; л. 10 арх. N 860/2-1-37.1-АР.
В связи с указанными нарушениям ФГУП "ЦЭНКИ" выдано предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства N 23/10 от 06 марта 2019 со сроком исполнения до 30 апреля 2019 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, а также отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что согласно условиям заключенного ФГУП "ЦЭНКИ" с Госкорпорацией "Роскосмос" и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" договора от 28.12.2016 N 223/16 (далее - Договор) является Генподрядчиком по выполнению строительно-монтажных работ на объекте: "Строительство Технического комплекса, площадка 2" до окончания строительства и получения заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиями оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (ЗОС) по объекту и вводу его в эксплуатацию.
В соответствии с п. 7.2.1 Договора Генподрядчик обязан выполнять все Работы по настоящему Договору в соответствии с Проектной и Рабочей документацией, условиями Договора и требованиями нормативных документов в области строительства.
Согласно п. 7.2.3 Договора Генподрядчик обязан принять от Застройщика документацию в соответствии с п. 6.3.2. Договора. При наличии замечаний по рабочей документации представить свои замечания Застройщику в течение 15 дней с даты их получения, что до настоящего времени не выполнено.
Из материалов дела следует, что 02.02.2017 между ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" и ФГУП "ЦЭНКИ" была осуществлена передача строительной площадки для выполнения строительно-монтажных работ, что подтверждается актом передачи строительной площадки с объектами незавершенного строительства.
Акт передачи строительной площадки служит подтверждением того, что объект для проведения строительно-монтажных работ, перешел от Заказчика к Генподрядчику. Таким образом, с момента подписания данного акта вся ответственность за содержание объекта, его охрану и состояние, а также все действия, производимые на нем, переходят к Генподрядчику.
В случае, когда участником строительных работ принято решение о принятии объекта при фактически незавершенных работах, либо когда сам объект нуждается в доведении его до состояния готовности, этот момент должен отображаться в условиях договора с обозначением конкретного перечня необходимых работ.
В том случае, если в момент составления акта передачи объекта обнаружены какие-либо нарушения произведенных работ, то в акте описывается каждый случай такого нарушения, т.е. состояние объекта при переходе от Заказчика к Генподрядчику необходимо закрепить в соответствующем акте.
Весь процесс оценки соответствия строительного объекта определяется с помощью проектной, рабочей, исполнительной документации и технических регламентов, которые являются действующими на момент подписания акта передачи строительной площадки.
Из акта передачи строительной площадки от 02.02.2017 усматривается, что Генподрядчиком замечания к состоянию объекта на момент подписания акта не предъявлялись, следовательно, ФГУП "ЦЭНКИ" приняло объект с замечаниями в отношении работ, которые выполнялись предыдущем подрядчиком ФГУП "ГВСУ N 6". Бывший генподрядчик не может продолжить строительство, поэтому предписание ему не могло быть выдано.
ФГУП "ЦЭНКИ" - лицо, осуществляющее строительство и устранение выявленных на объекте нарушений его компетенция и его сфера ответственности.
ФГУП "ЦЭНКИ" должно отвечать за допущенные нарушения вне зависимости от времени их возникновения.
18.12.2018 ФГУП "ЦЭНКИ" с Госкорпорацией "Роскосмос" и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" заключили дополнительное соглашение N 5 к договору от 28.12.2016 N 223/16 (далее - Дополнительное соглашение).
Работы по устранению выявленных нарушений в ходе проведения проверки, указанные в п. п. 1, 4, 5 Предписания внесены в Дополнительное соглашение к Договору и указаны в пунктах 472, 473, 483.
Работы по устранению выявленного нарушения, указанного п. 2 Предписания также внесены в Дополнительное соглашение к Договору и указаны в пунктах в п. 484 - 486.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, ка-питального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен про-водиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ,
Согласно ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, лицо осуществляющее строительство обязано обеспечить ведение исполнительной документации.
Исполнительная документация отражает фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства. Не ведение и не предоставление исполнительной документации при строительстве объектов капитального строительства не позволяет сопоставлению выполненных работ требованиям проектной документации, а также не дает возможность органам строительного надзора контролировать соблюдение правильного выполнения строительных работ.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, лицо осуществляющее строительство обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика (технического заказчика), проектной документации, требованиям технических регламентов. Не устранение нарушений, не соответствующих выполнению строительно-монтажным работам, проектным решениям, несоблюдению требований, или отклонению от требований проектной документации, технических регламентов, в том числе строительных норм и правил (СНиП), сводов правил (СП), влечет появление в конструкциях, узлах, элементах зданий и сооружений дефектов, в том числе и критических.
Согласно СО 153-34.21.122-2003 "Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений и промышленных коммуникаций" до начала монтажа силового электрооборудования, завоза и загрузки в здания и сооружения оборудования и ценного имущества должны быть приняты молниезащитные устройства объектов (внутреннее и наружное заземление, уравнивание потенциалов, молниезащита зданий), поскольку отсутствие молниезащитных устройств влияет на безопасность людей и оборудования зданий и сооружений, создается угроза жизнедеятельности работников, выхода из строя оборудования.
За невыполнение требований Федерального Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" существует возможность возникновения пожара, приводящая к угрозе жизни и здоровью работников.
С учетом изложенного, как верно отмечено судом первой инстанции, совокупность выявленных нарушений в ходе проведения проверки влияют на надежность, безопасность зданий и сооружений, а также влияет на безопасность людей.
Из положений ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Таким образом, ФГУП "ЦЭНКИ" является надлежащим лицом, в зону ответственности которого входит устранение выявленных нарушений указанных в Предписании.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества о том, что устранение выявленных нарушений является неисполнимым, поскольку указанные работы выполнены ФГУП "ГВСУ N 6".
В данном случае, ФГУП "ЦЭНКИ", выполняя функции Генподрядчика по договору N 223/16 от 25.16.20156, обязано выполнять как обязанности, предусмотренные указанным договором так и публично-правовые обязанности, установленные ГрК РФ.
Таким образом, Предписание от 06.03.2019 N 23/10 составлено на основании действующего законодательства с соблюдением процедуры выездной проверки и выдано ФГУП "ЦЭНКИ" на основании Договора, Дополнительного соглашения от 18.12.2018 N 5 к Договору и Акта передачи Строительной площадки от 02.02.2017.
С учетом изложенного, предписание вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения при разрешении дела по существу судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и заявителем, также не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.08.2019 по делу N А40-106998/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.МОСКВИНА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Е.В.ПРОННИКОВА