Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2013 по делу N А46-22199/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу N А46-22199/2012
Требование: О наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу N А46-22199/2012
Требование: О наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. по делу N А46-22199/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7868/2012) бюджетного учреждения города Омска "Управление благоустройства Октябрьского административного округа" (далее - БУ г. Омска "УБ ОАО"; заявитель; Учреждение)
на решение Арбитражного суда Омской области от 03.08.2012 по делу N А46-22199/2012 (судья Ярковой С.В.), принятое
по заявлению БУ г. Омска "УБ ОАО",
к территориальному отделу надзорной деятельности Октябрьского административного округа г. Омска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Отдел; заинтересованное лицо; административный орган),
о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2011,
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от заявителя - Чердынцева Т.В. по доверенности от 04.05.2012 N 599, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
БУ г. Омска "УБ ОАО" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Отделу, в котором просило признать незаконным и отменить постановление о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 13.12.2011 N 780, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения по
частям 1,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.08.2012 в удовлетворении заявленного БУ г. Омска "УБ ОАО" требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, а также на соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции также указал на пропуск Учреждением срока для обжалования оспариваемого постановления и отсутствие уважительных причин для его восстановления.
В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение суда первой инстанции, заявленное требование удовлетворить.
В апелляционной жалобе ее податель не согласен с выводом суда о пропуске заявителем срока для обжалования оспариваемого постановления.
Учреждение ссылается на отсутствие в его действиях вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Заявитель отмечает, что им часть вменяемых нарушений устранена, а также просит применить к нему положения
статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Распоряжением главного государственного инспектора Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 14.10.2011 N 613 государственному инспектору Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору было поручено провести плановую выездную проверку БУ г. Омска "УБ ОАО".
Государственным инспектором Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору была проведена плановая выездная проверка БУ г. Омска "УБ ОАО", по результатам которой составлен акт проверки N 613 от 05.12.2011.
05.12.2011 государственным инспектором Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору в отношении БУ г. Омска "УБ ОАО" был составлен протокол N 779 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что БУ г. Омска "УБ ОАО" допустило нарушение требований
пунктов 16,
33 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министра Российской Федерации по делам ГО ЧС и ЛПСБ от 18.06.2003 N 313; ГОСТ Р 12.2.143-2009, а именно:
- планы эвакуации людей не соответствуют ГОСТ;
- не определены категории по взрывопожарной пожарной опасности, а также класс зон согласно ПУЭ в производственных помещениях и гараже.
05.12.2011 государственным инспектором Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору в отношении БУ г. Омска "УБ ОАО" был составлен протокол N 780 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В указанном протоколе зафиксировано, что БУ г. Омска "УБ ОАО" допустило нарушение требований
пункта 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министра Российской Федерации по делам ГО ЧС и ЛПСБ от 18.06.2003 N 313;
пункта 4 НПБ 110-03;
пункта 20 НПБ 104-03, а именно:
- не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре;
- дверь на путях эвакуации из административного здания открывается не по направлению выхода.
По результатам рассмотрения протоколов N 779, N 780 об административном правонарушении от 05.12.2011 и материалов проверки в отношении БУ г. Омска "УБ ОАО" заместителем главного государственного инспектора Октябрьского административного округа г. Омска по пожарному надзору было вынесено постановление N 780 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 13.12.2011, согласно которому БУ г. Омска "УБ ОАО" было привлечено к административной ответственности, ответственность за которое предусмотрена
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что указанное постановление нарушает права и законные интересы Учреждения, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
03.08.2012 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме
(часть 7 названной статьи).
Статьей 20.4 КоАП установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Так, согласно
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (
часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к безопасности эксплуатации помещений.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в
Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно
пункту 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
В соответствии с
пунктом 33 ППБ 01-03 для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений.
Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.
Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается.
Согласно
пункту 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
В соответствии с
пунктом 4 "НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях установлены в "
НПБ 104-03. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.
В соответствии со
статьей 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим
Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения.
Наличие либо отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, перечень которых содержится в
статье 26.2 КоАП РФ. В соответствии с требованиями указанной
статьи к таким доказательствам отнесены протокол об административном правонарушении, который в силу
статьи 28.2 КоАП РФ составляется о совершении каждого административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные
частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в том числе время, место и событие административного правонарушения, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение законного представителя юридического лица, статья настоящего
Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из протоколов об административном правонарушении от 05.12.2011 N 779, N 780 следует, что в ходе проверки административным органом выявлен факт нарушения Учреждением на проверенном объекте требований пожарной безопасности, закрепленных
пунктами 16,
33,
52 ППБ 01-03, а также
пункта 4 НПБ 110-03,
пункта 20 таблицы 2 НПБ 10-03; ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Учреждением мотивированных возражений в отношении выявленных нарушений требований пожарной безопасности на дату проверки в материалы дела не представлено.
Следовательно, событие административного правонарушения является установленным.
В силу
статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области пожарной безопасности.
Суд считает, что в данном случае Учреждение имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Довод подателя жалобы, касающийся отсутствия финансовых средств, необходимых для монтажа пожарной сигнализации не подтверждает неправильного применения судом норм материального и процессуального права, направлен на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции также полагает возможным отметить, что такие нарушения как: выполнение планов эвакуации с нарушением ГОСТ, дверь из административного здания открывается не по направлению выхода, не определены категории по взрывоопасной и пожарной опасности, а также класс зон согласно ПУЭ в производственных помещениях и гараже не требуют наличия значительных финансовых вложений.
Ссылка Учреждения на то, что им часть вменяемых нарушений устранены: убрана дверь, открывающаяся во внутрь здания и поставлена дверь, открывающаяся по направлению выхода; произведен расчет категорий по взрывоопасной и пожарной опасности, а также классов зон согласно ПЭУ; планы эвакуации приведены в соответствие с ГОСТом, не принимается судом апелляционной инстанцией во внимание, поскольку названные действия заявителем были предприняты после проведения в отношении него проверки.
Таким образом, вывод суда о наличии в бездействии Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Наказание применено административным органом в пределах санкции, установленной
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, отсутствия смягчающих обстоятельств.
Следует также отметить, что за два самостоятельных правонарушения к Учреждению применено одно наказание в виде штрафа в минимальном размере (150 000 руб.), в связи с чем, оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, обстоятельств рассматриваемого дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений
статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В своем решении суд первой инстанции заключил вывод о пренебрежительном отношении Учреждения к реализации своего права на обжалование постановления административного органа, выразившееся в пропуске срока для его оспаривания.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, в силу следующего.
Из содержания постановления о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 13.12.2011 N 780 (пункт 2) следует, что постановление может быть обжаловано:
- в УНД ГУ МЧС России по Омской области;
- в Октябрьский районный суд г. Омска;
- в Арбитражный суд Омской области.
Таким образом, административным органом Учреждению было разъяснен альтернативный порядок обжалования.
Учреждение обратилось в Октябрьский районный суд г. Омска, в связи с чем, представляется необоснованным утверждение суда первой инстанции о пренебрежительном отношении заявителя к реализации своего права на обжалование постановления административного органа.
Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неверного судебного акта, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого
решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.08.2012 по делу N А46-22199/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ