Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А46-3425/2010
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции согласно лицензии и представлении в уполномоченный орган документов, подтверждающих факт устранения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А46-3425/2010
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции согласно лицензии и представлении в уполномоченный орган документов, подтверждающих факт устранения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. по делу N А46-3425/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4220/2010) Министерства экономики Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2010 по делу N А46-3425/2010 (судья Захарцева С.Г.),
по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск"
к Министерству экономики Омской области
о признании недействительным предписания от 12.02.2010 N 293-Л
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства экономики Омской области - Тамп Е.А. (удостоверение <...>) по доверенности от 12.05.2009 N 11/09 сроком действия 3 года; Лахин А.В. по доверенности от 27.03.2009 N 09/09 сроком действия 3 года;
от открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - Гордеев Е.В. по доверенности от 01.12.2009 N 136-Д сроком действия до 31.12.2010;
установил:
решением от 26.04.2010 по делу N А46-3425/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (далее по тексту - ОАО "Газпромнефть-Омск", Общество), признал недействительным предписание Министерства экономики Омской области (далее по тексту - Министерство экономики) от 12.02.2010 N 293-Л об устранении в срок до 15.03.2010 нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции согласно лицензии ОМС N 000010 от 17.02.2006 и представлении в отдел лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области документов, подтверждающих факт устранения.
Суд взыскал с Министерства экономики Омской области в пользу ОАО "Газпромнефть-Омск" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что право на осуществление продажи алкогольной продукции в магазине при АЗС подтверждено приложением к лицензии, действующей на момент вынесения предписания. Кроме того, лицензирующий орган не доказал факт розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах, в которых пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" их продажа запрещена, а именно: в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. При этом, суд пришел к выводу о неприменении в данном случае определения понятия "источник повышенной опасности", данного в статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерство экономики в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции допустил неверное толкование нормы пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которая напрямую запрещает розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности, перечень которых, указанный в данной норме не является исчерпывающим. АЗС (МТЗС) в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 N 229 относится к источникам повышенной опасности. Кроме того, данный факт уже установлен решением Арбитражного суда Омской области от 03.11.2009 по делу N А46-20140/2009 по спору между этими же лицами. Соответственно, Общество, осуществляя розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в магазине при АЗС нарушает требования Федерального закона N 171-ФЗ.
Общество в соответствии с представленным суду апелляционной инстанции отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Общество ссылается на то, что право на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на объекте - магазин при АЗС N 26 подтверждено лицензией на данный вид деятельности, факт незаконности выдачи которой не установлен.
По мнению Общества, не доказан факт отнесения многотопливного автозаправочного комплекса к источникам повышенной опасности.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства экономики поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Министерства экономики и ОАО "Газпромнефть-Омск", изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
17.02.2006 Министерством экономики выдана ОАО "Газпром-Нефть" лицензия регистрационный номер ОМС N 000010 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, сроком действия с 17.02.2006 до 17.02.2011, в том числе на объекте: магазин при АЗС N 26 (Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, квартал "Полевой").
01.02.2010 министром экономики Омской области Мураевым И.Г. было выдано распоряжение N 324-к о проведении внеплановой проверки ОАО "Газпромнефть-Омск" на обособленном подразделении, расположенном по адресу: Омская область, Омский район, д. Зеленое поле, квартал "Полевой" (магазин при АЗС).
В ходе проведения проверки было выявлено, что Обществом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в месте нахождения источника повышенной опасности, о чем составлен акт от 12.02.2010 N 4.
По результатам выявленного нарушения в отношении ОАО "Газпромнефть-Омск" было вынесено предписание от 12.02.2010 N 293-К, которым в срок до 15.03.2010 Обществу предложено устранить выявленное нарушение и представить документы, подтверждающие факт их устранения.
Общество, полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Министерством экономики в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Федеральный закон N 171-ФЗ) в силу пункта 1 статьи 1 данного Закона.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в пункте 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее по тексту - Правила).
Таким образом, закон напрямую запрещает розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, в том числе, местах нахождения источников повышенной опасности. При этом законом не установлен исчерпывающий перечень мест нахождения источников повышенной опасности.
Указание в пункте 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в скобках: в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, свидетельствует о том, что Закон определяет, что данные объекты относятся к местам нахождения источников повышенной опасности, но не означает, что данный перечень является исчерпывающим.
Статьей 3 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Понятие источника повышенной опасности определено статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).
Выводы суда первой инстанции о том, что данная норма к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению в силу неприменения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Как верно указывает Министерство экономики, публичными являются правоотношения между Министерством и ОАО "Газпромнефть-Омск", связанные с выдачей лицензии, ее переоформлением, прекращением действия, проведением проверок. Запрет же на продажу алкогольной продукции, установленный пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ и пунктом 136 Правил связан с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции, то есть напрямую вытекает из регулирования гражданско-правовых отношений сторон договора купли-продажи, в связи с чем для определения понятия "источник повышенной опасности" подлежат применению нормы гражданского законодательства.
Выводы суда первой инстанции в этой части не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Федеральный закон N 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к Закону N 116-ФЗ.
В силу подпункта "в" приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), принятых и введенных в действие Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, определено, что АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.
В соответствии с ГОСТом 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) "Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения", утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 12.12.1989 N 3683, национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.08.2005 N 217-ст, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, Нормами пожарной безопасности "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (НПБ 111-98*), утвержденными Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.03.98 N 25, нефтепродукты, прием, хранение, выдача (отпуск) и учет которых осуществляется на АЗС, относятся к легковоспламеняющимся жидкостям.
Из указанных норм следует, что на АЗС осуществляется деятельность, связанная с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу, то есть деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих, в силу чего АЗС относятся к источникам повышенной опасности.
Кроме того, вопрос отнесения АЗС к источникам повышенной опасности являлся предметом рассмотрения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-20140/2009 между Министерством экономики и ОАО "Газпромнефть-Омск", в решении от 03.11.2009 по которому суд отклонил доводы ОАО "Газпронефть-Омск" о неправомерности вывода Министерства экономики о наличии у автозаправочной станции статуса источника повышенной опасности.
В заседании суда апелляционной инстанции было установлено, что магазин, в котором была проведена проверка, находится в составе производственно-технологического комплекса - многотопливный автозаправочный комплекс (МТАЗК N 26), расположенного по адресу: Омская область, Омский район, Зеленое поле, квартал "Полевой", то есть в здании АЗС. Соответственно, розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции осуществляется Обществом непосредственно в месте нахождения источника повышенной опасности, что прямо запрещено пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
То обстоятельство, что данный магазин указан в приложении к лицензии как объект, на котором лицензией разрешена розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, не исключает изложенного выше вывода о незаконности осуществления этого вида деятельности в АЗС, то есть в месте нахождения источника повышенной опасности, а также не исключает обязанности Общества соблюдать требования действующего законодательства, в том числе положения пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Наличие лицензии само по себе не является доказательством законности осуществления рассматриваемого вида деятельности на данном объекте.
Вопрос же о законность лицензии не является предметом оценки в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным предписание Министерства экономики, которым установлен факт нарушения Обществом требований пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ и Обществу предписано устранить данное нарушение в срок до 15.03.2010.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования ОАО "Газпромнефть-Омск" о признании недействительным предписания Министерства экономики от 12.02.2010 N 293-к - оставлению без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Омской области от 12.03.2010 по данному делу N А46-3425/2009 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого предписания до вступления в законную силу решения по делу N А46-3425/2010.
Поскольку в соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта; после вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебном акте об отказе в удовлетворении иска, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Омской области от 12.03.2010 подлежат отмене со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
В связи с отказом в удовлетворении требований Общества, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и за подачу заявления о принятии обеспечительных мер в общей сумме 4000 рублей относятся на ОАО "Газпромнефть-Омск".
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Министерство экономики при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Министерства экономики Омской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 26.04.2010 по делу N А46-3425/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" о признании недействительным предписания Министерства экономики Омской области от 12.02.2010 N 293-Л об устранении в срок до 15.03.2010 нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции согласно лицензии ОМС N 000010 от 17.02.2006 и представлении в отдел лицензирования и государственного контроля Министерства экономики Омской области документов, подтверждающих факт устранения, отказать.
Отменить меры по обеспечению имущественных интересов в виде приостановления действия предписания от 12.02.2010 N 293-Л, вынесенного Министерством экономики Омской области в отношении открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск", принятые определением Арбитражного суда Омской области от 12.03.2010 по делу N А46-3425/2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Л.А.ЗОЛОТОВА