Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2010 по делу N А75-12014/2009
Требование: О признании недействительным предписания о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2010 по делу N А75-12014/2009
Требование: О признании недействительным предписания о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решение: Требование удовлетворено.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу N А75-12014/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1016/2010) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2009 по делу N А75-12014/2009 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебный центр федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре об оспаривании ненормативного правового акта - предписания о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 31.07.2009 N 43,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - Мазин И.В. по доверенности от 17.02.2010;
от Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебный центр федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" - Упоров И.Н. по доверенности N 3 от 17.03.2010 сроком действия до 31.12.2010; Мясникова П.В. по доверенности N 2 от 17.03.2010 сроком действия до 31.12.2010;
установил:
Решением от 28.12.2009 по делу N А75-12014/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебный центр Федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заявитель, Учебный центр), признал недействительным и не подлежащим применению представление N 43 от 31.07.2009 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Управление, заинтересованное лицо) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
При этом суд первой инстанции при системном анализе положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 N 817 и статей Федерального закона от 30.06.2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов российской федерации на иные условия службы (работы)", пришел к выводу о том, что денежное довольствие, заработная плата и социальные выплаты сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, производится за счет межбюджетных трансфертов. Денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Дополнительные выплаты сотрудникам состоят из материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, материальная помощь входит в состав денежного довольствия, которое выплачивается за счет межбюджетных трансфертов.
Кроме того, признавая недействительным и не подлежащим применению оспариваемое заявителем представление N 43 от 31.07.2009, суд первой инстанции указал на то, что материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам федеральной противопожарной службы, является стимулирующей выплатой, непосредственно связана с выполнением трудовых функции, и установлена локальными актами, как то Положением о премировании и выплате материальной помощи работникам территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, содержащимся за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденное приказом начальника Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре от 21.06.2006 N 275.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Учебного центра.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что Учебный центр не имело законных прав на использование федеральных средств для выплаты материальной помощи, которая, по мнению подателя жалобы, должна выплачиваться из средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом обоснованность начисления Учебным центром материальной помощи своим сотрудникам в соответствии с заявлением работника и коллективным договором, заинтересованным лицом не оспаривается.
Также податель жалобы выразил несогласие с возложением на него судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2000 руб., что противоречит, по мнению Управления, подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ), предусматривающему освобождение государственных органов от обязанности по уплате госпошлины.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Учебный центр отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.01.2009 N 43-01-03-25/21 и приказом о назначении проверки от 03.07.2009 N 76-П начальником Сургутского регионального отдела Управления в период с 06.07.2009 по 24.07.2009 проведена проверка расходования межбюджетных трансфертов бюджетами субъектов Российской Федерации, предоставленных в 2008 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 N 817.
Проверкой установлено неправомерная выплата материальной помощи, выплаченной сотрудникам и работникам Учебного центра, за счет трансферта, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 N 817 (л.д. 15 - 26).
По результатам проверки начальнику Учебного центра Управлением 31.07.2009 направлено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 43 с требованием принять меры по недопущению в дальнейшем совершения подобных нарушений.
Представление поступило в Учебный центр и зарегистрировано за N 887 08.09.2009 (л.д. 35).
Заявитель, полагая, что требования, изложенные в представлении, не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, связанные с невозможностью в последующем осуществлять выплату материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления от 31.07.2009 N 887 недействительным.
28.12.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономно округа - Югры принял решение, являющиеся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Из содержания части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из акта проверки N 65 (т. 1, л.д. 15 - 26), Учебный центр содержится за счет средств субъекта Российской Федерации (см. т. 1, л.д. 18).
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в редакции, действовавшей в спорный период, Учебный центр, как образовательное учреждение, входит в структуру федеральной противопожарной службы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральный орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок и правила предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с Федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утверждены одноименным Постановлением Правительства РФN 817 от 28.11.2007 г. (далее Правила).
Пункт 2 содержит прямое указание на то, что за счет межбюджетных трансфертов производятся выплаты, в том числе на денежное довольствие сотрудников и заработную плату работников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы.
Преамбулой и пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" определена следующая структура денежного довольствия сотрудников: денежное довольствие состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" определена структура дополнительных выплаты сотрудникам, которые состоят из:
- ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 70 процентов от оклада по занимаемой штатной должности, выплачиваемой в порядке, устанавливаемом руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
- премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год;
- материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам федеральной противопожарной службы, входит в состав денежного довольствия, в связи с чем ее выплата за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных Постановлением правительства Российской федерации от 28.11.2007 N 817, является обоснованной.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" размеры процентной надбавки за выслугу лет и других дополнительных выплат определяются в зависимости от размера оклада денежного содержания.
Следовательно, по смыслу указанной нормы основой для начисления всех надбавок и иных дополнительных выплат является оклад денежного содержания, состоящий из оклада по занимаемой штатной должности и оклада по специальному званию.
Последующим законодательством, принятым в развитие указанного Федерального закона, определены размеры процентных надбавок за выслугу лет, основания и порядок исчисления таких надбавок и иных дополнительных выплат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2003 N 33 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", принятым во исполнение положений Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ, утверждены положения о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей и об оказании материальной помощи, размеры которых определяются также исходя из оклада денежного содержания.
Таким образом, с 01.07.2002 все дополнительные выплаты, в том числе и материальная помощь, сотрудникам государственной противопожарной службы исчисляются из окладов денежного содержания.
Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Как следует из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты стимулирующего характера.
В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.06.2003 N 314 "О повышении уровня оплаты труда работников государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий надлежит предусматривать при формировании фонда оплаты труда на выплаты стимулирующего характера, а также на оказание материальной помощи работникам Государственной противопожарной службы средства (в расчете на год) в размере до 6 месячных повышенных тарифных ставок (окладов) с учетом надбавок и доплат, выплачиваемых в соответствии с установленными условиями оплаты труда.
Приказом начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21.06.2006 N 275 утверждено Положение о премировании и выплате материальной помощи работникам территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, содержащимся за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение) (л.д. 57 - 62).
Пунктом 1.1 Положения установлено, что введено в целях повышения эффективности и качества работы, а также для усиления материальной заинтересованности работников территориальных подразделений в своевременном и качественном выполнении должностных обязанностей, ответственности за порученный участок работы, а также в целях повышения социальной защищенности работников.
Пунктом 1.3 Положения определено, что его действие распространяется на всех работников территориальных подразделений ГПС Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, содержащимся за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.
Суд первой инстанции, исходя из системного анализа вышеназванных норм права, материалов дела пришел к обоснованному выводу о том, что материальная помощь, непосредственно связана с выполнением трудовых функции, в связи с чем она входит в состав заработной платы работников Учебного центра.
Вышеизложенное по убеждению Восьмого арбитражного апелляционного суда опровергает довод подателя жалобы о том, что выплаченная материальная помощь не входит в состав фонда оплаты труда Учреждения.
Что касается доводов апелляционной жалобы Управления, которое не согласно с возложением на него судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 2000 рублей, то суд апелляционной инстанции отклоняет указанное за несостоятельностью исходя из следующего.
Действительно, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре как государственный орган освобождено от уплаты государственной пошлины.
Однако, общий порядок распределения судебных расходов, в число которых входит и государственная пошлина, содержащийся в статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не претерпел каких-либо изменений в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ.
Учитывая, что согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, а в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, по убеждению суда апелляционной инстанции, на Управление правомерно отнесены судебные расходы в сумме 2000 рублей пропорционально удовлетворенным требованиям Учреждения.
Таким образом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что выплата материальной помощи сотрудникам и работникам Учебного центра за счет межбюджетных трансфертов в 2008 году, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 N 817 является обоснованной.
Удовлетворив заявленные Учебным центром требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от уплаты государственной пошлины освобождено, в связи с чем судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2009 по делу N А75-12014/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
О.Ю.РЫЖИКОВ
Е.П.КЛИВЕР