Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А46-18104/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления надзорной деятельности Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в части назначения административного штрафа, заменив его на устное замечание.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2012 по делу N А46-18104/2011
Требование: О признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления надзорной деятельности Главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в части назначения административного штрафа, заменив его на устное замечание.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. по делу N А46-18104/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2824/2012) муниципального казенного образовательного учреждения "Гимназия г. Называевска" Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2012 по делу N А46-18104/2011 (судья Яркова С.В.)
по заявлению муниципального казенного образовательного учреждения "Гимназия г. Называевска" Омской области (ОГРН 1025501782162, ИНН 5523003943)
к Территориальному отделу надзорной деятельности Называевского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
при участии третьего лица: Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области
об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.11.2011 N 126/127
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального казенного образовательного учреждения "Гимназия г. Называевска" Омской области - директор Понамарева Татьяна Александровна (паспорт, приказ от 17.05.2011 N 75-К);
от Территориального отдела надзорной деятельности Называевского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Налимов Егор Геннадьевич (удостоверение, по доверенности N 368-11-1 от 12.01.2012 сроком действия по 31.12.2012);
от Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Гимназия г. Называевска" Омской области (далее - заявитель, Учреждение, МКОУ "Гимназия г. Называевска") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела надзорной деятельности Называевского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - административный орган, заинтересованное лицо, Территориальный отдел) от 01.11.2011 N 126/127 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в части назначения административного штрафа в размере 150 000 руб., заменив его на устное замечание.
Определением суда от 05.03.2012 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет по образованию Называевского муниципального района Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.03.2012 по делу N А46-18104/2011 в удовлетворении требования отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, МКОУ "Гимназия г. Называевска" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене постановления административного органа.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что для исполнения требований по выполнению проезда для пожарных машин необходимо будет разгораживать стоящий радом забор, который необходим для обозначения места строительных работ. Податель жалобы утверждает, что проводить какие-либо работы не представляется возможным.
МКОУ "Гимназия г. Называевска" ссылается на то, что все выявленные нарушения были устранены либо в день проведения проверки, либо в очень короткий срок.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие Комитета по образованию Называевского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От Территориального отдела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель муниципального казенного образовательного учреждения "Гимназия г. Называевска" Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Территориального отдела поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заинтересованного лица от 27.09.2011 N 118 в отношении учреждения с целью исполнения плана мероприятий по надзору, проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки должностным лицом территориального отдела надзорной деятельности Называевского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области в рамках предоставленных полномочий в отношении МКОУ "Гимназия г. Называевска" составлены протоколы об административном правонарушении от 28.10.2011 N 126 и N 127.
В данных протоколах зафиксирован факт нарушения заявителем требований пунктов 13, 36, 37, 40, 52 и 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313; пункта 6.27 Строительных норм и правил "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7; пункта 2 приложения 1 к своду правил "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820.
Так, в протоколе об административном правонарушении от 28.10.2011 N 126 указано, что не вывешены во всех административных, подсобных и вспомогательных помещениях таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; не выполнены проезды для пожарных машин вдоль здания с левой стороны школы на расстоянии не более 5 - 8 м, рассчитанные на нагрузку от пожарных автомобилей, но не менее чем 16 т на одну ось; не заделаны строительным раствором места прохода коммуникаций в вентиляционной камере N 1; не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения; под лестничным маршем (центральный вход) выгорожена кладовая из деревянных горючих материалов.
В протоколе об административном правонарушении N 127 отмечено: двери эвакуационного выхода (центральный вход в лестничный марш) закрыты на замок, мешающий свободному открыванию изнутри без ключа; ширина прохода в помещении мойки менее 0,7 м, фактически - 0,66 м; загроможден эвакуационный выход из помещения.
На основании указанных протоколов 01.11.2011 административным органом принято постановление N 126/127, которым МКОУ "Гимназия г. Называевска" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а на заявителя наложено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Полагая, что отсутствует вина МКОУ "Гимназия г. Называевска" в совершении указанных нарушений, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием об отмене постановления административного органа.
23.03.2012 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано МКОУ "Гимназия г. Называевска".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 10 Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечением пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Из части 1 статьи 38 Федерального закона N 69 от 21 декабря 1994 года, в редакции Федерального закона N 122 от 22.08.2004 "О пожарной безопасности в Российской Федерации" следует, что ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имущество, а также лица, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из пункта 13 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее - ППБ 01-03), во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно (пункт 36 ППБ 01-03).
В силу пункта 37 ППБ 01-03, в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.
Как следует из пункта 40 ППБ 01-03, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, в том числе:
загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;
устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;
В пункте 52 ППБ 01-03 указано, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в том числе, загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов (пункт 53 ППБ 01-03).
Как следует из пункта 6.27 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.;
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В ходе проверки установлено, что Учреждение допустило указанные выше нарушения правил противопожарной безопасности.
Данное обстоятельство явилось основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности на основании частей 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу привлекаемого лица.
В силу нормы части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт вменяемого административного правонарушения не оспаривается заявителем и подтверждается в совокупности актом проверки от 28.10.2011 N 118, протоколами 28.10.2011 N 126, 127 об административном правонарушении, которые содержат все необходимые сведения, предусмотренные статье 28.2 КоАП РФ, и позволяют установить событие административного правонарушения, а также постановлением N 126/127 от 01.11.2011 о наложении административного штрафа.
Таким образом, наличие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, равно как и вина заявителя в его совершении, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
То обстоятельство, что большинство нарушений было устранено сразу после проверки, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения на дату проверки (28.10.2011). Напротив, фактическая оперативность устранения нарушений свидетельствует о том, что Общество имело возможность устранить их своевременно.
Доказательств того, что заявитель изыскал своевременно все возможные способы для выполнения требований пожарной безопасности на обозначенном объекте, суду не представлено.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что единственным не устраненным нарушением является нарушение, связанное с шириной проезда. Для исполнения этого требования по выполнению проезда для пожарных машин необходимо будет разгораживать стоящий радом забор, который необходим для обозначения места строительных работ. Податель жалобы утверждает, что проводить какие-либо работы не представляется возможным, поскольку они не являются застройщиками. Застройщиком по их утверждению, является Министерство образования Омской области.
Отклоняя указанный довод, суд, исходит из того, что Учреждение не представило доказательств принятия им мер по вопросу переноса забора и устранения нарушения, тем более, что в судебном заседании представитель Учреждения пояснил, что земельный участок выделен под строительную площадку для постройки бассейна для них.
Таким образом, Учреждение могло принять все необходимые меры для переноса забора. Однако в нарушение правил пожарной безопасности этого не сделало.
Однако указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Учреждения от наказания в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что заявленное требование о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2011 N 126/127 о привлечении муниципального казенного образовательного учреждения "Гимназия г. Называевска" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку, исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по государственной пошлине.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу муниципального казенного образовательного учреждения "Гимназия г. Называевска" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.03.2012 по делу N А46-18104/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ