Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу N А46-16173/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по ч. ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу N А46-16173/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по ч. ч. 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2012 г. по делу N А46-16173/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5675/2012) Бюджетного дошкольного образовательного учреждения Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2012 по делу N А46-16173/2012 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению Бюджетного дошкольного образовательного учреждения Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2" к Территориальному отделу надзорной деятельности Любинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области об отмене постановления N 75/76 от 29.03.2012 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в сумме 150 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Бюджетного дошкольного образовательного учреждения Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Территориального отдела надзорной деятельности Любинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Ивлев Д.П., предъявлено удостоверение, по доверенности N 173-11-1 от 11.01.2012 сроком действия до 15.12.2012;
установил:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2" (далее по тексту - заявитель, Учреждение, БДОУ Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному отделу надзорной деятельности Любинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, административный орган, Главное управление) о признании незаконным и отмене постановления N 75/76 от 29.03.2012 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2012 по делу N А46-16173/2012 в удовлетворении требований, заявленных Учреждением, отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что материалами дела подтверждается факт совершения Учреждением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частями 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2012 по делу N А46-16173/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на недоказанность административным органом нарушения заявителем требований пожарной безопасности.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не представлены.
В порядке
статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Главного управления, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 27.02.2012 N 50 о проведении плановой выездной проверки с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год в отношении БДОУ Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2" проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе указанной проверки 23.03.2012 в 16 час. 00 мин. в здании БДОУ Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2", расположенном по адресу: Омская область, Любинский район, р.п. Красный Яр, ул. Школьная, 13, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
пунктов 52,
60,
108,
приложения 3 пунктов 15,
3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, пунктов 6.18*, 8.4* "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, а именно: люк выхода на чердак из объема лестничной клетки выполнен не противопожарным и размером менее 0.6 x 0.8 м; на двустворчатых дверях первого и второго этажей в лестничной клетке у кабинета заведующей на одной из створок отсутствуют приспособления для самозакрывания дверей; двери на первом этаже лестничной клетки, расположенной у кабинета заведующей открываются не по ходу эвакуации; отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения; электролампы освещения на выходе из помещений кухни, на центральном входе, в прачечной, в продуктовом складе, в вещевом складе эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей).
По результатам означенной проверки составлены: акт проверки от 23.03.2012 N 50, протокол об административном правонарушении от 23.03.2012 N 75, по признакам состава правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении от 23.03.2012 N 76, по признакам состава правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании указанных протоколов административным органом 29.03.2012 принято оспариваемое постановление N 75/76 о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым БДОУ Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2" привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2012 по делу N А46-16173/2012 в удовлетворении требований, заявленных Учреждением, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке
статьи 266,
части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим
Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей
главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с
частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое
решение.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (
часть 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного
частями 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленных нормами и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Обеспечение пожарной безопасности, является одной из важнейших задач государства и регламентируется Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 и введенными в действие с 30.06.2003, и другими правовыми актами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
части 1 статьи 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2002 N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03).
Согласно
Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.
Пункт 3 ППБ 01-03 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относится "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые и введенные в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7.
Как было указано выше, административным органом были выявлены нарушения Учреждением требований пожарной безопасности.
В частности, Учреждением были нарушены требования
пунктов 52,
60,
108,
приложения 3 пунктов 15,
3 ППБ 01-03, пунктов 6.18*, 8.4* "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (нарушения описаны выше).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частями 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с
пунктами 1 и
2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим
Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае материалами дела (актом проверки от 23.03.2012 N 50, протоколом об административном правонарушении от 23.02.2012 N 75, протоколом об административном правонарушении от 23.03.2012 N 76), подтверждается тот факт, что Учреждением не были соблюдены требования пожарной безопасности.
Заявитель фактически не отрицает нарушение им требований пожарной безопасности.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, вменяемого заявителю, подтверждается материалами дела.
Согласно
части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу
части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у Учреждения имелась возможность по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности заявителем не представлено.
Нарушение порядка и срока давности привлечения Учреждения к административной ответственности суд апелляционной инстанции не находит.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в действиях Учреждения содержится состав административного правонарушения, предусмотренного
частями 3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанный вывод суда первой инстанции и апелляционной инстанции. Довод подателя жалобы о том, что в протоколах осмотра административный орган не указал на виновные действиях (бездействия) Учреждения, не основан на нормах действующего законодательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно
части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 1 статьи 269,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2012 по делу N А46-16173/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бюджетного дошкольного образовательного учреждения Любинского муниципального района Омской области "Красноярский детский сад N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР