Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2024 N 09АП-61735/2024 по делу N А40-41134/2024
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: Об обязании освободить земельный участок.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта наличия порубочных остатков на лесном участке после выполнения ответчиком работ.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2024 N 09АП-61735/2024 по делу N А40-41134/2024
Категория спора: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: Об обязании освободить земельный участок.
Обстоятельства: Истец ссылается на выявление факта наличия порубочных остатков на лесном участке после выполнения ответчиком работ.
Решение: Удовлетворено.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2024 г. N 09АП-61735/2024
Дело N А40-41134/24
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2024 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей Савенкова О.В., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Урютиной К.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2024 по делу N А40-41134/24, по иску КОМИТЕТА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: 5024129468) к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ" (ИНН: 4716016979) об освобождении лесного участка от порубочных остатков,
При участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ - РОССЕТИ" об обязании за свой счет в течение 30-ти дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести очистку территории лесного фонда после проведенных эксплуатационных работ по содержанию линии электропередачи (сплошной вырубке лесных насаждений в охранной зоне ЛЭП, расширению трассы ВЛ до ширины охранной зоны, идентификационный номер опоры ЛЭП МЧ 2406.2407 Михайловская-Чагино) в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах:
- от вала порубочных остатков, который имеет протяженность 550 м длиной, 6 м шириной, средней высотой 1,5 м, общей площадью 0,33 Га, объемом 150 куб. метров, путем отделения сложенных штабелей древесины расположенных вдоль стены леса, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, и размещения порубочных остатков в вал, шириной не превышающей 3 метра, расположенного на лесном участке выдела 11 квартала 50 Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи д. Жуково Раменского городского округа Московской области;
- от вала порубочных остатков, который имеет протяженность 190 м длиной, 6 м шириной, средней высотой 1,5 м, общей площадью 0, 114 Га, объемом 50 куб. метров, путем отделения сложенных штабелей древесины расположенных вдоль стены леса, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, и размещения порубочных остатков в вал, шириной не превышающей 3 метра, расположенного на лесном участке выдела 7 квартала 52 Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи д. Жуково Раменского городского округа Московской области;
- от вала порубочных остатков, который имеет протяженность 190 м длиной, 6 м шириной, средней высотой 1,5 м, общей площадью 0,114 Га, объемом 50 куб. метров, путем отделения сложенных штабелей древесины расположенных вдоль стены леса, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, и размещения порубочных остатков в вал, шириной не превышающей 3 метра, расположенного на лесном участке выдела 2 квартала 74 Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи д. Жуково Раменского городского округа Московской области;
- от вала порубочных остатков, который имеет протяженность 490 м длиной, 6 м шириной, средней высотой 1,5 м, общей площадью 0,3 Га, объемом 100 куб. метров, путем отделения сложенных штабелей древесины расположенных вдоль стены леса, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, и размещения порубочных остатков в вал, шириной не превышающей 3 метра, расположенного на лесном участке выделов 10, 13 квартала 75 Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи д. Жуково Раменского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2024 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Как указал истец, 18 мая 2023 должностными лицами Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" при патрулировании территории государственного лесного фонда в рамках осуществления лесной охраны по маршруту N 02/68 в защитных лесах Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного вблизи д. Жуково Раменского городского округа Московской области установлено, что на участке государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:23:0000000:117833 имеется просека охранной зоны ЛЭП высоковольтной линии электропередач Вл 500 кВ, принадлежащая ПАО "Федеральная сетевая компания - "Россети", которое является балансодержателем данной высоковольтной линии (идентификационный номер - опоры ЛЭП МЧ 2406.2407 Михайловская - Чагино).
Вдоль просеки проведена сплошная рубка лесных насаждений в охранной зоне ЛЭП в квартале 50 выделах 5.8.10.12 Подберезного участкового лесничества по расширению трассы ВЛ до ширины охранной зоны, и где в охранной зоне ЛЭП ПАО "Россети" после проведения эксплуатационных работ по содержанию линии электропередачи (сплошной вырубке лесных насаждений в охранной зоне ЛЭП, расширению трассы ВЛ до ширины охранной зоны обнаружены нарушения п. п. 27. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно:
- по координатам 55.4969:38.029 на лесном участке выдела 11 квартала 50 Подберезного участкового лесничества, в нарушение п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, оставлены сложенные штабеля древесины расположенные вдоль стены леса, по координатам: 1) 55.496405 38.02982 2) 55.49492 38.03221. и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра, обнаружен вал порубочных остатков который имеет протяженность 550 метров длиной 6 метров шириной, средней высотой 1.5 метра, общей площадью 0.33 Га, объемом 150 куб. метров. Порубочные остатки собраны в вал, ширина которого превышает 3 метра, что является нарушением п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах;
- по координатам 55.4927 38.0358 на лесном участке выдела 7 квартала 52 Подберезного участкового лесничества, в нарушение п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, оставлены сложенные штабеля древесины расположенные вдоль стены леса по координатам: 1) 55.4929576753 38.035514339 2) 55.492498889 38.0362561387, и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра, обнаружен вал порубочных остатков который имеет протяженность 190 метров длиной, 6 метров шириной, средней высотой 1.5 метра, общей площадью 0.114 Га, объемом 50 куб. метров. Порубочные остатки собраны в вал, ширина которого превышает 3 метра, что является нарушением п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах;
- по координатам 55.4906 38.0392 на лесном участке выдела 2 квартала 74 Подберезного участкового лесничества, в нарушение п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, оставлены сложенные штабеля древесины расположенные вдоль стены леса по координатам: 1) 55.4913229405 38.0381892623 2) 55.4900783464 38.0402507826. и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра, обнаружен вал порубочных остатков который имеет протяженность 190 метров длиной, 6 метров шириной, средней высотой 1.5 метра, общей площадью 0.114 Га. объемом 50 куб. метров, порубочные остатки собраны в вал, ширина которого превышает 3 метра, что является нарушением п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах:
- по координатам 55.48818 38.04341 на лесном участке выделов 10.13 квартала 75 Подберезного участкового лесничества, в нарушение п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, оставлены сложенные штабеля древесины расположенные вдоль смены леса по координатам: 1) 55.4871427176 38.0448934481 2) 55.4859656252 38.0468077982, и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра, обнаружен вал порубочных остатков который имеет протяженность 490 метров длиной, 6 метров шириной, средней высотой 1.5 метра, общей площадью 0.3 Га, объемом 100 куб. метров. Порубочные остатки собраны в вал, ширина которого превышает 3 метра, что является нарушением п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно информационного письма "О проведении работ на трассах Вл 500 кВ" ПАО "Россети" от 14.11.2022 N М1/П9/01/2052 поступившего в Виноградовский филиал ГКУ МО "Мособллес" N Вх.-996 от 26.05.2023 г. (ранее поступившее на адрес электронной почты), в целях обеспечения безаварийного функционирования ВЛ электропередачи и обеспечения безопасности граждан, а также создания необходимых условий для эксплуатации ВЛ в соответствии с требованиями п. 17 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 п. 8. 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов ПАО "Россети" уведомило о проведении сплошной вырубки деревьев (расширению трассы ВЛ до ширины охранной зоны) с последующей утилизацией порубочных остатков, на территории - земель Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Вышеуказанные обстоятельства возникли в условиях особого противопожарного режима, установленного Постановлением Губернатора Московской области 27.04.2023 N 92-ПГ "Об установлении особого противопожарного режима на территории Московской области".
По данным фактам Серпуховским территориальным отделом лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области, были возбуждены административные дела N 02-90/2023, N 02-91/2023, N 02-92 2023, N 02-93/2023 за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 статьи 8.32 КоАП РФ. за что предусмотрен административный штраф.
Заместителем начальника Серпуховского территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области были вынесены постановления о назначении административных наказаний дела N 02-90/2023, N 02-91/2023, N 02-92/2023, N 02-93/2023 от 15.06.2023, по которым ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, и привлечен к административной ответственности по ч. 3 статьи 8.32 КоАП РФ, выразившейся в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, с назначением штрафа в размере 600 000 рублей за каждое.
При этом обстоятельства правонарушения подтверждаются актами патрулирования: N 02/68 от 18.05.2023 с приложенными фототаблицами протоколами дел N 02-90/2023. N 02/91/2023, N 02-92/2023, N 02-93/2023 об административных правонарушениях от 31.05.2023, постановлениями о назначении административного наказания дела N 02-90/2023, N 02-91/2023, N 02-92/2023, N 02-93/2023 от 15.06.2023 и другими материалами дел об административных правонарушений.
Со стороны Истца была предпринята попытка досудебного урегулирования, а именно от 14.06.2023 N 1468/04, N 1466/04, N 1465/04, N 1464-04 в адрес ответчика были направлены претензионные письма о необходимости устранить нарушения Лесного законодательства по административным делам N 02-90/2023, N 02-91/2023, N 02-92 2023, N 02-93/2023, со сроком добровольного исполнения до 14.07.2023.
Однако, претензионные требования проигнорированы и не устранены ответчиком.
28 июля 2023 г. должностными лицами Виноградовского филиала ГКУ "Мособллес" при патрулировании территории государственного лесного фонда в защитных лесах Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных вблизи д. Жуково Раменского городского округа Московской области, было установлено, что претензионные требования от 14.06.2023 не исполнены, нарушения лесного законодательства по делам об административных правонарушениях N 02-90/2023, N 02-91/2023, N 02-92/2023, N 02-93/2023 не устранены, очистка просеки и охранной зоны линии электропередач высоковольтной линии (идентификационный номер опоры ЛЭП МЧ 2406.2407 Михайловская - Чагино) от валов порубочных остатков в соответствии с пунктами 10, 26 - 31 Правил пожарной безопасности в лесах не произведена, о чем составлены акты осмотров территорий лесных участков.
В связи с неисполнением претензии об устранении нарушений лесного законодательства истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал требования обоснованными.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Так, ч. 1 ст. 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, которая осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, согласно ст. 65 АПК РФ должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из статей 8 и 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, использование которых возможно после приобретения таких участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками но основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 53 Лесного кодекса РФ определены меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров: 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров: 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Губернатора Московской области от 27.04.2023 N 92-ПГ "Об установлении особого противопожарного режима на территории Московской области" особый противопожарный режим установлен на территории Московской области с 00 часов 00 минут 28 апреля 2023 года.
Постановление Губернатора Московской области от 27.04.2023 N 92-ПГ "Об установлении особого противопожарного режима на территории Московской области" официально опубликовано на интернет портале Правительства Московской области (mosreg.ru) 28.04.2023 и вступило в силу 29.04.2023.
Под особым противопожарным режимом понимается - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышенной пожарной опасности на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Российской Федерации 07.10.2020 N 1614 утверждены правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах, настоящие правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначений земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 45 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечивается рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
В соответствии с требованиями п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с требованиями п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок лесосек) осуществляются длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не меньше 10 метров от прилегающий лесных насаждений.
В соответствии с п. 29 Правил пожарной безопасности в лесах, срубленные деревья в случае оставления их на месте рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы, противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Постановлением Правительства Московской области от 27 марта 2023 г. N 156-ПП "О подготовке к пожароопасному сезону на территории Московской области в 2023 г. приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 07 апреля 2023 г. "О начале пожароопасного сезона 2023 года в лесах Московской области", в связи с наступлением на территории Московской области устойчивой теплой погоды и сходом снежного покрова, определено начало пожароопасного сезона на территории земель лесного фонда в границах Московской области с 10.04.2023.
В силу пп. а) п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов "Электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По смыслу приведенных правовых норм обязанность по надлежащему содержанию просек, на которых находятся линии электропередач, возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся.
Являясь собственником линии электропередачи, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, а также осуществлять контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по расширению просек.
В силу части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно пункту 17 Приказ Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Согласно статье 99 Лесного кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области (далее - Мособлкомлес), утвержденным постановлением Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22, функции по осуществлению контроля и надзора в области лесных отношений, управлению государственным имуществом в области лесных отношений осуществляет Мособлкомлес.
Комитет, осуществляя свои полномочия в пределах земель лесного фонда на территории Московской области, в соответствии с пунктом 14.5 Положения может обращаться в установленном порядке в суд, в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Таким образом, Мособлкомлес является полномочным органом от имени Российской Федерации по управлению лесным хозяйством на территории Московской области. К полномочиям Мособлкомлеса отнесено направление материалов в суд.
Как следует из материалов дела, при осуществлении государственного лесного надзора выявлен факт нарушения лесного законодательства.
Как указано выше, 28 июля 2023 г. должностными лицами Виноградовского филиала ГКУ "Мособллес" при патрулировании территории государственного лесного фонда в защитных лесах Подберезного участкового лесничества Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенных вблизи д. Жуково Раменского городского округа Московской области было установлено, что претензионные требования от 14.06.2023 не исполнены, нарушения лесного законодательства по делам об административных правонарушениях N 02-90/2023, N 02-91/2023, N 02-92/2023, N 02-93/2023 не устранены, очистка просеки и охранной зоны линии электропередач высоковольтной линии (идентификационный номер опоры ЛЭП МЧ 2406.2407 Михайловская - Чагино) от валов порубочных остатков в соответствии с пунктами 10, 26 - 31 Правил пожарной безопасности в лесах, не произведена, о чем составлены акты осмотров территорий лесных участков.
Согласно пункту 26 Правил N 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.
В п. 27 указанных Правил указано, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пунктом 29 Правил N 1614 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Между тем вышеуказанные нормы правил пожарной безопасности в лесах ответчиком не соблюдены. До настоящего времени нарушения лесного законодательства со стороны ответчика не устранены.
Ответчик не произвел соответствующие противопожарные мероприятия, а также не исполнил претензии об устранении нарушений лесного законодательства.
Нарушение ответчиком требований п. п. 27, 29 Правил пожарной безопасности в лесах зафиксированы в актах осмотра территории лесного участка, в том числе, датированных от 15.07.2024 с приложенным к ним фотоматериалом.
Доказательства объективной невозможности соблюдения ответчиком норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Факт нарушения требований лесоохранного законодательства, а равно обязанность ответчика как пользователя леса его соблюдать подтверждается материалами дела.
С учетом названных норм права арбитражный суд приходит к выводу об обязанности ПАО "Россетти" соблюдать на территории Московской области противопожарный режим и в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по следующим основаниям. Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся, в том числе, в ст. 76 Земельного кодекса РФ. Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке, что следует из п. 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, за нарушение требований лесного законодательства путем причинения вреда лесу или предполагаемого причинения действиями пользователя вреда в будущем, предусмотрена, в том числе, гражданско-правовая ответственность. Комитет в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета, в соответствии с п. 11 Положения, являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий комитета перечислен в п. 12 указанного Положения.
Согласно п. 14.5 указанного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В настоящем случае, комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за побуждением исполнить предписание, как полагает общество.
Довод общества о том, что за выявленные нарушения предусмотрена только административная ответственность, основана на неправильном толковании норм права, поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области наделен правом обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством (п. 14.5 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 (ред. от 07.11.2023) "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области").
При этом основанием заявленных исковых требований в данном случае является не неисполнение обществом законного предписания административного органа, а факт нарушения требований законодательства и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесных территорий.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что жалоба ответчика не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют соответствующие основания, предусмотренные ст. 270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, и дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2024 по делу N А40-41134/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
О.В.САВЕНКОВ
Е.Е.КУЗНЕЦОВА