Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 22.07.2024 N 305-ЭС24-10902 отказано в передаче дела N А40-66230/2023 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2024 N Ф05-1634/2024 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 N 09АП-66130/2023 по делу N А40-66230/2023
Категория: Споры в сфере лицензирования.
Требования заявителя: О признании незаконным решения ГУ МЧС России по г. Москве об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Обстоятельства: В ходе проведения оценки соискатель лицензии не подтвердил наличие технического средства, предназначенного для проведения гидравлических испытаний трубопроводов, соответствующего установленным требованиям, не подтвердил наличие лица, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности.
Решение: Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2023 N 09АП-66130/2023 по делу N А40-66230/2023
Категория: Споры в сфере лицензирования.
Требования заявителя: О признании незаконным решения ГУ МЧС России по г. Москве об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Обстоятельства: В ходе проведения оценки соискатель лицензии не подтвердил наличие технического средства, предназначенного для проведения гидравлических испытаний трубопроводов, соответствующего установленным требованиям, не подтвердил наличие лица, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2023 г. N 09АП-66130/2023
Дело N А40-66230/23
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2023 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВИЗА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-66230/23
по заявлению ООО "ВИЗА"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии,
при участии:
от заявителя: Драничников А.А. по доверенности от 20.01.2023;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИЗА" (далее - Заявитель, ООО "ВИЗА", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по г. Москве) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии, оформленного приказом от 29.12.2022 N 2628.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023 в удовлетворении заявления ООО "ВИЗА" отказано.
ООО "ВИЗА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "ВИЗА" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
ГУ МЧС России по г. Москве, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 14.12.2022 Общество обратилось в ГУ МЧС России по г. Москве с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В отношении Общества была проведена выездная оценка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений путем использования средств дистанционного взаимодействия посредством программного обеспечения Яндекс.Телемост.
29.12.2022 Обществом было получено уведомление об отказе в предоставлении лицензии, оформленное приказом от 29.12.2022 N 2628.
Отказывая в признании ненормативного акта незаконным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2022 года через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФГИС ЕПГУ) в Главное управление МЧС России по г. Москве поступило заявление N 2339819779 Общества с ограниченной ответственностью "ВИЗА" о получении (предоставлении) лицензии на работы по обеспечению пожарной безопасности (далее - заявление).
На основании пункта 1 части 1 и части 7 статьи 19.1 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), пункта 9 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года, N 1128 (далее - Положение о лицензировании) принято решение о проведении выездной оценки от 14 декабря 2022 года N 915, о которой 16 декабря 2022 года соискатель лицензии ООО "ВИЗА" был уведомлен лицензирующим органом за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в личный кабинет организации на ФГИС ЕПГУ.
22 декабря 2022 года в 16 часов 58 минут соискателю лицензии ООО "ВИЗА" в адрес электронной почты "puzatyh2010@mail.ru", указанной в заявлении, лицензирующим органом направлено электронное письмо с информацией о дате и времени проведения выездной оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (26 декабря 2022 года в 14 час, 30 мин.) путем использования средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видеосвязи, а также ссылка для подключения к видеоконференцсвязи через приложение Яндекс.Телеком.
26 декабря 2022 года в 16 час. 30 мин проведена выездная оценка соответствия соискателя лицензии ООО "ВИЗА" лицензионным требованиям по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: 109316, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, Волгоградский пр-кт, д. 2, этаж 8, помещ. I, путем использования средств дистанционного взаимодействия - посредством видеоконференцсвязи.
Оценка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям осуществлялась в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ в форме выездной оценки по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (пункт 9 Положения о лицензировании).
При этом предметом выездной оценки явилось состояние технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (часть 5 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ).
При проведении выездной оценки присутствовал генеральный директор ООО "ВИЗА" Пузатых А.В. В ходе проведения выездной оценки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: подпункты "б" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании.
В соответствии с требованием пункта 6.1 Положения о лицензировании, заявление о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 6 указанного Положения о лицензировании, соискатель лицензии (лицензиат) подает в электронной форме с использованием ФГИС ЕПГУ.
Также посредством ФГИС ЕПГУ осуществляется информирование соискателя лицензии, с использованием его личного кабинета, о ходе (этапах) выполнения административных процедур в рамках предоставления государственной услуги лицензирующим органом (сведения о регистрации заявления, принятии его к рассмотрению; промежуточные результаты по заявлению - решение о проведении выездной оценки, акт оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям; уведомление о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии).
Акт оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям ООО "ВИЗА" от 27 декабря 2022 года N 915 направлен 28 декабря 2022 года в личный кабинет соискателя лицензии посредством ФГИС ЕПГУ.
23 марта 2023 года в Главное управление МЧС России по г. Москве поступила досудебная жалоба ООО "ВИЗА" (Вх. N ДО-108-2286) на решение Главного управления МЧС России по г. Москве об отказе ООО "ВИЗА" в предоставлении лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Лицензирующим органом главного управления МЧС России по г. Москве генеральному директору ООО "ВИЗА" Пузатых А.В. предоставлен ответ от 05.04.2023 исх. N ИГ-108-3493, в том числе по вопросу осуществления информирования соискателя лицензии, с использованием его личного кабинета, о ходе (этапах) выполнения административных процедур в рамках предоставления государственной услуги.
При этом, оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции правильно указал следующее.
В соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
в) наличие у соискателя лицензии или лицензиата ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду подпункт "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128.
Подпункт "в" *** Положения о лицензировании изложен в новой редакции, в который внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года N 2107 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2107), вступившие в силу с 1 марта 2022 года.
Согласно части 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Согласно пункту 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ документ о квалификации подтверждает присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (диплом о профессиональной переподготовке).
В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и утверждение образовательных программ, которые, в свою очередь, разрабатываются в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере высшего образования.
Согласно пункту 8 части 7 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в данном случае МЧС России.
Приказом МЧС России от 15 ноября 2022 года N 1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - приказ МЧС России N 1156) утверждена типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию" согласно приложению N 1 к указанному приказу, вступившему в силу с 1 марта 2023 года.
Приказом МЧС России от 31 июля 2020 года N 571 утвержден минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Так, в соответствии с заявлением (Раздел N 2 заявления), соискатель лицензии включил в перечень работ и оказания услуг, на которые оформляется лицензия, работы и услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности - "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду подпункт "б" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128.
Указанный вид работ и оказания услуг обязывает, в части исполнения приказа МЧС России N 571, иметь в наличии техническое средство, соответствующее требованиям подпункта "б" *** Положения о лицензировании, предназначенное для проведения гидравлических испытаний трубопроводов.
В ходе проведения оценки соискатель лицензии ООО "ВИЗА" не подтвердил наличие технического средства, предназначенного для проведения гидравлических испытаний трубопроводов, соответствующего требованиям подпункта "б" *** Положения о лицензировании. Предоставленное соискателем лицензии техническое средство (насос опрессовочный ручной МЕГЕОН - 98025 (серийный номер: 20171477)) не имело манометра для контроля давления с максимальным давлением опрессовки 2,5 мПА, входящего в комплект технического средства в соответствии с технической документацией завода изготовителя.
В ходе проведения оценки соискатель лицензии ООО "ВИЗА" не подтвердил наличие ответственного (Звездин Д.В.) за осуществление лицензируемого вида деятельности (часть 5 статьи 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ, подпункт "в" пункта 4 Положения о лицензировании).
Соискателем лицензии ООО "ВИЗА" также предоставлен документ - диплом ООО "Уральский технологический институт" о профессиональной переподготовке Звездина Д.В. (рег. N 00056, дата выдачи 12 августа 2022 года), якобы подтверждающий прохождение с "01" июня 2022 года по "12" августа 2022 года Звездиным Д.В. профессиональной переподготовки по программе "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию".
Однако дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки, указанная в дипломе, на момент прохождения обучения Звездиным Д.В. и выдачи диплома, не была утверждена приказом МЧС России N 1156, который не вступил в законную силу, а также не прошла государственную регистрацию в установленном порядке.
Соискателю лицензии ООО "ВИЗА" на основании пункта 2 части 7 статьи 14 Федерального закона N ФЗ-99 в предоставлении лицензии отказано.
В личный кабинет ФГИС ЕПГУ соискателю лицензии ООО "ВИЗА" направлено уведомление от 29 декабря 2022 года N 9874 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, об отказе в предоставлении лицензии.
Таким образом, суд первой инстанции верно счел, что решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии ООО "Виза" на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (приказ Главного управления МЧС России г. Москве от 29.12.2022 N 2628) принято обоснованно.
При этом соискатель лицензии имеет право повторно обратиться в лицензирующий орган после устранения причин, явившихся основанием для отказа.
Оспариваемое решение было вынесено Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве в пределах его компетенции, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО "ВИЗА".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-66230/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА