Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 N 09АП-51469/2023 по делу N А40-1090/2023
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования заявителя: О признании недействительным в части приказа Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении лесов к защитным и установлении их границ.
Обстоятельства: Изменение категории леса из эксплуатационного в защитные произведено без учета фактического состояния земель лесного фонда и лесных насаждений, при этом невозможно восполнить недостающие защитные леса путем немотивированного включения в состав защитных лесов площадей, не обладающих подобными фактическими характеристиками.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 N 09АП-51469/2023 по делу N А40-1090/2023
Категория: Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования заявителя: О признании недействительным в части приказа Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении лесов к защитным и установлении их границ.
Обстоятельства: Изменение категории леса из эксплуатационного в защитные произведено без учета фактического состояния земель лесного фонда и лесных насаждений, при этом невозможно восполнить недостающие защитные леса путем немотивированного включения в состав защитных лесов площадей, не обладающих подобными фактическими характеристиками.
Решение: Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2024 г. N 09АП-51469/2023
Дело N А40-1090/23
Резолютивная часть постановления оглашена 20.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 20.06.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Агростройкомплекс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2023
по делу N А40-1090/23
по заявлению ООО "Агростройкомплекс"
к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз)
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство природных ресурсов Российской Федерации
о признании недействительным
п. 3 приказа;
при участии:
от заявителя - Партин П.Д. по доверенности от 27.01.2022;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2021 в удовлетворении заявленных ООО "Агростройкомплекс" требований о признании недействительным
п. 3 приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 31.08.2021 N 671 "Об отнесении лесов на территории Нижнее-Тагильского лесничества Свердловской области к защитным лесам и установлении их границ", отказано.
ООО "Агростройкомплекс" не согласилось с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представителем ООО "Агростройкомплекс" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3069/23.
Определением суда апелляционной инстанции от 13.11.2023 производство по делу N А40-1090/23 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3069/23.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2023 N А60-3069/23 признаны незаконными пп. 1 и 2 п. 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области N 172 от 11.02.2021 в части утверждения проектной документации и описания границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых зонах на территории Березовского лесничества Лосиновского участкового лесничества Лосиновского участка кварталов 13 выделы 9 - 12, 15 - 20, 22, 25, 26, 31 - 34, 38 - 45, 47 - 52; 19 выделы 11 - 37, 39 - 45; 29 выделы 1 - 7, 17 - 20, 22, 23, 26 - 31, 33, 34.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А60-3069/23
решение Арбитражного суда Свердловской области оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения (вступило в законную силу).
Определением суда апелляционной инстанции от 01.04.2024 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 21.05.2024.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
В судебное заседание не явились представители Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) и третьих лиц, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями
ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2023 по делу N А60-3069/23.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3069/2023 признаны незаконными пп. 1 и 2 п. 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области N 172 от 11.02.2021 в части утверждения проектной документации и описания границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых зонах на территории Березовского лесничества Лосиновского участкового лесничества Лосиновского участка кварталов 13 выделы 9 - 12, 15 - 20, 22, 25, 26, 31 - 34, 38 - 45, 47 - 52; 19 выделы 11 - 37, 39 - 45; 29 выделы 1 - 7, 17 - 20, 22, 23, 26 - 31, 33, 34.
Подпунктом 1 п. 1 приказа N 172 от 11.02.2021 Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области утверждена проектная документация по изменению и установлению границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых и зеленых зонах на территории лесничеств Свердловской области, подготовленная ООО "ГЕОТЕКА" (подрядчик, сокращенное наименование ООО "Геотека", ИНН: 6679125770, ОГРН: 1196658042613) на основании государственного контракта N 202666108965866700100100200010240244 от 16.06.2020 N 3-л, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (государственный заказчик).
Проектная документация согласована Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз), о чем Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области проинформировано письмом от 29.12.2020 N АВ-03-27/26281.
Подпунктом 2 п. а1 указанного приказа Министерством утверждены описания границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах на территории Березовского, Верхотурского, Ивдельского, Карпинского, Нижне-Тагильского, Серовского, Свердловского, Сухоложского и Сысертского лесничеств Свердловской области, согласно приложению к приказу.
Пунктом 2 п. 1 приказа N 172 части кварталов 13, 19, 29 Березовского лесничества Лосиновского участкового лесничества Лосиновского участка отнесены к категории защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах.
На основании приказа Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области от 11.02.2021 N 172 издан
приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 31.08.2021 N 671 "Об отнесении лесов на территории Нижне-Тагильского лесничества Свердловской области к защитным лесам и установлении их границ и о внесении изменений в приложения 3, 4, 7, 10, 17, 18, 21 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 15.09.2009 N 366, Приложение 2 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 12.02.2009 N 35, Приложение к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 08.12.2008 N 378".
Пунктом 3 приказа N 671 от 31.08.2021 кварталы 13, 19, 29 Березовского лесничества Лосиновского участкового лесничества Лосиновского участка исключены из эксплуатационным лесов, располагающихся на территории Свердловской области.
Соответствующие изменения внесены в материалы государственного лесного реестра.
В силу
п. п. 4,
5 ч. 2 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесопарковых зонах запрещается разведка и добыча полезных ископаемых, что в свою очередь нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "Агростройкомплекс", как недропользователя (лицензия СВЕ N 08684 ТЭ на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых), в силу невозможности ведения работ по разработке Лосиновского месторождения на законных основаниях.
При анализе Проектной документации и спорному приказу на соответствие требованиям действующего законодательства и условиям контракта от 16.06.2020 N 3-л выявлены существенные недостатки выполненных работ, которые, в том числе, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела
N А60-3069/2023.
Судом по делу
N А60-3069/2023 установлено, что согласно Проектной документации по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 01.10.2023 по 25.10.2013 Федеральным агентством лесного хозяйства на основании приказа от 26.09.2013 N 269 "О проведении проверки исполнительной власти Свердловской области переданных полномочий российской Федерации" на имя Губернатора Свердловской области вынесено предписание "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Свердловской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности" N 33/2013 от 13.01.2014 (исх. ВЛ-07-27/149 от 13.01.2014, вх. 2764 от 23.01.2014). (стр. 38-45 том 1 Проектной документации)
Согласно п. п. 2, 3 предписания на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области возложены обязанности по обеспечению приведения показателей лесохозяйственных регламентов лесничеств в соответствие с установленными требованиями, а также материалами государственного лесного реестра в части распределения площадей лесничеств по видам целевого назначения лесов. Срок исполнения предписания выявленных замечаний - 01.06.2014. Контроль за исполнением предписания возложен на Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
При исполнении п. п. 2 и 3 предписания Министерством подготовлен перечень лесничеств Свердловской области, с указанием выявленных несоответствий площадей земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах государственному лесному реестру (таблица 1) (стр. 8 тома 1 Проектной документации) (подробно указано в таблице).
Согласно данным, отраженным в таблице 1 тома 1 Проектной документации, Министерством выявленные отрицательные значения площадей земель Березовского лесничества Свердловской области, на которых расположены леса в лесопарковых зонах - 2.297 га, в зеленых зонах - 1.095 га.
В силу постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2013 N 1530-ПП "Об изменении и установлении границ лесопарковой зоны и зеленой зоны в границах Березовского лесничества Свердловской области" изменены и установлены границы лесопарковых зеленых зон в границах Березовского лесничества Свердловской области.
В качестве равноценных (компенсационных) лесных (земельных) участков для включения в состав лесопарковых зон, согласно указанному постановлению N 1530-ПП установлены лесные (земельные) участки общей площадью 2720,8 га расположены в кварталах 4, 31, 35, 45, 46, 51, 52, 53, 56, 57, 60, 66, 67, 68, 71 Мостовского участка Мостовского участкового лесничества и в квартале 41, 42 Среднеуральского участка Среднеуральского участкового лесничества Березовского лесничества в административных границах городского округа Верхняя Пышма.
В соответствии с данными государственного лесного реестра вышеуказанные кварталы Мостовского участка Мостовского участкового лесничества и Среднеуральского участка Среднеуральского участкового лесничества Березовского лесничества отнесены к эксплуатационным лесам. Распределение по целевому назначению лесов и категориям защитных лесов по кварталам и их частям приведено в таблице 10 постановления.
В качестве равноценных (компенсационных) лесных (земельных) участков для включения в состав зеленых зон, согласно указанному постановлению N 1530-ПП установлены лесные (земельные) участки общей площадью180,6 га расположен в квартале 33 Среднеуральского участка Среднеуральского участкового лесничества Березовского лесничества в административных границах городского округа Верхняя Пышма.
В соответствии с данными государственного лесного реестра вышеуказанный квартал Среднеуральского участка Среднеуральского участкового лесничества Березовского лесничества отнесен к эксплуатационным лесам. Распределение по целевому назначению лесов и категориям защитных лесов по кварталам и их частям приведено в таблице 11 постановления.
Согласно лесохозяйственному регламенту Березовского лесничества Свердловской области, размещен в открытом доступе на сайте Министерства (https://mprso.midural.ru/article/show/id/10187), указанные равноценные лесные (земельные) участки, выбранные в качестве компенсационных на основании постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2013 N 1530-ПП "Об изменении и установлении границ лесопарковой зоны и зеленой зоны в границах Березовского лесничества Свердловской области" соответствуют установленным границам и присвоенной категории.
Таким образом, факт выявления Министерством отрицательного значения площадей земель Березовского лесничества Свердловской области, на которых расположены леса в лесопарковых зонах - 2 297 га, в зеленых зонах - 1 095 га, является недостоверной информацией, что в свою очередь влечет несоответствие Проектной документации по
пп. "е" п. 6 Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1755 "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в
п. п. 3 и
4 ч. 1 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, согласно которому обязательному включению в состав проектной документации подлежат документы, содержащие сведения о необходимости изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, а также обоснование их площади и местоположения.
Следует отметить, что из содержания п. п. 2 и 3 предписания не усматривается наличие отрицательных показателей лесопарков и зеленых зон, кроме того, срок для устранения замечаний установлен до 01.06.2014.
Согласно письму Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 08.06.2023 N 02/2163 "О рассмотрении обращения" указывает, что п. п. 2, 3 предписания N 33/2013 от 13.01.2014 сняты с контроля решением Рослесхоза от 16.07.2015 N ЕК-07-27/8293, от 22.01.2015 N МК-07-27/454 соответственно.
На основании изложенного следует, что Проектная документация и государственный контракт N 202666108965866700100100200010240244) от 16.06.2020 N 3-л, содержит недостоверные сведения относительно наличия и в последующем обоснования проведения проектных работ в силу отсутствия несоответствий площадей земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах государственному лесному реестру.
Проектная документация, согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2020 N АВ-03-27/26281 согласована и в последующем утверждена приказом N 172 Министерства от 11.02.2021, на основании которого внесены соответствующие изменения в материалы государственного лесного реестра (согласно письму от 16.12.2022 исх. 12-05-30/23191, сведения в реестр внесены 01.09.2021).
При этом, в соответствии с
п. 10 Правил, то есть на основании несоответствия состава, содержания материалов проектной документации требованиям
подп. "е" п. 6 Правил имелись основания для возврата проектной документации Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Данные выводы подтверждаются проведенной в рамках дела
N А60-3069/2023, рассматриваемого Арбитражным судом Свердловской области экспертизой, проведенной ООО "Закон природы" (заключение судебной экспертизы от 10.11.2023) и судебным актом (
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024) по рассмотрению апелляционной жалобы на
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.12.2023 по делу N А60-3069/2023.
Таким образом, Проектная документация содержала нарушения
п. 1 ч. 2 ст. 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации,
пп. "е" п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1755 от 21.12.2019.
В соответствии со
ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются
ст. ст. 110 -
119 Кодекса.
Согласно
ч. ч. 3 и
4 ст. 12 названного Кодекса эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов, а защитные леса - в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В данном случае, работа по изменению границ лесничеств Свердловской области, выполнена в рамках государственного контракта с целью устранения замечаний в части уменьшения площади защитных лесов (предписание от 13.01.2014 N 33/2013).
Между тем, несмотря на отсутствие подтверждения образования отрицательного значения площадей земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах лесничеств Свердловской области, за счет спорного лесного участка восполнить площадь защитных лесов не представляется возможным, так как согласно заключению судебной экспертизы, проведенной ООО "Закон природы" в рамках дела
N А60-3069/2023, рассматриваемого Арбитражным судом Свердловской области (заключение судебной экспертизы от 10.11.2023), внутри исследуемых кварталов имеется военная часть. На часть территории исследуемых кварталов налагаются ограничения для рекреации в силу статуса ЗОУИТа военной части. Леса в исследуемых кварталах ограничены (зажаты) железной дорогой, автомобильной дорогой и военным объектом. На территории исследуемых кварталов имеется множество вырубок. Отсутствует дорожная сеть с твердым покрытием внутри исследуемых кварталов. По мнению эксперта, исследуемые кварталы имеют низкий уровень функций лесов, возможных для использования в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов.
Отдельно экспертом проанализированы качественные и количественные характеристики лесов (в материалах таксации лесов) в выписке из государственного лесного реестра и установлены средние таксационные характеристики лесов исследуемых кварталов имеют типичные для среднего Урала показатели (состав, главная порода, бонитет, полнота, запас на гектаре). Кроме этого в выписках из реестра имеется последний лист таксационных описаний каждого квартала "отметка об изменениях после лесоустройства" (том 2, приложение 2, стр. 141 - квартал 13, стр. 149 - квартал 19, стр. 162 - квартал 29), где указываются текущие изменения состояния лесов - выполненные хозяйственные мероприятия, воздействия на леса, изменение категории лесов. Во всех исследуемых кварталах имеется множество изменений (квартал 13 - 40 изменений, квартал 19-42 изменения, квартал 29 - 8 изменений). Такое значительное количество изменений (90 штук), в том числе различные рубки леса обусловлены активным использованием лесного участка в лесном хозяйстве, что не способствует использованию спорной территории в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов.
Принимая во внимание, что изменение категории леса из эксплуатационного в защитные (леса, расположенные в лесопарках) произведено без учета фактического состояния земель лесного фонда и лесных насаждений. При этом невозможно восполнить недостающие защитные леса (по сравнению материалам прежнего лесоустройства) путем немотивированного включения в состав защитных лесов площадей, не обладающих подобными фактическими характеристиками. Такое распределение площадей не соответствует целям присвоения категорий лесам, в данном случае организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов.
Кроме того, до подготовки Проектной документации и утверждения ее соответствующим приказом Министерства не определены границы Березовского лесничества Свердловской области, не установлена площадь лесничества, не установлены границы и площади участковых лесничеств, не определена квартальная сеть, что не соответствует требованиям
ч. 2 ст. 68.1 и
ч. 2 ст. 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
Проектная документация, кроме прочего, с учетом давности проведения на землях лесного фонда лесничеств таксации лесов (2001) не учитывают требования
Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, которыми установлены новые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах, так как мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов спроектированы на основании устаревших материалов лесоустройства. При этом, в соответствии с
п. 10 Правил, то есть на основании несоответствия состава, содержания материалов проектной документации требованиям
подп. "е" пункта 6 Правил, имелись основания для возврата проектной документации Министерству.
При таких обстоятельствах
приказ N 671 от 31.08.2021, изданный на основании Проектной документации, согласованной письмом от 29.12.2020 N АВ-03-27/26281 и утвержденной приказом N 172 от 11.02.2021, является незаконным в части исключения из эксплуатационных лесов, леса разложенные на территории Свердловской области Березовского лесничества Лосиновского участкового лесничества Лосиновского участка кварталов 13 выделы 9 - 12, 15 - 20, 22, 25, 26, 31 - 34, 38 - 45, 47 - 52; 19 выделы 11 - 37, 39 - 45; 29 выделы 1 - 7, 17 - 20, 22, 23, 26 - 31, 33, 34.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании
п. п. 1,
4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильного применения судом норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта.
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2023 по делу N А40-1090/23 отменить.
Признать недействительным
п. 3 приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 31.08.2021 N 671 "Об отнесении лесов на территории Нижнее-Тагильского лесничества Свердловской области к защитным лесам и установлении их границ".
Взыскать с Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в пользу ООО "Агростройкомплекс" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3.000 руб. по заявлению и 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "Агростройкомплекс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
О.С.СУМИНА