Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2024 N 09АП-47602/2024 по делу N А40-5363/2024
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: 1) О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества; 2) Об оспаривании отказа в постановке объекта на кадастровый учет.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждается, что замечания, указанные регистрирующим органом, заявителем не устранены, в связи с чем ответчик отказал в осуществлении испрашиваемых учетно-регистрационных действий.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2024 N 09АП-47602/2024 по делу N А40-5363/2024
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: 1) О признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества; 2) Об оспаривании отказа в постановке объекта на кадастровый учет.
Обстоятельства: Материалами дела подтверждается, что замечания, указанные регистрирующим органом, заявителем не устранены, в связи с чем ответчик отказал в осуществлении испрашиваемых учетно-регистрационных действий.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2024 г. N 09АП-47602/2024
Дело N А40-5363/24
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.И. Попова,
судей Г.М. Никифоровой, Л.Г. Яковлевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кудряшовым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шмелевой Катрин Состеновны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2024 по делу N А40-5363/24
по заявлению Шмелевой Катрин Состеновны
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: Бедарев А.А. по доверенности от 30.11.2023;
от заинтересованного лица: Винокурцева Е.В. по доверенности от 15.01.2024;
установил:
Шмелева Катрин Состеновна (далее - заявитель, Шмелева К.С.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление) от 19.12.2023 N КУВД-001/2023-40011382/6 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации с возложением на заинтересованное лицо обязанности выполнить мероприятия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права согласно заявлению Шмелевой К.С. от 06.09.2023 N MFC-0558/2023-1339097-1 и техническому плану, приложенному к заявлению.
Решением суда первой инстанции от 03.06.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Заявитель с указанным решением не согласился и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Шмелева К.С. является собственником помещения с кадастровым номером 77:04:0001019:12048, площадью 9 970 кв. м (далее - помещение), находящегося в нежилом здании с кадастровым номером 77:04:0001019:11135 общей площадью 10 602,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мельникова, д. 3, к. 8 (далее - здание).
На основании проекта переустройства и перепланировки в помещении осуществлен комплекс работ по перепланировке и переустройству, в результате которого помещение разделено и образовано 265 объектов недвижимости - помещений.
06.09.2023 с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении образованных объектов недвижимости Шмелева К.С. обратилась в Управление с заявлением N MFC-0558/2023-1339097-1, приложив к нему технический план.
19.12.2023 уведомлением N КУВД-001/2023-40011382/6 Управление отказало заявителю в осуществлении испрашиваемых учетно-регистрационных действий, сославшись на непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Шмелевой К.С. в Арбитражный суд города Москвы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия совокупности обязательных условий (несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя), предусмотренных положениями ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и необходимых для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1). К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, технический план.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В настоящем случае в ходе осуществления правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом установлено, что технический план помещения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 265 объектов недвижимости, расположенных: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения, муниципальный округ Южнопортовый, улица Мельникова, дом 3, корпус 8, в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001019:12048.
Требования к техническому плану установлены Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования).
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что представленный технический план не соответствует вышеуказанным Требованиям.
Так, вновь образованное помещение (этаж подвал, этаж 1) площадью 275,1 кв. м образовано с нарушением п. п. 2, 19 Требований.
Положения ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяют помещение как часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями.
При этом вновь образованное помещение не обособлено, то есть у вновь образованного помещения отсутствуют конструктивные элементы - перегородки, не представляется возможным определить границу вновь образованного помещения на 1 этаже.
В состав помещения площадью 275,1 кв. м входят комнаты этаж подвал 2Н/7 1-3, этаж 1 - 2Н/7 ком. 35, граница которой при этом, не идентифицируется.
Кроме того, в рассматриваемом случае выявлено противоречие между сведениями ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 77:04:0001019:12048 и местоположением вновь образованных помещений в части указания этажности, а именно, образуется этаж-надстройка.
Также в рассматриваемом случае выявлены противоречия между сведениями ЕГРН объекта с кадастровым номером 77:04:0001019:12048 и графическими планами вновь образованных помещений, расположенных на этаже подвал, с 1 этаж по 7 этаж, а именно, выявлено образование помещений с сантехническим оборудованием в здании наземной автостоянки.
При этом, как указывает регистрирующий орган, а также подтверждается материалами дела, из представленного проекта перепланировки следует, что в здании были произведены работы по монтажу санузлов.
Вместе с тем работы проведены в здании с кадастровым номером 77:04:0001019:11135, площадью 10602,5 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2015 г.
Здание поставлено на государственный кадастровый учет на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.03.2015 и рабочей документации от 2013 г.
В свою очередь в составе рабочей документации имеются поэтажные планы с экспликациями с распределением помещений по назначениям. Рассчитана нагрузка на каждое помещение.
Таким образом, как правильно указал в рассматриваемом случае регистрирующий орган, работы по переустройству здания, предназначенного для размещения автотранспорта и образованию помещений с сантехническим оборудованием, нарушили технико-экономические показатели и архитектурно-планировочное решение здания с кадастровым номером 77:04:0001019:11135, 2015 года постройки, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мельникова, д. 3, к. 8.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно п. 1.7 постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" получение разрешения на строительство не требуется в случае выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
Между тем, как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, документы, подтверждающие факт отсутствия превышения предельных параметров разрешенного строительства, установленных постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП, в материалы дела не представлены.
Монтаж систем канализации и стояков водостока относятся к реконструкции здания (аналогичная правовая позиция изложена и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2024 по делу N А40-16420/23).
В рассматриваемом случае заявленное к регистрации помещение 2Н/7, ком.29, 30 (площадь 16,8 кв. м) не имеет самостоятельного назначения и не может быть предметом самостоятельного гражданского оборота в силу п. 2 ст. 141.4 ГК РФ.
При этом комнаты 29, 30, согласно представленным экспликациям, являются вестибюлем и лифтовым холлом.
Кроме того, вновь образованные помещения площадью 1881,3 кв. м, 275,1 кв. м (подвал пом.2Н/7, ком. 1 - 3; 1 этаж пом. 2Н/7, ком. 35); 162,7 кв. м (1 этаж пом. 2Н/7, ком. 1, 2, 14, 24 - 26, 36, 37); 4,6 кв. м (1 этаж, пом. 2Н/7, ком. 28); 110,7 кв. м (1 этаж, пом. 2Н/7, ком. 3 - 13, 15 - 22); 17,5 кв. м (пом. 2Н/7, ком. 2, 3) обладают признаками общего имущества в нежилом здании.
Вышеперечисленные комнаты являются лестничными клетками, коридорами, лифтами.
Учитывая позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/12 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2015 N 305-ЭС14-7970 по делу N А40-94643/13, суд обоснованно поддержал выводы регистрирующего органа о том, что лифт, лифтовый холл, шахта лифта, коридор не могут являться самостоятельными помещениями, соответственно, объектом гражданских прав.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 287.5 Гражданского кодекса РФ, а не статья 285.1.
Законом установлены условия образования помещений, не имеющих самостоятельного назначения и обладающих признаками общего имущества (ст. 285.1 ГК РФ) в нежилом здании.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 от 23.07.2009 и п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании регулируются по аналогии со ст. 36 ЖК РФ.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН (вне зависимости от отсутствия правопритязаний третьих лиц).
При этом разделяемое помещение расположено в здании с кадастровым номером 77:04:0001019:11135. Здание имеет этажность: 8 этажей, в том числе подземных 1. В здании имеются другие собственники.
Согласно данным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 N 11-КГ18-31 разъяснениям по поводу принадлежности общего имущества нежилого помещения, собственнику отдельного помещения в нежилом здании по аналогии с жилыми домами, во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРН. Также не имеет значения, устанавливался ли в договоре на покупку помещения переход доли в праве общей собственности.
Таким образом, при постановке всех помещений в здании и образовании помещения, предназначенного для обслуживания более одного помещения в здании, в отношении такого помещения необходимо указывать признак общего имущества. Кроме того, государственная регистрация прав на объекты недвижимости (помещения), являющиеся общим имуществом в здании, не являющемся МКД, должны осуществляться в общем порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Вместе с тем заявление на регистрацию доли в праве на общее имущество не представлено.
Кроме того, учитывая положения ч. 12 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и п. 49 Требований к Техническому плану, регистрирующий орган в рассматриваемом случае обоснованно указал на наличие в действующем законодательстве нормы, позволяющей надлежащим образом осуществить государственный кадастровый учет помещений с различным назначением без исключения площадей из общей площади здания.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что вновь образованные помещения должны соответствовать п. 49 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части того, что эвакуационный путь (путь эвакуации) - это путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут из помещений наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку (п. 1 ч. 3 ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
В настоящем случае для получения дополнительной информации в целях объективного, всестороннего и полного проведения правовой экспертизы в порядке ст. 6 Федерального закона от 27.07.20102 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Управлением направлен запрос в адрес Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Мосжилинспекция).
Поступившие в Управление 04.10.2023 ответы из Мосжилинспекции N ГИН-ИСХ-42579/23 от 04.10.2023 и Префектуры Троицка от 19.10.2023 не устранили причины приостановления регистрационных действий в отношении спорных объектов.
Как усматривается из материалов дела, в целях устранения допущенных нарушений в соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" государственный регистратор указал заявителю на необходимость: устранить противоречие между сведениями ЕГРН и вновь образованным помещением (ком.3) в части отображения контура на этаже подвал и в части включения/исключения лифтовых шахт на всех этажах; вновь образованное помещение площадью 275,1 кв. м должно быть образовано в соответствии с п. п. 2, 19 Требований и ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет помещение как часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями. Свод правил "Общественные здания и сооружения", и быть обособленными; представить документы подтверждающие, что указанные работы не нарушили технико-экономические показатели и архитектурно-планировочное решение здания с кадастровым номером 77:04:0001019:11135, 2015 года постройки, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мельникова, д. 3, к. 8; согласие всех собственников помещений в здании на изменение состава общего имущества, а также заявления о праве общей долевой собственности собственников помещений в здании, не являющимся МКД в отношении помещения (помещений) с признаком общего имущества; документ, на основании которого может быть осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности на объект недвижимости (помещение), являющимся общим имуществом в здании, не являющемся МКД с указанием в виде простой правильной дроби размер доли в праве, принадлежащей каждому участнику общей долевой собственности на объект недвижимости; представить заявление на общую долевую собственность в отношении образованных помещений обладающих признаком общего имущества; представить документы о соответствии требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ образованных помещений с признаком мест общего пользования.
Между тем, материалами дела подтверждается, что указанные замечания заявителем не устранены, в связи с чем, Управление отказало в осуществлении испрашиваемых учетно-регистрационных действий.
Ввиду неустранения причин приостановления государственный регистратор законно и обоснованно отказал в постановке на государственный кадастровый учет спорных объектов и государственной регистрации прав в их отношении.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о наличии правовых оснований для принятия регистрирующим органом оспариваемого решения об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий, которое соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
При таких данных, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст. ст. 4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2024 по делу N А40-5363/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
В.И.ПОПОВ
Судьи
Г.М.НИКИФОРОВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА