Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 N 09АП-83941/2023 по делу N А40-195161/2023
Категория: 1) Причинение вреда окружающей среде; 2) Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов и лиц: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам и растительности.
Обстоятельства: Лесной пожар произошел в результате нарушения обществом Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, выразившегося в бездействии общества по выполнению обязательных требований, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 N 09АП-83941/2023 по делу N А40-195161/2023
Категория: 1) Причинение вреда окружающей среде; 2) Споры в сфере охраны окружающей среды.
Требования уполномоченных органов и лиц: О возмещении вреда, причиненного лесным объектам и растительности.
Обстоятельства: Лесной пожар произошел в результате нарушения обществом Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, выразившегося в бездействии общества по выполнению обязательных требований, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2024 г. N 09АП-83941/2023
Дело N А40-195161/23
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2023 по делу N А40-195161/23 принятое в порядке упрощенного производства по иску Департамент лесного комплекса Тюменской области к ОАО "РЖД" третье лицо: ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" о взыскании суммы убытков,
без вызова сторон
установил:
Департамент лесного комплекса Тюменской области обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании суммы убытков в сумме 161 985, 32 руб., причиненных 31.05.2023 в 18 час. 30 мин. в результате лесного пожара N 17 в выделах 52, 54 квартала 104 урочища Горнослинкинского Горнослинкинское участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района Тюменской области в 14,5 км от населенного пункта Горнослинкино.
Истцом было представлено заявление об уточнении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнение размера исковых требований.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 31.05.2023 в 18 час. 30 мин. произошел лесной пожар N 17 в выделах 52, 54 квартала 104 урочища Горнослинкинское Горнослинкинского участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района Тюменской области в 14,5 км от населенного пункта Горнослинкино. Площадь пожара составила 2,5 га в том числе лесной 2,5 га.
В постановлении от 04.07.2023 N 147 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" установлено, что на части указанных выше выделов находится участок лесного массива, пройденный огнем.
Данный участок расположен на краю лесного массива с холмистым рельефом, примыкающего к железнодорожным путям на участке Тобольск-Куть-Ях. От 1 пикета 288 км до 10 пикета 288 км нечетного пути железной дороги Тобольск-Куть-Ях полоса отвода пройдена пожаром.
В выделе 54 квартала 104 урочища Горнослинкинское Горнослинкинского участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района Тюменской области на расстоянии от 0,5 м до 3 м от края выдела в месте примыкания к полосе отвода железнодорожных путей, на площади пройденной огнем, имеются следы забрасывания грунтом очагов горения.
По расположению мест копки грунта на участке пройденном огнем, видно, что огонь двигался от железнодорожных путей вглубь лесного массива, так как невозможно производить тушение из очага горения.
В квартале 104 выделах 52, 54 урочища Горнослинкинское Горнослинкинского участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района Тюменской области на площади, пройденной огнем, сгорела сухая трава, опавшая листва, лесная подстилка и обломки ветровальной древесины.
У корней деревьев имеется нагар высотой до 70 см.
Пожар имеет вид низового беглого средней интенсивности.
По периметру лесного пожара проложена минерализованная полоса, выполненная с помощью колесного трактора. Местом возникновения лесного пожара является горение на полосе отвода железнодорожных путей от 1 пикета 288 км до 10 пикета 288 км нечетного пути железной дороги Тобольск-Куть-Ях.
В ходе проведения осмотра лесного участка, пройденного пожаром, выявлено, что полоса отвода и охранная зона железнодорожных путей не очищена от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и других горючих материалов.
По границе полосы отводов отсутствует противопожарная опашка в виде минерализованной полосы шириной не менее 3 метров. Полоса отвода в месте примыкания к территории лесного фонда прогорела полностью.
Как указывает истец, ОАО "РЖД" являясь собственником железнодорожных линий и станций в границах Демьянской дистанции пути N 29 на основании свидетельства о государственной регистрации права 86-АА N 461179 от 17.03.2004, допустило на 288 км железнодорожного пути на перегоне Ингаир-Ильтым нарушение п. 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1614 от 07.10.2020: полосы отвода железнодорожных путей в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашки шириной от 3 до 5 м или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 м, повлекшее возникновение лесного пожара в квартале 104 выделах 52, 54 урочища Горнослинкинское Горнослинкинского участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района Тюменской области.
Таким образом, бездействие ОАО "РЖД", выраженное в неочистке территории от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и других горючих материалов и в неотделении полосы отвода от опушки леса минерализованной полосой, привело к возникновению и дальнейшему распространению лесного пожара.
Производство по делу об административном правонарушении прекращено по нереабилитирующим ответчика основаниям, в связи с отсутствием права для проведения контрольно-надзорного мероприятия.
Пожароопасный сезон в лесах Тюменской области в связи со сходом снежного покрова установлен с 03.04.2023 Постановлением Правительства Тюменской области от 31.03.2023 N 162-п "Об установлении пожароопасного сезона в лесах в связи со сходом снежного покрова".
Согласно п. 10 Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Возникший пожар был ликвидирован силами и средствами Уватского авиаотделения филиала ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" 01.06.2023 в 17 час. 10 мин. Возникшие затраты на тушение пожара в сумме 161 985, 32 руб., что подтверждаются:
- журналом по учету затрат на тушение лесного пожара N 17;
- общей сводной ведомостью затрат;
- актом о лесном пожаре N 17;
- учетной ведомостью о лесном пожаре;
- списком-табелем работников, участвовавших в тушении лесного пожара N 17;
- нарядом-актом на производство работ, связанных с тушением лесного пожара N 17;
- табелем учета рабочего времени;
- справкой о затратах времени на тушение лесного пожара N 17;
- схематическим планом расположения лесного пожара N 17;
- расширенной карточкой лесного пожара N 17;
- расчетом компенсации за продукты питания работникам, участвовавшим в тушении лесного пожара N 17;
- расшифровкой стоимости ГСМ, затраченных на тушение пожара N 17;
- ведомостью учета работы технических средств;
- расчетом списания масел, затраченных на тушение пожара N 17;
- путевыми листами о работе транспортных средств;
- актом о списании материальных запасов;
- реестром заработной платы N 17.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика убытки, причиненные лесным пожаром N 17, а именно, затраты по тушению лесного пожара в размере 161 985, 32 руб., состоящие из:
- Заработная плата работников (сдельная по наряду) - 89 817, 56 руб.;
- Страховые взносы, 30,2% - 27 124,90 руб.;
- Стоимость израсходованных материальных запасов - 5 357, 02 руб.;
- Питание - 2 304,61 руб.;
- Общехозяйственные расходы (30%) - 37 381, 23 руб.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.
Охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация).
При этом, в силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из постановления Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 153-п "Об утверждении Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области" следует, что это уполномоченный государственный орган, осуществляющий в соответствии с действующим законодательством реализацию полномочий в сфере лесного хозяйства, что свидетельствует о его праве требовать возмещения вреда с лиц, причинивших своими действиями (бездействием) ущерб лесам, расположенным на территории Тюменской области.
ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Тюменской области, подведомственным Департаменту лесного комплекса Тюменской области - органу государственной власти Тюменской области, которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.
В результате тушения пожара истец понес расходы, связанные с тушением пожара в виде финансирования специализированного государственного учреждения по тушению лесных пожаров на территории Тюменской области.
Таким образом, поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
В силу ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии определенных условий. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда ответчиком, противоправность действий причинителя вреда, размер понесенных убытков, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями.
При отсутствии хотя бы одного из названных элементов возложение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков не представляется возможным.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" вред, причиненный пожарами, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полном объеме лицом, причинившим вред. Возмещению подлежат стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки.
Статьей 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя названными элементами, вину причинителя вреда.
Лицо, требующее возмещение убытков, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения причинителя вреда, а также наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и понесенными истцом убытками. Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности указанных элементов ответственности.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков (вреда) возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, сторона, требующая взыскания убытков, должна доказать наличие причиненных ей убытков и их размер наряду с представлением доказательств факта нарушения права и причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается материалами дела.
Истец представил доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований в соответствии с указанными нормами закона. По заявленному предмету и основанию иска истец доказал наличие вины ответчика в причинении убытков истцу, а также размер убытков.
В свою очередь, ответчик, возражающий против удовлетворения иска, должен доказать отсутствие его вины, так как в соответствии с п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации именно это обстоятельство служит основанием для освобождения его от ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ОАО "РЖД" являясь собственником железнодорожных линий и станций в границах Демьянской дистанции пути N 29 на основании свидетельства о государственной регистрации права 86-АА N 461179 от 17.03.2004, допустило на 288 км железнодорожного пути на перегоне Ингаир-Ильтым нарушение п. 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1614 от 07.10.2020: полосы отвода железнодорожных путей в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашки шириной от 3 до 5 м или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 м, повлекшее возникновение лесного пожара в квартале 104 выделах 52, 54 урочища Горнослинкинское Горнослинкинского участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района Тюменской области.
Бездействие ОАО "РЖД", выраженное в неочистке территории от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и других горючих материалов и в неотделении полосы отвода от опушки леса минерализованной полосой, привело к возникновению и дальнейшему распространению лесного пожара.
Возникший пожар был ликвидирован силами и средствами Уватского авиаотделения филиала ГБУ ТО "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" 01.06.2023 в 17 час. 10 мин.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица: виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 51, ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" вред, причиненный пожарами, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полном объеме лицом, причинившим вред. Возмещению подлежат стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушения лесного пожара: обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.
Расчет затрат произведен в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 N АС-05-54/7018 (Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений).
Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относится расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на горюче-смазочные материалы), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы.
Кроме того, прямые затраты включают в себя стоимость материалов, затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов.
Исходя из изложенного выше, суд первой инстанции пришел к выводу, что расходы, непосредственно связанные с тушением лесного пожара, включаются в состав вреда и подлежат взысканию с виновных лиц.
На основании изложенного, поскольку требования истца документально подтверждены, доказательств освобождающих ответчика от ответственности в материалы дела не представлено, суд признал исковые обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что согласно материалам дела, 31.05.2023 в выделах 52,54 квартала 104 урочища Горнослинкинское Горнослинскинского участкового лесничества Уватского лесничества Уватского района Тюменской области в 14,5 км от населенного пункта Горнослинкино возник лесной пожар, который был потушен силами ГБУ ТО "Тюменская авиабаза".
При тушении лесного пожара были задействованы людские ресурсы (7 человек), техника и оборудование: ГАЗ 3897-0000010-24 - 1 ед., УАЗ 390944 - 1 ед., МТЗ - 82.1. - 1 ед., б/п Штиль MS250 - 2 ед. зажигательный аппарат - 1 ед., отработано 116,69 человеко-часов, 9,41 машино-часов, 12,0 тракторо-часов, 4,0 мото-часов, выплачена заработная плата работникам, участвующим в тушении пожара, использована техника, горюче-смазочные материалы и пр. Расходы на тушение пожара составили 161 985,32 руб.
Расчет затрат произведен в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 (Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений).
Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относится расходы на оплату труда, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; материальные расходы (расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, расходы на горюче-смазочные материалы), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров), транспортные расходы.
Таким образом, расходы, непосредственно связанные с тушением лесного пожара, включаются в состав вреда и подлежат взысканию с виновных лиц.
Пожароопасный сезон в лесах Тюменской области в связи со сходом снежного покрова установлен с 03 апреля 2023 года постановлением Правительства Тюменской области от 31.03.2023 N 162-п "Об установлении пожароопасного сезона в лесах в связи со сходом снежного покрова".
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ 07.10.2020 N 1614) со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В ходе проведения осмотра лесного участка, пройденного пожаром, установлено, что огонь распространялся по напочвенному покрову по сухой траве от железной дороги в сторону лесного массива, выявлено отсутствие минерализованной полосы шириной 3-5 метров, отделяющей полосу отвода железной дороги от лесного массива, отсутствие очистки территории отвода железной дороги, прилегающей к лесу от сухой травы, что способствовало распространению огня на лесной массив.
Таким образом, лесной пожар произошел в результате нарушения ОАО "РЖД" Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в бездействии ОАО "РЖД" в невыполнении обязательных требований предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах.
В настоящем споре реальный ущерб сложился из расходов, связанных с тушением лесного пожара и составляет 161 985, 32 руб., и подлежит взысканию с ОАО "РЖД".
ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" является специализированной организацией, выполняющей работы по тушению лесных пожаров (п. 12 Устава).
Финансирование учреждения на работы по тушению лесных пожаров осуществляется из бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент лесного комплекса Тюменской области реализовывает предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия в сфере лесного хозяйства на территории Тюменской области, соответственно, Департамент лесного комплекса Тюменской области вправе обратиться в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2023 года по делу N А40-195161/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
А.И.ПРОЦЕНКО