Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2024 N Ф05-125/2024 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 N 09АП-62284/2023 по делу N А40-302850/2022
Категория спора: Поставка для государственных и муниципальных нужд (госконтракт).
Требования заказчика: О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истцом не представлено доказательств несоответствия поставленного товара требованиям контракта.
Решение: Отказано.


Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 N 09АП-62284/2023 по делу N А40-302850/2022
Категория спора: Поставка для государственных и муниципальных нужд (госконтракт).
Требования заказчика: О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истцом не представлено доказательств несоответствия поставленного товара требованиям контракта.
Решение: Отказано.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2023 г. N 09АП-62284/2023
Дело N А40-302850/22
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2023 по делу N А40-302850/22
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к ООО "Судовые системы"
о взыскании неустойки,
при участии:
от истца: Борисова Н.Б. по доверенности от 12.10.2022;
от ответчика: Комаров Л.А. по доверенности от 27.04.2023;
установил:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Судовые системы" (далее - ответчик, ООО "Судовые системы") о взыскании неустойки в размере 768 549,60 руб. в связи с просрочкой исполнения обязательств по поставке товара исполнителем по государственному контракту от 24.08.2021 N 2121187117502412249211448 на поставку "Пожарная техника и инвентарь согласно перечню, утверждаемому Минобороны России: установка компрессорная для наполнения сжатым воздухом баллонов дыхательных аппаратов для пожарных; установка для проверки дыхательных аппаратов".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению истца, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 2.1 контракта от 24.08.2021 N 2121187117502412249211448, заключенному между Минобороны России (заказчик) и ООО "Судовые системы" (поставщик) обязуется в установленный контрактом срок поставить заказчику (истец) товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом, путем его передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом.
Цена контракта составляет 9 149 400 руб.
Пунктом 15.2. контракта определено, что поставка товара должна быть осуществлена в сроки, установленные подпунктом 3.2.2 контракта - до 10 ноября 2021 года.
По мнению истца, поставка товара должна быть произведена по 9 ноября 2021 года включительно.
Согласно пункту 6.6 контракта датой поставки товара считается дата подписания грузополучателем акта приема-передачи товара по форме, установленной приложением N 1 к контракту.
В соответствии с пунктом 11.2 контракта при просрочке исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Цена контракта составляет 9 149 400 руб.
Как пояснил истец, поставщик допустил просрочку поставки товара на 126 дней (с 10.11.2021. по 15.03.2022).
Согласно расчету истца, неустойка составила 768 549,50 руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В силу части 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ, применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
Статьей 525 ГК РФ установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно статье 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется 3 непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 ГК РФ.
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки (пункт 1 статьи 513 ГК РФ). При этом принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика (пункт 2 статьи 513 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.
Согласно пункту 7.1 контракта приемка товара по количеству, комплектности, качеству и на соответствие товара иным условиям контракта осуществляется грузополучателем с последующим оформлением акта приема-передачи товара по форме, установленной Приложением N 1 к контракту. Иные документы и акты, оформляемые и подписываемые в целях проверки качества товара (составных частей товара), приемкой товара не являются.
Согласно пункту 7.7 контракта приемка грузополучателем поставляемого товара осуществляется в месте поставки товара и включает в себя следующие этапы: проверка товара по сопроводительным документам на соответствие требованиям контракта; проверка полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 7.7.3 контракта приемка товара по количеству, комплектности, качеству и иным условиям контракта осуществляется в порядке, установленном Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 и от 25.04.1966 N П-7 соответственно, с последующими дополнениями и изменениями).
Согласно пункту 7.9 контракта в случае, если при приемке товара обнаружено его несоответствие условиям контракта, в том числе ненадлежащее качество товара, поставщик обязан в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующей информации осуществить доведение товара до соответствия требованиям, установленным контрактом, в том числе до надлежащего качества, в месте поставки товара, без передачи товара грузополучателю на ответственное хранение.
Согласно пункту 7.13 контракта претензии в связи с поставкой товара, не соответствующего требованиям контракта, в том числе по количеству, качеству и комплектности должны быть заявлены в течение 12 календарных месяцев с даты, когда заказчик узнал или должен был узнать о факте поставки товара, не соответствующего требованиям контракта. Право собственности на товар, все риски случайной гибели, утраты или повреждения товара переходят к заказчику с момента подписания сторонами акта приема-передачи товара.
Из материалов дела усматривается, что получателю ВЧ 58661-Ц товар отгружен по накладной N 21-00011641448 от 18.11.2021 компанией "Деловые линии". При этом, товарная накладная и акт приема-сдачи товара со стороны заказчика не были подписаны, мотивов отказа от подписания не представлено.
Получателю ВЧ 58661-АД товар отгружен по накладной N 21-00011641442 от 18.11.2021 компанией "Деловые линии". Акт приема-сдачи товара со стороны заказчика не были подписаны, мотивов отказа от подписания не представлено. Замечаний к комплектности товара заказчик не представил.
Получателю ВЧ 58661-Г товар отгружен по накладной N 21-00011622274 от 11.11.2021 компанией "Деловые линии". Акт приема-сдачи товара со стороны заказчика подписан.
В дальнейшем, от заказчика поставщику поступила претензия с требованием представить документ, подтверждающий прохождение поставленной продукции обязательной сертификации.
Так, на основании пункта 3.2.3. контракта поставщик обязан обеспечить: соответствие товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным законодательством РФ, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и Контрактом.
В соответствии с пунктом 6.2.5 контракта к товару в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие качество товара, и иные документы, поставляемые вместе с товаром: сертификаты соответствия, паспорта качества и т.д.
В пункте 6.1 Приложения N 4 к контракту "Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики Товара" определено, что Товар должен соответствовать требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАС 043/2017) или Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а соответствие Товара подтверждается сертификатами соответствия, выданными в установленном порядке.
Копии сертификатов соответствия поставляются совместно с Товаром.
Технический регламент принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 40, вступил в силу с 01.01.2021. Согласно пунктам 64 и 65 Приложения к Техническому регламенту Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАС 043/2017) и пункта 5 части 7 статьи 146 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Товар подлежит обязательному подтверждению соответствия указанным техническим регламентам в форме сертификации.
Право и ограничения применения поставщиком (изготовителем) одного из указанных технических регламентов для подтверждения соответствия товара их требованиям установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года N 125 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) в течение 18 месяцев с даты вступления технического регламента в силу допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции в соответствии с обязательными требованиями ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена при наличии документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до даты вступления технического регламента в силу.
Согласно подпункту в) пункта 1 Решения Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 N 125 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) - в течение 12 месяцев с даты вступления технического регламента в силу допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции в соответствии с обязательными требованиями ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке).
При этом контракт не устанавливает требований об обязательной сертификации ТР ЕАЭС 043/2017 (пункт 6.1 контракта содержит диспозиции Федерального закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАС 043/2017) требования данного Регламента распространяются на всю продукцию (средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения), произведенной после 01.07.2021.
Регламент не запрещает обращение продукции, созданной до 01.07.2021.
Поставщиком представлены грузополучателям копии сертификатов соответствия товара требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", выданные в системе добровольной сертификации.
В нарушение условий договора и Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР 25.04.66 N П-7 покупатель не приглашал продавца для составления совместного акта обнаружения недостатков.
Экспертиза товара в порядке п. 7.11 контракта заказчиком не проводилась. Согласно пункту 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика (пункт 3 статьи 405, пункт 1 статьи 406 ГК РФ и пункт 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" по смыслу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, статьи 327.1 ГК РФ срок исполнения обязательства может исчисляться, в том числе, с момента исполнения обязанностей другой стороной совершения ею определенных действий или с момента наступлении иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором, если действия кредитора, совершением которых обусловлено исполнение обязательства должником, не будут выполнены в установленный срок, а при отсутствии такого срока - в разумный срок, кредитор считается просрочившим (статья 328 ГК РФ или статья 406 ГК РФ).
В материалы дела не представлены доказательства того, что заказчиком, в отличие от поставщика, принимались все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств, в том числе своевременной приемкой товара, его действия по исполнению государственного контракта нельзя расценивать как принятие всех мер для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (штрафом, пеней), которой, согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
Согласно пункту 10.4 контракта в случае обнаружения после приемки товара отступлений от требований контракта или иных недостатков (в том числе по качеству), которые не могли быть установлены при обычном способе (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты поставщиком, поставщик уплачивает штраф в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 Правил, за каждый факт отступления от требований контракта или наличия недостатков товара (в том числе по количеству). При этом, контракт не содержит указаний о том, что именно подразумевается под "Правилами". В то время как соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме по правилам, установленным пунктами 2, 3 статьи 434 ГК РФ.
В данном случае истец ссылается на недостатки товара, которые не являются скрытыми.
Учитывая, что замечания по комплектности товара возникли у истца только 28.11.2021 (претензия в/ч 55443-ЛБ, исх. N 2375 от 28.12.2021 в соответствующей части поставки, то есть после даты приемки товара, истец может ссылаться только на условие контракта о штрафе в соответствии с пунктом 10.4 контракта, а не пункта 10.2 - неустойка.
Вместе с тем истцом не представлено документальное подтверждение заявленного несоответствия поставленного товара требованиям контракта.
Указанный истцом ГОСТ Р53262-2009 не действует. Действующий ГОСТ Р53262-2019 требования об обязательной сертификации не содержит.
Приказ Росстандарта от 14.07.2020 N 1190 утратил силу на основании приказа Росстандарта от 13.02.2023 N 318. Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 11.08.200 N 14-82/37530 утратило силу с 20.06.2010, кроме этого имеет отношение к требованиям, ввозимым в РФ товарам, и не имеет отношения к настоящему спору.
В силу прямого указания закона истец должен обосновать требование обязательного подтверждения соответствия ссылкой на технический регламент, чего сделано не было.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2023 по делу N А40-302850/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА