Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 03.03.2014 по делу N А75-1825/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А75-1825/2013
Требование: О признании недействительным распоряжения службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А75-1825/2013
Требование: О признании недействительным распоряжения службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N А75-1825/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5621/2013) открытого акционерного общества "Российские железные дороги", ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"; Общество; заявитель)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.05.2013 по делу N А75-1825/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое
по заявлению ОАО "РЖД"
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба; заинтересованное лицо),
о признании недействительным распоряжения от 28.11.2012 N 02-952,
при участии в судебном заседании:
от Общества - Руденко С.В. по доверенности от 12.08.2012, действительной по 16.07.2015 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Службы - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе, в котором просило признать недействительным распоряжение от 28.11.2012 N 02-952.
Решением от 13.05.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленного Обществом требования отказал.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из наличия у Службы полномочий по изданию оспариваемого распоряжения.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой решение суда первой инстанции просит отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное требование удовлетворить.
Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не исследована выписка из государственного лесного реестра, содержащая сведения о наличии либо отсутствии леса в полосе отвода железной дороги от станции Чумпас до станции Нижневартовск.
Общество также полагает, что у Службы отсутствуют полномочия по осуществлению федерального государственного пожарного надзора.
Служба, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила, в письменном отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя Природнадзора Югры от 28.11.2012 N 02-952 назначена внеплановая документарная выездная проверка ОАО "РЖД" с целью проверки исполнения предписания об устранении нарушений требований лесного законодательства от 13.09.2012 N 02-743/1 (л.д. 46-48).
Указанным предписанием Обществу вменялось в обязанность в срок до 15.10.2012 провести очистку полосы отвода железной дороги от станции Чумпас до станции Нижневартовск от захламления порубочными остатками на всем протяжении железной дороги указанного участка и отделить границы отвода полосы железной дороги от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Уведомлением от 28.11.2012 N 2590 административный орган уведомил Общество о проведении внеплановой документарной выездной проверки (л.д. 50-51).
По итогам проведенной проверки установлено, что требования Службы, изложенные в предписании от 13.09.2012 N 02-743/1, заявителем не исполнены.
Полагая, что вышеупомянутое распоряжение нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим требованием.
13.05.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со
статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является выполнение предписаний органов государственного контроля (надзор).
Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Оспариваемое распоряжение вынесено именно с целью проверки исполнения ранее выданного предписания, а потому соответствует требованиям Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В апелляционной жалобе Общества ссылается на отсутствие у Службы полномочий по вынесению оспариваемого распоряжения.
Суд апелляционной инстанции находит данную ссылку Общества несостоятельной, в силу нижеследующего.
Одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов (
часть 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно
статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (далее - Правила).
Пунктом 27 данных Правил установлено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) предусмотрено, что под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Виды государственного экологического надзора перечислены в
пункте 2 данной статьи, к числу которых отнесен федеральный государственный лесной надзор.
Согласно
пункту 3 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (
пункт 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
В силу
пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ должностные лица органов Государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса (
статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 36 и
37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; установление порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах, мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения или в границах лесничеств и лесопарков, указанных в
части 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства на землях обороны и безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 3 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595, пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению пожарного надзора согласно их компетенции в соответствии с ЛК РФ и законодательством Российской Федерации о Пожарной безопасности при осуществлении ими федерального государственного Лесного надзора (лесной охраны).
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в
части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 4 названного Положения).
Пунктом 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п (действовавшего в проверяемый период) определено, что Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области обращения с отходами), федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охотничьего надзора, лесного надзора, пожарного надзора в лесах), в области охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Пунктом 5.3.3 названного Положения предусмотрено, что Служба осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а также федеральный государственный пожар в лесах.
Статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу же статьи 6 вышеназванного кодекса, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что в ходе обследования, проведенного в целях профилактики и предупреждения лесных пожаров, установлено, что на всем пути следования вдоль железнодорожного полотна в полосе отвода железной дороги размещены порубочные остатки. Порубочные остатки примыкают к стене леса, либо разбросаны среди лесных насаждений. Также в полосе отвода складированы шпалы, являющиеся горючим материалом. На всем протяжении обследованных железнодорожных путей полоса отвода не отделена от опушки леса противопожарной опашкой или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Таким образом, как правильно пришел к выводу суд первой инстанции, в настоящем конкретном случае Службой проверялась территория лесного фонда на предмет выявления и предупреждения нарушений правил пожарной безопасности, нарушения, на устранение которых ранее было выдано предписание, обнаружены на территории, прилегающей к стене леса, и создают угрозу лесу, как объекту охраны окружающей среды.
Следовательно, Служба не превысила свои полномочия при вынесении оспариваемого распоряжения.
Что касается довода подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не исследована выписка из государственного лесного реестра, содержащая сведения о наличии либо отсутствии леса в полосе отвода железной дороги от станции Чумпас до станции Нижневартовск, то таковой не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Общество не учло, что распоряжение вынесено для проверки исполнения ранее выданного предписания.
Кроме того, целью проверочных мероприятий является обеспечения пожарной безопасности лесов, так как неустранение нарушений (оставление порубочных остатков) является угрозой возникновения лесных пожаров, поскольку полоса отвода непосредственно граничит со стеной леса, а искусственно созданных преград для недопущения распространения пожара полоса отвода не имеет.
Осуществление противопожарных мероприятий в полосе отвода железной дороги напрямую связано с обеспечением пожарной безопасности в примыкающем к ней лесу, в связи с чем, у Общества возникают обязанности по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в лесах.
В целом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы заявителя и все представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.05.2013 по делу N А75-1825/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть
обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК