Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2023 N Ф04-5988/2023 данное постановление изменено, заявление удовлетворено.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 N 08АП-6489/2023 по делу N А75-23556/2022
Требование: Об признании незаконным акта комплексной проверки в части выводов о нецелевом использовании денежных средств.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 N 08АП-6489/2023 по делу N А75-23556/2022
Требование: Об признании незаконным акта комплексной проверки в части выводов о нецелевом использовании денежных средств.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено. Решение первой инстанции изменено.


Содержание


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2023 г. N 08АП-6489/2023
Дело N А75-23556/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжиков О.Ю.
судей Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6489/2023) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2023 по делу N А75-23556/2022 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению бюджетного учреждения "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" (ОГРН 1028601267452, ИНН 8604013180, адрес: 628307, город Нефтеюганск, микрорайон 7-й, строение 13) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600510465, ИНН 8601001726, адрес: 628002, город Ханты-Мансийск, улица Спортивная, дом 7), при участии в деле в качестве заинтересованного лица, - Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600512588, ИНН 8601002141, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Карла Маркса, дом 32) об оспаривании акта комплексной проверки в части выводов о нецелевом использовании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Ошевой Екатерины Владимировны по доверенности от 14.12.2022 N 12;
от бюджетного учреждения "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" - Горчинской Марины Леонидовны по доверенности от 01.01.2023 N 01;
от Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Матросовой Анастасии Алексеевны по доверенности от 16.01.2023;
установил:
бюджетное учреждение "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" (далее - заявитель, больница, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - фонд, ТФОМС) о признании незаконным акта комплексной проверки в части выводов о нецелевом использовании денежных средств в сумме 14 790 597 руб. 12 коп.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2023 по делу N А75-23556/2022 заявленное требование удовлетворено, признан незаконным акт проверки ТФОМС от 01.11.2022 N 19-НЮ в части выводов о нецелевом расходовании средств в размере 14 790 597 руб. 12 коп., с ТФОМСв пользу Учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТФОМС обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что при ремонте устранены недостатки здания на площадях, не превышающих 13 процентов от площади каждого отдельного здания, а расходы на такой ремонт составляют незначительную часть от всех расходов на содержание медицинских объектов; выводы суда о том, что выполненные больницей капитальные работы по ремонту лифтов не свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств, так как такие расходы следует оценивать применительно к характеру ремонта здания в целом, поскольку лифты являются неотъемлемой частью здания, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом первой инстанции не приняты во внимание Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н и письмо ФОМС от 16.03.2020 N 2315/21/1846 "Об использовании средств обязательного медицинского страхования" из которого следует, что оплата установки (расширения) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования; выводы суда о целевом характере оборудования окон жалюзи не соответствуют нормам действующего законодательства; ссылка суда на Порядок оказания педиатрической помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н, не свидетельствует о допустимости закупки проб р. Манту 10 714 единиц, диаскинтеста 16 270 единиц за счет средств обязательного медицинского страхования; расходы по исследованию аутопсийного материала, т.е. материала трупов, не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Учреждением и Департаментом представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ТФОМС поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Учреждения и Департамента возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что бюджетное учреждение "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" осуществляет медицинскую деятельность в городе Нефтеюганске.
На праве оперативного ведения больнице принадлежат нежилое здание площадью 3 691,9 кв. м этажностью 4, хирургический корпус площадью 6 288,9 кв. м этажностью 5, консультационно - диагностический центр площадью 4 177 кв. м этажностью 3, терапевтический корпус площадью 3 195,9 кв. м этажностью 4, здание лечебного корпуса площадью 4 987 кв. м этажностью 8.
На основании приказа директора ТФОМС от 19.09.2022 N 489 и во исполнение плана проверок ТФОМС на 2022 год в отношении больницы проведена комплексная плановая выездная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, о чем составлен акт от 01.11.2022 N 19-НЮ (т. 1 л.д. 39-71).
При проверке расходов на оплату контрактов, договоров на приобретение работ, услуг по содержанию имущества установлено, что в нарушение приложения N 10 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийско автономного округа - Югры на 2021 год от 30.12.2020 допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в сумме 13 932 355 руб. 04 коп., выразившееся в оплате расходов на капитальный ремонт и составление проектно-сметной документации на капитальный ремонт, не включенных в состав тарифа на оплату медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ТП ОМС от 29.12.2020, пункт 4.2.2 акта).
Кроме того при проверке расходов на оплату контрактов, договоров на приобретение прочих работ, услуг по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" установлено, что в нарушение приложения N 10 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год от 30.12.2020 допущено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 305 920 руб. 29 коп., выразившееся в оплате расходов на составление и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт и оплате услуг, не включенных в состав тарифа на оплату медицинской помощи по ТП ОМС от 29.12.2020 (пункт 4.2.3 акта).
Наряду с изложенным в нарушение приложения N 10 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год от 30.12.2020 допущено нецелевое использование средств ОМС по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" в сумме 480 442 руб. 00 коп., выразившееся в приобретении основных средств в нарушение ТП ОМС от 29.12.2020. (пункт 4.3 акта).
В нарушение пункта 5.1.2 раздела V постановления Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 632-п "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" допущено нецелевое использование средств ОМС по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" в сумме 55 000 руб. 00 коп., выразившееся в приобретении шприцов туберкулиновых для аллергологических проб в комплекте с иглой. В соответствии с представленными документами, количество проб р. Манту 10 714 единиц, диаскинтеста 16 270 единиц. Списано за счет средств ОМС на амбулаторно-поликлинические подразделения: консультативно-диагностическое отделение детской поликлиники N 1, профилактическое отделение N 1 детской поликлиники, консультативно-диагностическое отделение N 4 детской поликлиники, профилактическое отделение N 2 (отделение организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательном учреждении) детской поликлиники 22 000 штук (пункт 4.5.2 акта).
Кроме того допущено нецелевое использование денежных средств в сумме 159 723 руб. 60 коп., выразившихся в списании материально-технических ценностей (бахилы водонепроницаемые, шовный материал нерассасывающийся Капрон, лезвия скальпеля одноразовые Парагон, устройства вакуумные с поршнем для исследования проб крови, дезинфицирующие средства) на подразделения, финансирующиеся из бюджета ХМАОА, в том числе на паталогоанатомическое отделение и на отделение медико - социальной помощи (пункт 5.1.1.2 акта).
Выводы ТФОМС в указанной части оспорены больницей в возражениях от 08.11.2022 (т. 1 л.д. 72-78).
Сообщением от 16.11.2022 ТФОМС уведомил бюджетное учреждение "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" об оставлении возражений без удовлетворения.
Названное обстоятельство послужило основанием для обращения больницы за защитой нарушенного права в судебном порядке.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 05.05.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС соответствующего требования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Между территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, страховыми медицинскими организациями: ООО "АльфаСтрахование-ОМС", АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ООО "Капитал МС" и БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 18.01.2021 N 041.ОМС (далее - договор).
В силу пункта 9.15 приказа Минздрава России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" и пункта 9.15 постановления Правительства ХМАО - Югры от 18.03.2011 N 66-п "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" территориальный фонд предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет Территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктами 8.25, 21 договора за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
На основании статей 2, 6, 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты фондов ОМС относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, поэтому к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения БК РФ.
В силу статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу части 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Как установлено в статье 30 Закона N 326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Законом N 326-ФЗ структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 30 и часть 7 статьи 35) является одной из гарантий, обеспечивающих как строгое целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи указана в Правилах обязательного медицинского страхования, регулирующих правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н).
В пункте 192 Правил N 108н, установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 193 Правил N 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 195 Правил N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды.
При расходовании средств ОМС БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" обязано руководствоваться постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2020 N 632-п "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 год от 30.12.2020 г. (далее - Тарифное соглашение).
Согласно приложению 10 Тарифного соглашения размер и структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной разделом XII Правил N 108н.
Затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) осуществляются пропорционально объему оказанной медицинской помощи в рамках ТП ОМС в разрезе источников доходов медицинской организации (средства обязательного медицинского страхования, средства бюджета, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).
В приложении 10 Тарифного соглашения так же отмечено, что расходы медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу и иные расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона расходование средств ОМС медицинской организацией на цели, не предусмотренные настоящим Тарифным соглашением, является нецелевым использованием средств ОМС, в том числе: направление средств ОМС на возмещение расходов по видам медицинской помощи, не включенным в ТП ОМС, а также по медицинской помощи, финансирование которой предусмотрено из других источников; направление средств ОМС на возмещение расходов по медицинским услугам, не предусмотренным лицензией медицинской организации; направление средств ОМС на возмещение расходов, подлежащих оплате из средств бюджетов соответствующих уровней; направление средств ОМС на возмещение расходов, не включенных в состав тарифов на медицинские услуги в системе ОМС; направление средств ОМС на цели, не предусмотренные условиями договора между СМО и медицинской организацией; необоснованное получение медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования; оплата собственных обязательств медицинских организаций, не связанных с деятельностью по обязательному медицинскому страхованию; расходование средств обязательного медицинского страхования на иные цели, не соответствующие условиям их предоставления.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в 2021 году больницей выполнены следующие ремонтные работы:
1. Ремонт пульмонологического отделения по адресу: г. Нефтеюганск, 7 мкр., строение 8, этаж 7 (замена полов из керамической плитки и линолеума, оштукатуривание, облицовка, окрашивание потолков и стен помещений в пульмонологическом отделении - палаты, раздевалки, комнаты, комнаты подсобные, помещения N 2. 21, 22, 23, 1, 24, 27, 3, 26, 4, 25;
2. Ремонт пульмонологического отделения по адресу: г. Нефтеюганск, 7 мкр. строение 8 (замена по каждому отдельному элементу строительной конструкции помещения - пол, внутренняя отделка, а также замена инженерного оборудования (смесителей, унитазов, умывальников (помещения, палаты, раздевалки, подсобные комнаты, коридор, комнаты N 7, 8, 11. 12, 13. 14, 15, 16, 17, 19, 41, 38, 36, 35, 32, 31, 5, 20, 18, 40, 33, 9, 10, 39, 37,30, 29,28;
3. Ремонт помещений поликлиники N 1 по адресу: г. Нефтеюганск, 5 мкр. строение 13 (замена линолеума 1-4 этажей, а также покраска 1-4 этажей помещений здания);
4. Ремонт первого этажа хирургического отделения N 2 по адресу: г. Нефтеюганск, 7 мкр. строение 14 корпус N 2 (замена линолеума, оштукатуривание, смена облицовки, окрашивание потолков, стен, а также окраска радиаторов отопления на первом этаже хирургического отделения N 2);
5. Ремонт палат гинекологического отделения по адресу: г. Нефтеюганск, 7 мкр., строение 14, корпус N 2 (замена линолеума, оштукатуривание, окрашивание потолков, стен, а также окраска радиаторов отопления палат гинекологического отделения - N 33-38, 67-77, 78, 79);
6. Ремонт иммунологической лаборатории по адресу: г. Нефтеюганск, 7 мкр. строение 11 (замена полов из керамической плитки, оштукатуривание, облицовка, окрашивание потолков и стен палат в иммунологической лаборатории - комната N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.1, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 (1 зона), 18 (предбокс), 19 (2 зона), 20 (предбокс), 21, 22, 23);
7. Ремонт помещений 4 этажа терапевтического корпуса пс адресу: г. Нефтеюганск, 7 мкр. строение 13 (замена полов из керамической плитки и линолеума, оштукатуривание, облицовке, окрашивание потолков и стен помещений 4 этажа терапевтического корпуса - коридор комнат N 2, 54, 41, 47, 58, палаты N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, вспомогательные помещения N 51, 50, 49, 45, 42, 43, 37, 38, 39, 40, 44, 46, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33,34,35,36, 9).
При этом ремонт санитарных комнат пульмонологического отделения, (выполнение работ по ремонту санитарных комнат пульмонологического отделения) составил 0,87 процентов от общей площади здания лечебного корпуса 4 987 кв. м.
Ремонт пульмонологического отделения (выполнение работ по текущему ремонту пульмонологического отделения контракт N 0387200030520000153_217979 от 21.09.2020) на площади 424,42 кв. м составил 8,5% от общей площади (работы выполняются по покраске стен, смене напольного покрытия.
Ремонт пульмонологического отделения (контракт N 0387200030521000061 217979 от 13.05.2021) на площади 629,02 кв. м составил 12.61 процентов от общей площади здания лечебного центра 4 987 кв. м. Работы по покраске стен, смене напольного покрытия.
Ремонт помещений поликлиники N 1 (контракт N 387200030521000112_217979 от 21.06.2021на площади 193, кВ.м. составляет 5,22 процента от общей площади здания 3 691,9 кв. м. Работы по покраске стен, смене напольного покрытия.
Ремонт хирургического отделения N 2 (контракт N 0387200030521000124_217979 от 28.06.2021) на площади 112,97 кв. м составил 1,8 процентов от общей площади здания 6 288,9 кв. м. Работы по покраске стен, смене напольного покрытия.
Ремонт палат гинекологического отделения (контракт N 0387200030521000195_217979 от 20.09.2021 г.) на площади 289 кв. м составляет 4,6 процента от общей площади здания 6 288,9 кв. м. Работы по покраске стен, смене напольного покрытия.
Ремонт иммунологическая лаборатория (контракт N 0387200030520000173_217979 от 15.10.2020 г.) на площади 229,05 кв. м составил 5,48 процентов от общей площади здания 4 177 кв. м. Работы по частичной смене плиточного покрытия стен, смене потолочного покрытия.
Ремонт 4 этажа терапевтического корпуса (контракт N 0387200030521000077_217979 от 31.05.2021 г.) на площади 345 кв. м составил 10,8 процентов от общей площади здания 3 195,9 кв. м. Работы по покраске стен, смене напольного покрытия, частичной смене плиточного покрытия.
Исходя из положений пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) относятся работы по замене и (или) восстановлению строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, по замене и (или) восстановлению систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также по замене отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Исходя из определений, указанных в пункте 3.8 постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (действовал до - 04.10.2020), к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Перечень основных работ, выполняемых в ходе текущего и капитального ремонта, для объектов социально-культурной сферы, в том числе зданий и помещений здравоохранения, определен в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
В соответствии с пунктом 5.1 Нормами ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования.
Приложение N 1 к ВСН 58-88 (р) включает основные термины, в том числе определяя текущий ремонт здания как восстановление исправности конструкций; а капитальный ремонт как замену при необходимости конструктивных элементов. При этом элементами зданий, являются конструкции и технические устройства.
В соответствии с Перечнем основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, указанных в Приложении N 7 к ВСН 58-88 (р), к текущему ремонту по внутренней отделке относятся работы: восстановление штукатурки стен и потолков отдельными местами, восстановление облицовки стен керамической и другой плиткой отдельными местами, восстановление и укрепление лепных порезок и розеток, карнизов, все виды штукатурно-малярных работ во всех помещениях, кроме жилых, в которых они производятся нанимателем. Также к текущему ремонту относят смену, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.).
Согласно Письму Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта", как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
Учитывая, что ремонту подлежали только отдельные помещения и/или элементы здания, а не все здание в целом и целью такого ремонта являлось не восстановление или замена конструкций, а поддержание их эксплуатационных качеств, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае ремонтные работы выполнены в отдельных помещениях зданий, объемы которых не превышают 13 процентов от общих площадей объектов капитального строительства. При этом выполненные работы не повлекли изменение основных технико-экономических показателей зданий и конструктивных характеристик.
Из акта проверки следует, что в 2021 году на содержание зданий, принадлежащих больнице, по статье "работы, услуги по содержанию имущества" потрачено 94 525 003 руб. 41 коп. Часть указанных расходов в сумме 13 932 355 руб. 04 коп. оценена ТФОМС как совершенные на капитальный ремонт.
Вместе с тем с учетом вышеприведенных норм права ремонт отдельных помещений в зданиях больницы, в том числе с полной заменой напольного покрытия, окраской стен, сменой дверных блоков, восстановлением потолочных покрытий, ремонтов элементов сантехники и освещения, не может квалифицироваться как капитальный ремонт здания, так как при таком ремонте устранены недостатки здания на площадях, не превышающих 13 процентов от площади каждого отдельного здания, а расходы на такой ремонт составляют незначительную часть от всех расходов на содержание медицинских объектов.
В отношении расходов на проведение ремонтов лифтов установлено следующее.
Из материалов дела следует, что в проверенный период больница заключила с ООО "Лифткомплект" договор от 07.06.2021 N 103 на установку системы контроля управления доступом (СКУД) по адресу: г. Нефтеюганск, 7 мкр., строение 13. (т. 3. л.д. 31-39). Стоимость работ 92 000 руб. В рамках исполнения договорных обязательств подрядчик произвел монтаж электромагнитного замка, замка врезного электромагнитного, блока питания, аккумулятора, считывателя - контроллера, кнопки открытия двери. Кроме того между больницей и названным обществом заключен контракт N 0387200030521000150_217979 на сумму 2 984 953 руб. 56 коп. на выполнение ремонта двух лифтов (т. 2 л.д. 136-147). В рамках договорных обязательств общество, кроме прочего, выполнило работы по замене привода лифта (электродвигатель), замене лебедки в сборе, замене частотного преобразователя главного привода, замене каната ограничителя скорости, замене ограничителей скорости (в сборе), замене шкива блока натяжного устройства (комплект).
Как отмечалось выше, приложением ВСН N 58-88 (р) предусмотрено, что ремонт здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания. При этом текущий ремонт здания определен как ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В силу пункта 5.2 ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Согласно пунктам 3.7.4, 3.7.7 ГОСТ 33605-2015. "Межгосударственный стандарт. Лифты. Термины и определения" (введен в действие приказом Росстандарта от 02.06.2016 N 491-ст) ремонт лифта - это комплекс операций по восстановлению исправности и (или) работоспособности лифта; капитальный ремонт лифта - это ремонт или замена одного или нескольких основных узлов и механизмов лифта.
Таким образом, ремонт подразделяется на текущий или капитальный в зависимости от целей проведения ремонта (поддержание параметров, исправности инженерного оборудования или восстановление утраченных, улучшение технических характеристик объекта).
Из приведенных норм права следует, что восстановление инженерного оборудования производится при текущем ремонте, а замена такого оборудования только при капитальном ремонте.
Как разъяснено в письме Минфина России от 14.01.2004 N 16-00-14/10, определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов. Система планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений - это совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых в соответствующем плановом порядке (пункт 1.1 Положения N 279). Основные организационно-технические мероприятия по надзору по видам, срокам проведения и порядку оформления предусмотрены в разделе 2 и разделе 4 Положения N 279, разделе 2-6 Положения N 312.
Так, перечень работ по текущему ремонту, предусмотрен в приложении 3 к Положению N 279, в приложении 7 к Положению N 312; перечень работ по капитальному ремонту, предусмотрен в приложении 8 к Положению N 279, в приложении 9 к Положению N 312.
В частности, в приложении 9 к Положению N 312 предусмотрено, что работы по обследованию зданий и изготовлению проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ), экспертиза проектно-сметной документации, авторский надзор проектных организаций, технический надзор, производятся при капитальном ремонте здания и объектов.
Согласно приказу Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.1999 N 158 "Об утверждении Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации" система планово-предупредительных ремонтов включает в себя систему технического обслуживания, состоящую из: периодических осмотров; текущих ремонтов; аварийно-технического обслуживания; систему восстановления ресурса лифтов, состоящую из: капитального ремонта (замены); модернизации.
В рассматриваемом случае в рамках исполнения договорных обязательств по договору от 07.06.2021 N 103 на установку системы контроля управления доступом (СКУД) подрядчик произвел монтаж электромагнитного замка, замка врезного электромагнитного, блока питания, аккумулятора, считывателя - контроллера, кнопки открытия двери. В рамках договорных обязательств по контракту N 0387200030521000150_217979 выполнены работы по замене привода лифта (электродвигатель), замене лебедки в сборе, замене частотного преобразователя главного привода, замене каната ограничителя скорости, замене ограничителей скорости (в сборе), замене шкива блока натяжного устройства (комплект).
При этом ремонтные работы по заключенным учреждением договору и контракту проводились в условиях действующего лечебного учреждения, здание на капитальный ремонт не закрывалось.
Выполненные больницей работы по ремонту лифтов могут квалифицироваться как капитальный ремонт лифтов. Между тем такое обстоятельство не свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств, так как такие расходы следует оценивать применительно к характеру ремонта здания в целом, поскольку лифты являются неотьемлемой частью здания.
Учитывая тот факт, что замена лифтов в здании не производилась (свойственно для капитального ремонта объекта капитального строительства), признаки капитального ремонта лифтов не могут свидетельствовать о капитальном ремонте здания в целом.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что расходы учреждения, понесенные в связи с проведением ремонта лифта за счет средств ОМС в не могут быть квалифицированы как нецелевое расходование денежных средств.
Как следует из обжалуемого решения суд первой инстанции по аналогичным основаниям согласиться с доводами больницы относительно расходов на установку охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда в указанной части необоснованным и подлежащим изменению, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, бюджетное учреждение "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" за счет средств обязательного медицинского страхования оплачены услуги и работы на общую сумму 527 577 руб. 38 коп.:
- по составлению проектно-сметной документации на установку охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на сумму 78 000 руб. (пункт 4.2.3.1 акта);
- по разработке проектно-сметной документации системы охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте "Бактериологическая лаборатория" на сумму 68 000 руб. (пункт 4.2.3.2 акта);
- работы по установке системы охранно-пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на сумму 193 826 руб. (пункт 4.2.4.1 акта);
- работы по установке оборудования для подключения системы контроля управления доступа к системе охранно-пожарной сигнализации на сумму 187 751 руб. 38 коп. (пункт 4.2.4.2 акта).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководитель организации обязан, в том числе, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" системы охранной и пожарной сигнализаций относятся к системам инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) относится замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
Пунктом 2.6 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, монтаж систем автоматики и сигнализации отнесен к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Кроме того, в соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н расходы по установке (расширению) единых функционирующих систем (включая приведение) в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем относятся к подстатье 228 КОСГУ "Услуги и работы для целей капитальных вложений".
Также Федеральный фонд обязательного медицинского страхования письмом от 16.03.2020 N 2315/21/1846 "Об использовании средств обязательного медицинского страхования" разъяснил, что оплата установки (расширения) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, не осуществляется за счет средств ОМС.
С учетом изложенного, ТФОМС верно посчитал, что средства ОМС в размере 527 577 руб. 38 коп. направленные больницей на оплату услуг на установку охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре использованы не по целевому назначению.
В указанной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Материалами дела подтверждается, что учреждением заключен договор поставки от 12.07.2021 N 126 с ООО "Триумф Плюс". Предмет договора "Поставка жалюзи рулонные". В рамках данного договора были приобретены и установлены жалюзи в отделения: женская консультация - кабинеты УЗД в количестве 5 шт.; кабинет колоноскопии в количестве 4 шт.; кабинет ФГДС в количестве 5 шт.; детские поликлиники в кабинеты офтальмолога в количестве 16 шт.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" п. 7.13 освещение на рабочих местах с компьютерной техникой должно соответствовать санитарным правилам, устанавливающим гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам, организации работы и другими действующими нормативными документами.
Жалюзи в данных кабинетах установлены для обеспечения надлежащих условий труда медицинского персонала.
Методическими рекомендациями MP 3.1.0229-21 установлены требования, согласно которым меры по обеспечению противоэпидемиологического режима и соблюдению требований биологической безопасности при организации лабораторных исследований в целях этиологической диагностики COVID-19 окна должны быть плотно закрыты, возможно использование светозащитных пленок и жалюзи из материала, устойчивого к моющим и дезинфицирующим средствам.
Согласно требованиям п. 6.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.107601 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" ограничение избыточного теплового воздействия инсоляции помещений и территорий в жаркое время года должно обеспечиваться соответствующей планировкой и ориентацией* зданий, благоустройством территорий, а при невозможности обеспечения солнцезащиты помещений ориентацией необходимо предусматривать конструктивные и технические средства солнцезащиты (кондиционирование, внутренние системы охлаждения, жалюзи и т.д.). В то же время меры по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции (жалюзи) не приводит к нарушению норм естественного освещения помещений.
Сводом правил СП 158.13330.2014 "Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18.02.2014 N 58/пр) установлены требования выполнять межстекольными или наружными жалюзи, рольставнями и т.п. с возможностью электрического регулирования. Так пунктом 6.9.1.14 установлено "при кабинете нарколога рекомендуется предусматривать слив, при кабинетах инфекциониста, уролога, проктолога, а также при кабинете ректоколоноскопии - уборную. Кабинет офтальмолога оборудуются светозащитными жалюзи или при кабинете предусматривается темная комната".
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оборудование окон жалюзи направлено на обеспечение надлежащих условий труда медицинского персонала, в связи с чем приобретение такого оборудования не является нецелевым расходованием денежных средств.
Возможные нарушения отражения товаров в бухгалтерском учете не изменяют целевую направленность расходов.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 N 366н утвержден Порядок оказания педиатрической помощи, которым предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению детского населения.
Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового, являющиеся приложением к названному порядку, устанавливают, что к функциям кабинета врача-педиатра участкового отнесены: профилактические осмотры детей; проведение диагностической и лечебной работы в амбулаторных условиях; проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции и туберкулеза.
Приказом Министерства здравоохранения от 29.12.2014 N 951 "Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания" определены группы лиц, подлежащих обследованию на туберкулез органов дыхания, и предусмотрено, что проведение массовой иммунодиагностики в условиях медицинских организаций общей лечебной сети обеспечивает скрининг детского населения на туберкулез.
Туберкулинодиагностика может осуществляться в рамках диспансеризации и профилактических осмотров (цель - ранняя диагностика возможной заболеваемости туберкулезом у детей и подростков). В этом случае, когда проводится скрининг определенной группы лиц, подлежащей обследованию на туберкулез органов дыхания в условиях медицинских организаций общей лечебной сети, то выполнение теста следует отнести к первичной медико-санитарной помощи, которая включает в себя мероприятия по профилактике и диагностике (Порядок оказания педиатрической помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н).
Из приведенных норм права следует, что профилактическая помощь, составной частью которой выступает диагностика, относится к первичной медико-санитарной помощи, оказывается в рамках базовой программы ОМС и подлежит оплате за счет средств ОМС. Поскольку постановка туберкулиновой пробы осуществлялась в рамках приема врача-педиатра участкового и входит в предоставляемую услугу, источником финансового обеспечения для ее приобретения выступают средства ОМС.
Следовательно, допустимо осуществление закупки Диаскинтеста за счет средств ОМС.
Относительно выводов ТФОМС о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 159 723 руб. 60 коп., выразившееся в списании материальных ценностей: бахилы водонепроницаемые, комплект одежды для врача-инфекциониста одноразовый нестерильный, шовный материал нерассасывающийся Капрон, лезвия скальпеля одноразовые Парагон, устройства вакуумные с поршнем для исследования проб крови, дезинфицирующее средство - на подразделения, финансируемые из бюджета субъекта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в патологоанатомическом отделение и отделение медико-социальной помощи, судом установлено следующее.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий обследование на COVID-19 проводится работникам медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности, при появлении симптомов, не исключающих COVID-19.
Согласно абзацу 12 части 2 статьи 212 и части 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель за счет собственных средств обязан организовать проведение, в том числе обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров, некоторых категорий работников, в том числе работников медицинских организаций, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, работникам организаций, в том числе медицинских, имеющим риски инфицирования COVID-19, но не имеющим симптомов инфекционного заболевания, взятие мазка из носо- и ротоглотки для проведения обследования на COVID-19 осуществляется за счет средств работодателя.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Письмо ФФОМС от 17.07.2020 N 8484/30-2/5017 "Об источнике финансового обеспечения проведения лабораторного обследования и приобретения средств индивидуальной защиты").
Приказом Депздрава Югры от 24.04.2020 N 544 "О соблюдении рекомендаций по применению средств индивидуальной защиты для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" утвержден перечень современных средств индивидуальной защиты от COVID-19 для медицинских специалистов учреждений здравоохранения ХМАО - Югры, а также возложена обязанность на руководителей медицинских учреждений обеспечения специалистов медицинской организации средствами индивидуальной защиты с учетом категорий риска инфицирования профессиональных групп.
В соответствии с рекомендациями по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19" направленными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (письмо от 11.04.2020 N 02/6673-202032) к лицам чрезвычайно высокого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду 1 типа относятся в том числе, сотрудники специализированных инфекционных стационаров (отделений), имеющие непосредственный контакт с больными COVID-19, подтвержденными лабораторно (врач-инфекционист); сотрудники патолого-анатомических отделений, выполняющих в том числе прижизненные гистологические исследования.
Следовательно, расходы учреждения, выразившиеся в списании материальных ценностей за счет средств обязательного медицинского страхования, не могут быть квалифицированы как нецелевое расходование денежных средств.
При таких обстоятельствах акт проверки ТФОМС от 01.11.2022 N 19-НЮ следует признать незаконным в части выводов возврате средств обязательного медицинского страхования использованные не по нецелевому назначению в сумме 14 263 019 руб. 74 коп. и оплате штрафа в сумме 1 426 301 руб. 97 коп. в связи с тем, расходы Учреждения в размере 527 577 руб. 38 коп. на оплату услуг на установку охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре из средств ОМС являются нецелевым расходованием бюджетных средств.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2023 по делу N А75-23556/2022 подлежит изменению.
Судебные расходы Учреждения по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции подлежат отнесению на ТФОМС, поскольку правило распределения расходов, пропорционально размеру удовлетворенных требований, предусмотренное абзацем 2 части 1 статьи 110 АПК РФ, на требования неимущественного характера (о признании ненормативного правового акта, действий/бездействий недействительными) не распространяется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку ТФОМС при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2023 по делу N А75-23556/2022 изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить частично.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Заявление бюджетного учреждения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" удовлетворить частично.
Признать незаконным акт проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 01.11.2022 N 19-НЮ в части выводов возврате средств обязательного медицинского страхования использованные не по нецелевому назначению в сумме 14 263 019 рублей 74 копейки и оплате штрафа в сумме 1 426 301 рубль 97 копеек.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в пользу бюджетного учреждения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И. Яцкив" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В остальной части заявленных требований - отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Н.А.ШИНДЛЕР