Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 29.03.2023 N 304-ЭС23-2384 отказано в передаче дела N А46-4619/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.12.2022 N Ф04-6708/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022 N 08АП-8040/2022 по делу N А46-4619/2022
Требование: О признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2022 N 08АП-8040/2022 по делу N А46-4619/2022
Требование: О признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2022 г. N 08АП-8040/2022
Дело N А46-4619/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8040/2022) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-14" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2022 по делу N А46-4619/2022 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-14" (ОГРН 1145543001031, ИНН 5501254735, адрес: 644012, город Омск, улица Малиновского, дом 18, корпус 3, помещение 3П) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944, адрес: 644043, город Омск, улица Интернациональная, дом 41) о признании незаконным предписания от 04.03.2022 N 55-3-2022/0060рс/1 в части пункта 1,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Ушакова Анастасия Ахзамовна по доверенности от 29.12.2021 N ДВ-576 сроком действия по 31.12.2022,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-14" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Комфорт-14") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС по Омской области) о признании незаконным предписания от 04.03.2022 N 55-3-2022/0060рс/1 в части пункта 1.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.05.2022 по делу N А46-4619/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что ответственность за нарушений требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники имущества; в акте проверки от 04.03.2022 N 55-3-2022/0060рс, в предписании от 04.03.2022 N 55-3-2022/0060рс отсутствуют сведения о лицах, допустивших нарушение; в оспариваемом предписании не указаны действия, которые необходимо совершить управляющей компании; суд первой инстанции возложил на общество полномочия по выдаче предписаний собственникам имущества.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представителем ГУ МЧС по Омской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого апелляционным судом отказано в связи с отсутствием доказательств направления копии отзыва в адрес подателя жалобы (абзац 2 части 1 статьи 262 АПК РФ).
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ответил на вопросы суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя ГУ МЧС по Омской области, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Должностными лицами ГУ МЧС по Омской области 19.08.2021 в отношении ООО "УК "Комфорт-14" по согласованию с прокуратурой Советского административного округа города Омска проведена внеплановая выездная проверка многоквартирного дома, расположенного по адресу: 644012, Омская область, город Омск, переулок 1-й Башенный, дом 4, находящегося под управлением общества.
В результате проверки установлено нарушение требований пожарной безопасности, в частности подпункта "к" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), что выразилось том, что ООО "УК "Комфорт-14" допущено размещение кладовых помещений на лестничных клетках в подъезде N 2 между 1 и 2, 4 и 5, 7 и 8 этажами, в подъезде N 4 между 6 и 7, 7 и 8 этажами, в подъезде N 5 между 3 и 4 этажами, в подъезде N 7 между 6 и 7, 7 и 8 этажами, в подъезде N 8 между 2 и 3 этажами многоквартирного дома, расположенного по адресу: 644012, Омская область, город Омск, переулок 1-й Башенный, дом 4.
По результатам внеплановой выездной проверки 19.08.2021 составлен акт проверки N 317/1/1-1, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 317/1/1-1 со сроком исполнения - до 01.02.2022.
На основании решения от 16.02.2022 главного государственного инспектора Советского административного округа города Омска по пожарному надзору Булдакова С.Н. 04.03.2022 в отношении ООО "УК "Комфорт-14" проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 19.08.2021 N 317/1/1-1.
По результатам выездной проверки 04.03.2022 ГУ МЧС по Омской области установлено невыполнение предписания от 19.08.2021 N 317/1, составлен акт проверки N 55-3-2022/0060рс, выдано предписание N 55-3-2022/0060рс/1.
Не согласившись с предписанием от 04.03.2022 N 55-3-2022/0060рс/1, ООО "УК "Комфорт-14" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
30.05.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области пожарной безопасности регулируют Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также действовавшие иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица в пределах их компетенции.
Из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. В состав этого имущества входят, в том числе, помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, и иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из видов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно подпункту "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются, в том числе, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
На основании подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Запрет устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы установлен в подпункте "к" пункта 16 Правил N 1479.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правилами N 170).
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу пункта 3.2.16 Правил N 170 размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам выездной проверки 04.03.2022 Главным управлением МЧС России по Омской области установлено невыполнение предписания N 317/1 от 19.08.2021, составлен акт проверки N 55-3-2022/0060рс, выдано предписание N 55-3-2022/0060рс/1, в которых ООО "УК "Комфорт-14" указано в качестве лица, в отношении которого проведено контрольное мероприятие, а также лица, которому предложено устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства невыполнения обществом требований предписаний установлены судебными актами: решением Куйбышевского районного суда города Омска от 28.02.2022 по делу N 12-10/2022 (12-805/2021), решением Омского областного суда от 05.04.2022 по делу N 77-285 (149)/2022, постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 111 в Первомайском судебном районе в городе Омске, мирового судьи судебного участка N 74в Первомайском судебном районе в городе Омске от 08.04.2022 по делу N 5-335-111/2022.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что выявленные ГУ МЧС по Омской области нарушения обязательных требований в случае возникновения пожара свидетельствуют о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Довод общества о том, что обязанность по устранению нарушений лежит на собственниках помещений, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку ГУ МЧС по Омской области проведен осмотр помещений в части общего имущества многоквартирного дома.
В силу подпункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Ссылка общества об отсутствии в предписании конкретных действий, обязательных к совершению, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку спорное предписание не содержит неясностей относительно требований, предъявленных к исполнению, предписание направлено на устранение допущенных обществом нарушений требований законодательства, содержит описание выявленного нарушения и является реально исполнимым.
Нарушение правил противопожарной безопасности выявлено в помещениях, которые относятся к общему имуществу в многоквартирном доме, обязанность содержания которого в силу закона возложена на управляющую организацию, в том числе с целью соблюдения правил противопожарной безопасности.
Учитывая, что материалами дела подтверждается факт нарушения правил противопожарного режима, а заявителем не опровергается нахождение на лестничных площадках кладовых, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы относительно возложения судом первой инстанции на ООО "УК "Комфорт-14" обязанности по выдаче предписаний собственникам имущества подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку общество, выступая управляющей компанией многоквартирного дома, обязано обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, самостоятельно определив необходимые меры в рамках действующего гражданского законодательства.
Оставив без удовлетворения требования ООО "УК "Комфорт-14", суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя в силу части 1 статьи 110 АПК РФ.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (по платежному поручению от 28.06.2022 N 317), то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ООО "УК "Комфорт-14" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2022 по делу N А46-4619/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-14" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 28.06.2022 N 317.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
О.Ю.РЫЖИКОВ
Н.А.ШИНДЛЕР