Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 28.12.2022 N 304-ЭС22-24606 отказано в передаче дела N А45-25943/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.09.2022 N Ф04-4715/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 N 07АП-3633/2022 по делу N А45-25943/2021
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 N 07АП-3633/2022 по делу N А45-25943/2021
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2022 г. N 07АП-3633/2022
Дело N А45-25943/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Союза по содействию в управлении и эксплуатации здания общественного назначения торгово-офисный центр "Олимпия" (N 07АП-3633/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.03.2022 по делу N А45-25943/2021 (судья Наумова Т.А.) по заявлению Союза по содействию в управлении и эксплуатации здания общественного назначения торгово-офисный центр "Олимпия", г. Новосибирск (ОГРН 1045401012645) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1045402534143) третьи лица: 1) Юшкова Наталья Рудольфовна; 2) Коновалова Вера Кузьминична, 3) общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" 4) общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Сервис" (ИНН 7451208639); 5) общество с ограниченной ответственностью "Спецпожмонтаж-НСК" (ИНН5410077119) о признании недействительным решение в форме предписания N 1589/1/1 от 31.07.2021
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Долматов В.В. по дов. от 05.09.2019, удостоверение адвоката,
От заинтересованного лица: без участия,
От третьих лиц: от Коноваловой В.К. - Шантагарова В.Л. по дов. от 19.06.2019, диплом; от общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" - Карабасова К.А. по дов. от 10.01.2022, диплом; от иных лиц: без участия,
установил:
Союз по содействию в управлении и эксплуатации здания общественного назначения торгово-офисный центр "Олимпия" (далее - заявитель, управляющая организация, Союз ТОЦ "Олимпия") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Новосибирской области, Управление) о признании недействительным предписание N 2 А45-25943/2021 1589/1/1 от 31.07.2021 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее - предписание).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены собственники помещений, в которых выявлены нарушения: Юшкова Наталья Рудольфовна; Коновалова Вера Кузьминична; - арендатор помещения, принадлежащего Коноваловой В.К.; общество с ограниченной ответственностью "Агроторг"; исполнитель по договору на проведение технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ технических средств противопожарной защиты с ООО "Агроторг" - общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Сервис"; исполнитель по договору с собственником Юшковой Н.Р. и Союз ТОЦ "Олимпия" - общество с ограниченной ответственностью "Спецпожмонтаж-НСК".
Решением от 24.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что требования надзорного органа об устранении нарушений, указанных в предписании адресованы ненадлежащему лицу, которое не имеет возможности их устранить; в соответствии с условиями договоров и положениями закона, заявитель как управляющая организация осуществляет эксплуатацию и обслуживание общего имущества, то есть имущества предназначенного для обслуживания более одного помещения, которые не являются помещениями индивидуальных собственников; вывод арбитражного суда о том, что не будет нарушен баланс интересов собственников ТОЦ "Олимпия" и исполнимости предписания, противоречит фактическим обстоятельствам.
Управление отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
Третьи лица - Юшкова Н.Р. и Коновалова В.К. в отзывах на апелляционную жалобу не согласились с ее доводами, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Коноваловой В.К. и ООО "Агроторг" возражали, с решением суда первой инстанции согласны.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заявителя и третьих лиц (Коноваловой В.К. и ООО "Агроторг"), суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Союз по содействию в управлении и эксплуатации здания общественного назначения Торгово-офисный центр "Олимпия" является некоммерческой организацией, созданной для осуществления обслуживания, эксплуатации и ремонта здания по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 2а, что подтверждается выпиской из Устава (предыдущее наименование Некоммерческое партнерство по содействию в управлении и эксплуатации здания общественного назначения Торгово-офисный центр "Олимпия").
Заявитель является управляющей компанией по содержанию общего имущества, принадлежащего собственникам нежилых помещений, расположенных в здании, и не имеет на праве собственности своих собственных помещений.
09.07.2021 Заместителем Главного государственного инспектора города Новосибирска по пожарному надзору Елясиным Александром Александровичем на основании подпункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), принято решение о проведении внеплановой выездной проверки Некоммерческого партнерства по содействию в управлении и эксплуатации зданий общественного назначения торгово-офисный центр "Олимпия", ИНН 5402189852, юридический адрес: 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 2а (далее Союз ТОЦ "Олимпия" - контролируемое лицо).
Проверка проводилась в рамках Федерального государственного пожарного надзора, ФРГУ N 10001495160 в связи с наступлением срока (01.07.2021) исполнения предписания надзорного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 845/1/1 от 31.05.2019.
В предписании N 845/1/1 от 31.05.2019 указывалось 76 видов нарушений, которые предлагалось устранить до 01.03.2020. Срок устранения нарушений был продлен надзорным органом до 01.07.2021, что подтверждается письмом исх. N 79-73-9-17 от 06.11.2020.
Как указывает заявитель, установленные в предписании нарушения частично имели отношение к общему имуществу, которые обслуживаются заявителем, в связи с чем заявителем были проведены мероприятия по устранению нарушений, о чем было сообщено надзорному органу письмом исх. N 62 от 17.06.2019. К письму были приложены сертификаты, фотоотчеты, счета-фактуры и прочие документы. В отношении 12 нарушений было сообщено, что для устранения необходимы значительные финансовые затраты, а в отношении остальных 50 нарушений сообщено, что нарушения допущены собственниками помещений на территории, которая находится в их собственности, доступ к которой заявитель не имеет и, соответственно, не имеет возможности их устранить.
Заявитель указывает, что по результатам проверки от 31.05.2019 с руководителя заявителя Харитоновой Е.А. были взяты объяснения, в которых она пояснила, что основная часть нарушений допущена собственниками помещений и управляющая компания не имеет возможности их устранить. В дальнейшем заявителем были направлены письма собственникам помещений, в которых были указаны нарушения пожарной безопасности с требованием их устранить. Большинство сособственников, которым были направлены письма, устранили нарушения, за исключением помещений, принадлежащих ИП Коноваловой Вере Кузьминичне (магазин Пятерочка) и ИП Юшковой Наталье Рудольфовне (цоколь, магазин "Красный кролик").
Несмотря на условия п. п. 2.4.3, п. 2.4.12. договоров, заключенных заявителем с ИП Коноваловой В.К. (N 100 от 20.12.2013) и ИП Юшковой Н.Р. (N 146, N 147 от 03.07.2019), требование противопожарной безопасности они не выполнили.
28.07.2021 заявитель передал надзорному органу всю документацию, которую требовалось подготовить по предписанию N 845/1/1 от 31.05.2019, что подтверждается описью передаваемых документов.
Тем самым заявитель сделал все возможное для выполнения предписания N 845/1/1 от 31.05.2019.
В дальнейшем, заявителем были изысканы необходимые финансовые источники, подготовлена соответствующая исполнительная документация, тем самым выполнены требования предписания, за исключением тех помещений, которые не относятся к общему имуществу, к которым у заявителя нет доступа.
30.07.2021 надзорным органом осуществлена выездная внеплановая проверка с целью проверки исполнения предписания N 845/1/1 от 31.05.2019. Проверка осуществлена на основании подпункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"), в связи с наступлением срока (01.07.2021) исполнения решения надзорного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 845/1/1 от 31.05.2019.
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки и вынесено решение в форме предписания N 1589/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - Предписание).
В Предписании предлагается в срок до 01.05.2022 устранить нарушения, которые не были устранены в соответствии с предписанием N 845/1/1 от 31.05.2019, а именно в помещениях магазина "Пятерочка" (п. п. 1 - 4) и цокольном помещении (п. п. 5 - 10).
Так, в пунктах 1 - 4 Предписания указаны нарушения требований противопожарной безопасности, допущенные в помещении, в котором расположен магазин "Пятерочка", а именно:
1. План эвакуации не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009 (отраженный в плане эвакуации путь эвакуации из помещения осуществляется через раздвижные двери);
2. Допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормативными документами по пожарной безопасности и утвержденного в установленном порядке (демонтирована установка автоматического пожаротушения, предусмотренная проектом здания);
3. В местах пересечения противопожарных преград воздуховодом в складской зоне от помещения торговли отсутствует противопожарный клапан;
4. Кабели и провода пожарной сигнализации не закреплены к строительным конструкциям;
Указанный магазин "Пятерочка" (арендатор ООО "Агроторг" ИНН 7825706086), располагается в помещениях, которые являются собственностью ИП Коноваловой Веры Кузьминичны, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54 АЕ 271250 от 10.12.2013..
Пунктами 5 - 10 предписания установлены нарушения, допущенные в помещениях (цоколь), в котором находится магазин "Красный кролик":
1. На путях эвакуации из цокольного этажа для отделки пола применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем КМ3 (по факту резиновое покрытие);
2. На путях эвакуации из цокольного этажа для отделки стен использованы материалы с более высокой пожарной опасностью, чем КМ2 (по факту деревянная доска);
3. Торговые помещения магазина "Кролик" (ранее магазин "Светофор") не имеют двух эвакуационных выходов, отвечающих требованиям;
4. В помещении магазина "Красный кролик" (ранее магазин "Светофор") затруднен доступ к пожарным кранам из-за размещения товара;
5. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале магазина "Красный кролик" (ранее магазин "Светофор") составляет менее 2 метров;
6. В процессе эксплуатации здания допущены изменения объемно-планировочных решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке (в магазине "Красный кролик" (ранее магазин "Светофор") организована разгрузо-погрузочная зона путем демонтажа ограждающих конструкций (ранее был оконный проем).
Помещения цоколя принадлежит ИП Юшковой Наталье Рудольфовне, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРН.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались, как не оспаривались Юшковой Н.Р. и Коноваловой В.К. факты вменяемых нарушений.
В результате того, что нарушения не были устранены в установленный срок, надзорный орган повторно вынес предписание, указав те же нарушения, что и в предписании N 845/1/1 от 31.05.2019.
Союз ТОЦ "Олимпия" полагает, что вышеуказанные нарушения допущены непосредственно собственниками помещения, в пределах их помещения, а не на площадях общего пользования Торгового центра "Олимпия", со стороны администрации Торгового центра в адрес собственников неоднократно направлялись уведомления о необходимости устранить указанные нарушения, однако до настоящего времени данными лицами никаких действий не предпринято.
При таких обстоятельствах, по мнению заявителя, требования надзорного органа об устранении нарушений, указанных в Предписании адресованы ненадлежащему лицу, которое не имеет возможности их устранить. Указанные нарушения имеют капитальный характер, которые может устранить только собственник, а организационные меры по устранению нарушений, допущенных собственниками, заявителем выполнены, в связи с чем, Союз ТОЦ "Олимпия" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Обязательные требования пожарной безопасности содержатся в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) его правоположения определяют основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, направленную на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре при этом должны учитываться только те действующие требования пожарной безопасности, необходимость и эффективность которых доказана расчетами динамики опасных факторов пожара и эвакуации людей.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Закона N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, применением средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара.
Как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФ и 44 - 48 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что НП ТОЦ "Олимпия" создано с целью содействия в управлении и эксплуатации комплексом недвижимого имущества в здании общественного назначения Торгово-офисного центра по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 2А (п. 1.2 Устава).
Между Союз ТОЦ "Олимпия" и собственниками коммерческой недвижимости, расположенной в здании торгового центра заключены договоры, согласно условий которых, собственник поручает, а Управляющая компания (заявитель) в течение срока действия договора принимает на себя обязательства по управлению, обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния, технической эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций и инженерных систем здания общественного назначения, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 2А.
Из условий договора N 100 от 20.12.2013, который заявитель заключил с Коноваловой В.К., следует, что именно на заявителя возложена обязанность выполнять в том числе правила пожарной безопасности, а также требовать их исполнения от заказчика (собственников помещений) в отношении инженерного оборудования, в том числе противопожарной системы, в рамках единой системы АПС и СОУЭ, установленной и сопряженной при вводе объекта в эксплуатацию, работоспособность которой была подтверждена и при проверках Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, г. Новосибирск, в ходе приемки здания в эксплуатацию.
Применительно к Юшковой Н.В. был заключен договор N 147 о порядке и условиях целевого финансирования от 03.07.2019 года, с аналогичными условиями.
Как верно отметил суд первой инстанции, согласно условиям договоров собственник обязуется содержать свое имущество в исправном и надлежащем санитарном состоянии, включая инженерное оборудование в пределах границ эксплуатационной ответственности в технически исправном состоянии, осуществлять его ремонт за свой счет, выносить мусор, бытовые и пищевые отходы в специально отведенные для этого места. Собственник обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителей Управляющей организации и специализированных предприятий в собственное помещение для проведения осмотра, профилактического, текущего и капитального ремонта общего имущества, систем обеспечения инженерного оборудования, приборов учета и контроля в рабочее или иное согласованное с Управляющей организацией время.
Таким образом, исходя из условий договора, обязанности в области противопожарного состояния, в том числе, в части помещений собственников здания, возложены на СоюзТОЦ "Олимпия".
При этом, во исполнение устранения нарушений пожарной безопасности, заявителю предоставлено право беспрепятственно входит в помещения собственников здания.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель имеет право осуществлять контроль за соблюдением и исполнением требований противопожарной защиты от собственников помещений в здании, противопожарная защита в здании торгового центра должна быть обеспечена в едином контуре, а не в каждом помещении отдельно.
Отклоняя доводы заявителя в части того, что собственники самостоятельно осуществили реконструкцию в своих помещениях, что явилось причинами выявленных нарушений, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявитель как управляющая организация обязана была осуществлять контроль за проводимыми в здании ремонтными работами, регулярно проверять работоспособность общих систем обеспечения безопасности, поскольку это влияет на безопасность всех посетителей и собственников помещений в торговом центре, затрагивает интересы всех собственников.
Также суд первой инстанции верно отметил, что не имеет значение, в результате чьих действий была нарушена работоспособность общих систем безопасности, меры для восстановления должны были быть приняты заявителем в ходе выполнения своих обязательств по договорам с собственниками, однако, как усматривается из представленных в материалы дела документов (договоров аренды, договоров обслуживания, выданного предписания 2019 года и настоящего оспариваемого предписания, а также актов обследования от 22.12.2021) на протяжении с 2018-2021 мер к восстановлению работоспособности единого контура системы противопожарной безопасности по всему зданию принято не было, поскольку факт отключения помещений Коноваловой В.К. и Юшковой Н.Р. выявлен только в декабре 2021 года, тогда как ремонтные работы арендаторами якобы были проведены в 2017-2018 год, и 2019 годы.
Доводам заявителя, что в части ненадлежащего покрытия пола и стен в помещениях, нарушения ширины проемов эвакуационных выходов, размещения на путях эвакуации препятствий, нарушения относятся к зоне ответственности исключительно собственников, также дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Так, суд отметил, что в рамках заключенных договоров и целей создания Союз ТОЦ "Олимпия", именно в его обязанности входит обеспечение пожарной безопасности всего здания, для реализации которых предусмотрены в договорах обязанности со стороны собственников в части допуска сотрудников заявителя для проведения необходимых работ, осмотров, при выявлении которых могли быть реализованы обязанности собственников по приведению помещений в нормативное состояние. Заявитель после выданного в 2019 году ограничился лишь направлением писем в адрес Коноваловой В.К. и Юшковой Н.Р., но не принял мер для осуществления контроля за исполнением собственниками требований, указанных в письмах и требований надзорного органа, изложенных в предписании 2019 года, в суд с заявлением о понуждении собственников к устранению выявленных нарушений заявитель не обращался. Предписание надзорный орган мог выдать как собственникам, так и управляющей организации, что и было в данном случае сделано, так как целью внеплановой проверки было исполнение предписания, выданного в 2019 году, именно заявителем, проверка проводилась не в отношении отдельных помещений, а в отношении обеспечения пожарной безопасности во всем здании торгового центра в целом.
Ссылка заявителя на неисполнимость оспариваемого предписания правомерно отклонена судом первой инстанции.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
При этом при наличии затруднений с определением способа устранения выявленных нарушений, заявитель имеет право обратиться к государственному органу за разъяснением не ясных ему требований предписания.
Конкретные действия, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, и способ исполнения оспариваемого предписания должен определяться заявителем самостоятельно. Доказательств невозможности устранения выявленных нарушений любым разумным и доступным способом либо обращения к заинтересованному лицу с заявлениями о разъяснении конкретных пунктов предписания, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом доказательства того, что заявитель обращался в суд с требованием о понуждении собственников и арендаторов помещений, в которых выявлены нарушения, принять меры к устранению таких нарушений в материалы дела не представлены.
Судом первой инстанции принято во внимание, что в настоящее время нарушения собственниками совместно с заявителем либо устранены (в части помещения Коноваловой В.К.), либо устраняются, на что было указано представителем Юшковой Н.Р.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают его выводов.
В связи с изложенным, оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на общество; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.03.2022 по делу N А45-25943/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Союза по содействию в управлении и эксплуатации здания общественного назначения торгово-офисный центр "Олимпия" - без удовлетворения.
Возвратить Союзу по содействию в управлении и эксплуатации здания общественного назначения торгово-офисный центр "Олимпия" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 08.04.2022 N 126.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА