Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 19.01.2011 N Ф03-9504/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 N 05АП-5571/2010 по делу N А51-12194/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ за непредставление в таможенный орган сертификата соответствия на ввезенный товар.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2010 N 05АП-5571/2010 по делу N А51-12194/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ за непредставление в таможенный орган сертификата соответствия на ввезенный товар.
Решение: Требование удовлетворено.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2010 г. N 05АП-5571/2010
Дело N А51-12194/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 06 октября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Г.А. Симоновой, Н.В. Алферовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
от Владивостокской таможни: Милашина Э.Ю. по доверенности от 02.06.2010 со специальными полномочиями сроком 01.06.2011, удостоверение N 242497,
от ООО "Пасифик Транс": не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5571/2010,
на решение от 31.08.2010
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-12194/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Пасифик Транс"
к Владивостокской таможне
о признании незаконными и отмене постановлений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пасифик Транс" (далее по тексту - "Заявитель", "Общество", "Декларант", ООО "Пасифик Транс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее по тексту - "Таможня", "Таможенный орган") о признании незаконными и отмене постановлений от 19.07.2010 по делам об административных правонарушениях N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010 о привлечении Заявителя к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Решением от 31 августа 2010 года суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме, признав вышеуказанные постановления незаконными и отменив их.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Таможня указала, что, учитывая
Примечание к Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 241, код ТН ВЭД
4412320000 включен в список, как позиция из
4412, которой соответствует наименование продукции "панели декоративные (из древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, фанеры) отделочные и огнестойкие". Поскольку тот факт, что ввезенная фанера не является отделочной или облицовочной, не подтвержден документально, спорный товар, по мнению Таможни, подлежит подтверждению соответствия требованиям Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при таможенном оформлении.
В подтверждение своих доводов Таможня ссылается на письмо ФГУ ВНИИПО МЧС России от 01.06.2010 N 15-1-05-1638.
Таможня также указала, что, несмотря на то, что товар, входящий в товарную подсубпозицию ТН ВЭД
4412 (фанера), исключен из
Списка продукции, которая при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 241, указанный товар включен в единый
перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 982 от 01.12.2009. Согласно данному
Постановлению на товар (фанеру) необходимо представление декларации о соответствии в подтверждение соответствия ввозимой продукции национальным стандартам, в том числе, требованиям пожарной безопасности.
Согласно жалобе, ввезенная фанера была реализована Заявителем оптом и мелким оптом, при этом в документах по ее реализации не указано, что фанера является опалубочной, следовательно, ее использование возможно и по иному назначению.
На основании вышеуказанных доводов Таможня просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу и принять новый судебный акт.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Таможни поддержал в судебном заседании.
От Заявителя в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Общество не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Общество своего представителя в судебное заседание не направило. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании
ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
ООО "Пасифик Транс" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Приморскому краю 13.06.2006, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1062511039337 и выдано свидетельство серии 25 N 002735343.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 17.03.2009 N HLSF-188, заключенного между Обществом и компанией "Суйфэньхэ ЮанФэнь Экономик энд Трэйд (Грууп) Ко.Лтд" КНР, на территорию Российской Федерации в адрес Заявителя на условиях FCA-Суэфэньхэ был поставлен товар: строительные, отделочные, упаковочные материалы (пиломатериалы, плиты древесностружечные, плиты с ориентированной стружкой (OSB), плиты древесноволокнистые, фанера клееная, панели фанерованные, МДФ, кровельные материалы, количество, ассортимент, и стоимость которых были оговорены сторонами в дополнительных соглашениях к контракту, являющихся неотъемлемой его частью.
В соответствии с Дополнительными соглашениями NN 51, 52, 53, 97, 98, 117, 118 к Контракту стороны договорились о купле-продаже товара - "фанера опалубочная (не отделочная, не облицовочная), клееная шпоном из древесины лиственных пород (тополя), ламинированная с двух сторон фенолформальдегидными смолами для строительных работ" общей стоимостью 126.800 юаней, в общем количестве 1891 листов.
Для таможенного оформления товара Обществом во Владивостокскую таможню были поданы грузовые таможенные декларации N 10702020/261109/0012691, N 10702020/270709/0007517, N 10702020/150210/0001795, N 10702020/261109/0012691, в которых Декларант описал ввезенный им товар как - "фанера опалубочная (не отделочная, не облицовочная), клееная шпоном из древесины лиственных пород (тополя), ламинированная с двух сторон фенолформальдегидными смолами для строительных работ", изготовитель "LANGFANG GUOZHI WOOD CO., LTD", товарным знаком не обозначен, размер 1220x2440x18 мм, код товара в соответствии с ТН ВЭД России -
4412 320 000.
В результате анализа вышеуказанных ГТД с представленными к ним пакетами документов Таможней было установлено, что на этапе таможенного оформления товара Декларантом не предоставлены документы, подтверждающие его соответствие требованиям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно сертификаты соответствия либо декларации о соответствии.
Во исполнение решения начальника Владивостокской таможни от 18.06.2010 N 10702000/180610/Р0069, руководствуясь
статьей 376 ТК РФ, Таможенный орган провел в отношении Общества общую таможенную ревизию, по результатам которой им был составлен Акт общей таможенной ревизии N 10702000/280510/А0069 от 28.06.2010.
В резолютивной части Акта общей таможенной ревизии N 10702000/280510/А0069 от 28.06.2010 Таможня указала, что ею были выявлены признаки, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и не носящих экономического характера ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ, а именно - не предоставлении документов, подтверждающих соответствие товаров, оформленных по ГТД NN 10702020/150210/0001795, 10702020/270709/0007483 (товар N 1), 10702020/270709/0007517 (товар N 3), 10702020/261109/0012691, требованиям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Владивостокской таможней сделан запрос в ФГУ ВНИИПО МЧС России с просьбой подтвердить необходимость подтверждения соответствия Техническому
регламенту о требованиях пожарной безопасности при ввозе на территорию РФ вышеуказанных товаров при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции на таможенной территории РФ в соответствии с ее назначением, а также указать, в какой форме необходимо подтверждение соответствия.
Письмом от 01.06.2010 N 15-1-05-1638 "О подтверждении соответствия" ФГУ ВНИИПО МЧС России разъяснил, что "фанера клееная шпоном из древесины лиственных пород (тополя) опалубочная (не отделочная, не облицовочная) ламинированная с двух сторон фенолформальдегидными смолами для строительных работ, в соответствии с СЭЗ, область применения - строительство, код ТН ВЭД России
4412320000 подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
18.06.2010 в адрес Общества Таможней было направлено письмо N 06-28/18552, которым у Декларанта в числе прочих документов были запрошены сертификаты соответствия или декларации о соответствии требованиям Федерального
закона N 123-ФЗ.
Сопроводительным письмом от 23.06.2010 N 10/128 Общество представило Таможне только санитарно-эпидемиологическое заключение в отношении ввезенных им товаров от 27.08.2007 N 77.01.16.536.П.065703.08.07, которое ранее уже представляло при таможенном оформлении.
Посчитав, что Общество при представлении спорных ГТД не представило в таможенный орган документы, подтверждающие соответствие ввозимого товара требованиям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (сертификата соответствия либо декларации о соответствии) и переместило через таможенную границу РФ товар без соблюдения установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений, не носящих экономический характер, Владивостокская таможня в отношении Заявителя возбудила дела об административных правонарушениях N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010 по признакам правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
05.07.2010 Таможенным органом в отсутствие представителя Общества, извещенного о месте и времени составления протоколов надлежащим образом, были составлены протоколы N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
19.07.2010 в присутствии директора Общества С.Н. Киселева Таможней были рассмотрены материалы дел об административных правонарушениях и вынесены постановления N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010, которыми ООО "Пасифик Транс" было признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100.000 руб. по каждому делу об административном правонарушении (всего 400.000 руб.). Сопроводительными письмами от 21.07.2010 копии Постановлений были направлены Таможней в адрес Общества 22.07.2010.
Посчитав, что Постановления от 19.07.2010 по делам об административных правонарушениях N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось с заявлением о признании их незаконными и отмене в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268,
270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с
ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных
частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных
статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", в том числе, если они необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся непосредственно применения таможенного законодательства Российской Федерации, представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Данная
норма согласуется с
пунктом 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), которая устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Пунктом 2 статьи 131 ТК РФ установлено, что при декларировании товаров представляются среди прочих документов разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно
статье 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются независимо от заявленного таможенного режима.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Статья 18 Федерального закона N 184-ФЗ предусматривает, что целью подтверждения соответствия является, в том числе, удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации (
ст. 20 Федерального закона N 184-ФЗ).
Согласно
статье 23 Федерального закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. При этом объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьей 29 Федерального закона N 184-ФЗ установлены условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, согласно которым для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Согласно
пункту 3 указанной статьи порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия" утверждены
Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствиям, согласно
п. 3 которых представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза.
Из
статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
При этом, как следует из этой же
статьи, до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Федерального
закона N 184-ФЗ.
Пунктом 3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Таким образом, из содержания
ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ и
ст. 23 этого же Федерального закона следует, что в случае принятия и вступления в силу соответствующих технических регламентов подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных этим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям этого технического регламента. Единый
перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый
перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия в силу
ч. 3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ утверждается Правительством Российской Федерации только до вступления в силу соответствующих технических регламентов, и подтверждение соответствия продукции, указанной в едином
перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и в едином
перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия, необходимо только в том случае, если не вступил в силу соответствующий технический регламент.
Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяются основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливаются общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 241 "Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к продукции, требующей представления сертификата соответствия либо документов о его признании в соответствии с международным договором Российской Федерации относятся вещества и материалы строительные, применяемые для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону и для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена, в том числе, материалы отделочные и облицовочные, к которым также отнесены панели декоративные (из древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, фанеры) отделочные и огнестойкие.
Вместе с тем,
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 N 140 в
Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 N 241 были внесены изменения: из
списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" были исключены "панели декоративные (из древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, фанеры) отделочные и огнестойкие".
Согласно новой редакции
Списка обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подлежат материалы отделочные и облицовочные: плиты и блоки из поливинилхлорида, материалы пленочные отделочные, материалы отделочные для стен и потолков (различные виды обоев, материалы нетканые и текстильные, пленочные - на основе полимеризационных смол), изделия профильно-погонажные из полимерных материалов, кроме профиля из вспененного полиэтилена, используемого для упаковки.
Таким образом, с 30.03.2010 (т.е. со дня вступления в силу
Постановления Правительства РФ от 17.03.2010 N 140) ввезенные Обществом на таможенную территорию Российской Федерации товар - "фанера опалубочная (не отделочная, не облицовочная), клееная шпоном из древесины лиственных пород (тополя), ламинированная с двух сторон фенолформальдегидными смолами для строительных работ" не требовала обязательного подтверждения соответствия требованиям Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Как следует из материалов дела, протоколы N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в отношении Общества были составлены 05.07.2010, постановления N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010, которыми ООО "Пасифик Транс" было признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, были вынесены Таможней 19.07.2010.
В соответствии со
ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно
ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Частью 2 указанной выше статьи КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено; закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Из содержания
абзаца 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в силу
части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку к моменту составления в отношении Заявителя протоколов по делам об административных правонарушениях и вынесения оспариваемых постановлений товар, входящий в товарную подсубпозицию ТН ВЭД России
4412 (фанера), был исключен из
Списка продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 241, устанавливающего необходимость предоставления при таможенном оформлении обязательного подтверждения соответствия требованиям Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", то оснований для привлечения Заявителя к ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, у Таможенного органа не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный товар подлежит подтверждению соответствия требованиям Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при таможенном оформлении, коллегия отклоняет в силу изложенного выше.
Довод Таможни о том, что тот факт, что ввезенная фанера не является отделочной или облицовочной, не подтвержден документально, а также ссылку Таможенного органа на письмо ФГУ ВНИИПО МЧС России от 01.06.2010 N 15-1-05-1638. коллегия отклоняет, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный товар включен в единый
перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", коллегия также отклоняет.
В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ в единый
перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии входит продукция фанерного производства, плиты, спички.
Вместе с тем
Постановление Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 не устанавливает, каким именно требованиям должна соответствовать продукция, указанная в
перечне. Это
Постановление не устанавливает, что продукция, содержащаяся в утвержденном
перечне, должна соответствовать требованиям Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
При этом, как следует из оспариваемых постановлений Таможни, Заявитель был привлечен к административной ответственности за непредставление документов, подтверждающих соответствие возимой продукции требованиям именно Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Непредставление подтверждения соответствия продукции каким-либо другим нормативным документам, устанавливающим обязательные требования, Таможней Обществу не вменялось.
Как было указано выше, в соответствии с
п. 3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Из положений данной
нормы в совокупности с содержанием
ст. 23 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что в случае принятия и вступления в силу соответствующего технического регламента подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных этим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям этого технического регламента.
Таким образом, поскольку 22.07.2008 был принят и вступил в законную силу Федеральный
закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", то подтверждение соответствия продукции или ввезенного товара требованиях пожарной безопасности в силу вышеизложенного производится только в случаях, установленных этим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям этого технического регламента.
Подтверждение соответствия продукции или ввезенного товара требованиях пожарной безопасности, содержащимся в каких-либо иных нормативным документам, устанавливающих обязательные требования, в силу прямого указания
ст. 23 Федерального закона N 184-ФЗ не требуется, и требование такого подтверждения не правомерно.
Вышеизложенное подтверждается также и содержанием
Постановления Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", на которое ссылается Таможня в своей апелляционной жалобе.
Согласно
п. 3 данного Постановления Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных
пунктом 1 этого Постановления, предписано обеспечить публикацию информации:
- о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования;
- о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В 2010 году Федеральной таможенной службой была опубликована
Информация "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов ТН ВЭД ТС".
Согласно данной
Информации ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, на территорию Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии с положениями
статьи 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В данной
Информации также указано, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (
пункт 3 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Такие перечни продукции в настоящее время определены
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Из вышеизложенного следует, что обязательное подтверждение соответствия продукции, указанной в едином
перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 N 982, необходимо только в случае отсутствия соответствующего технического регламента. Если соответствующий технический регламент принят и вступил в законную силу, то осуществляется подтверждение соответствия продукции требованиям, установленным этим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям этого технического регламента, и в этом случае подтверждение соответствия ввезенной продукции, даже и содержащейся в
перечне продукции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 N 982, требованиям каких-либо других нормативных документов не требуется.
Таким образом, несмотря на то, что везенный Заявителем товар включен в единый
перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 982 от 01.12.2009, представление подтверждения соответствия товара требованиям пожарной безопасности в соответствии с
перечнем, утвержденным данным Постановлением Правительства РФ не требуется, поскольку вступил в силу Федеральный
закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Таможни отсутствовали законные основания для привлечения Общества к административной ответственности, установленной
частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконными и отменил постановления Владивостокской таможни от 19 июля 2010 года по делам об административных правонарушениях N 10702000-613/2010, N 10702000-614/2010, N 10702000-612/2010, N 10702000-611/2010, которыми ООО "Пасифик Транс" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31 августа 2010 года по делу N А51-12194/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи:
Г.А.СИМОНОВА
Н.В.АЛФЕРОВА