Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 28.11.2013 N Ф03-5923/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 N 05АП-6760/2013 по делу N А51-11423/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 N 05АП-6760/2013 по делу N А51-11423/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. N 05АП-6760/2013
Дело N А51-11423/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 22 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования "Краевой центр охраны труда"
апелляционное производство N 05АП-6760/2013
на решение от 22.05.2013
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-11423/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования "Краевой центр охраны труда" (ИНН 2510012173, ОГРН 1082500002727, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.11.2008)
к отделу надзорной деятельности городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района УНД Главного управления МЧС России по Приморскому краю (ИНН 2536150266, ОГРН 1042503038467, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.11.2004)
о признании незаконным постановления от 25.03.2013 N 136;
при участии:
от автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования "Краевой центр охраны труда": Протасова И.В., представитель по доверенности от 13.05.2013 N 02-124 (со специальными полномочиями), сроком действия один год; паспорт;
отдел надзорной деятельности городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района УНД Главного управления МЧС России по Приморскому краю - не явился;
установил:
Автономная некоммерческая образовательная организация профессионального образования "Краевой центр охраны труда" (далее по тексту - заявитель, организация, АНООПО "Краевой центр охраны труда") обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.03.2013 N 136 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), вынесенного главным государственным инспектором г. Спасск-Дальний и Спасского муниципального района по пожарному надзору Ткаченко Д.В. Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту - административный орган).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Автономная некоммерческая образовательная организация профессионального образования "Краевой центр охраны труда" обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в рассматриваемом случае отсутствуют прямые доказательства вины АНОО ДПО "Краевой центр охраны труда" во вменяемом правонарушении.
Заявитель жалобы также просит учесть тот факт, что перегородка на 80% состоит из декоративного стекла, которое не является горючим материалом и в случае возгорания не может представлять реальной угрозы для людей.
Указывает, что выводы административного органа о том, что АНОО ДПО "Краевой центр охраны труда" единолично занимает кабинеты N 22 и N 23 и размещает на указанной территории более 50 человек, не соответствуют действительности. Часть помещения, принадлежащая арендодателю, используется персоналом "Росбанк" для прохода в смежное помещение, а количество обучающихся, с учетом педагогического персонала, никогда не превышало численность 40 человек, что указано в информации о численности обучающихся АНОО ДПО "Краевой центр охраны труда".
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, главным государственным инспектором городского округа Спасск-Дальний с Спасского муниципального района по пожарному надзору Ткаченко Д.В. была допущена некорректная оценка протокола об административном правонарушении в нарушение требований
ст. 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В судебном заседании представитель АНООПО "Краевой центр охраны труда" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отдел надзорной деятельности городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района УНД Главного управления МЧС России по Приморскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со
статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке
статей 266,
268,
270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что в период с 07.03.2013 по 18.03.2013 в помещениях АНООПО "Краевой центр охраны труда" расположенных по адресу: г. Спасск-Дальний, ул. Советская, д. 41, административным органом на основании распоряжения N 70 от 25.02.2013 была проведена плановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
отсутствует второй эвакуационный выход из помещения учебного класса (ППР в РФ
пункт 33;
статья 37 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
часть 2 статьи 134 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СНиП 21-01-97*
пункты 6.13,
6.14).
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 18.03.2013 N 70, а также протоколе осмотра от 18.03.2013. В предписании от 18.03.2013 N 70/1/57 организации указано на необходимость устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 18.03.2013.
21.03.2013 административным органом в отношении АНООПО "Краевой центр охраны труда" составлен протокол об административном правонарушении N 136, предусмотренном
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ и 25.03.2013 вынесено постановление N 136 о назначении административного наказания, предусмотренного указанной
нормой КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с
частями 4,
6,
7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности, Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статей 1,
2,
20 Закона о пожарной безопасности требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что АНООПО "Краевой центр охраны труда" вменяется нарушение
пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, (далее - Правила);
ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
ч. 2 ст. 89,
ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СНиП 21-01-97*
п. п. 6.13,
6.14, СНиП 2.08.02-89
п. 1.112;
п. п. 4.7;
4.8;
5.2.7;
5.3 СП 2.13130.2012;
п. 6.25* СНиП 21-01-97*.
В соответствии с
частью 2 статьи 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в
таблице 27 приложения к настоящему Федеральному закону.
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в
таблицах 28 и
29 приложения к настоящему Федеральному закону
(часть 6 указанной статьи).
В соответствии с
пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР в РФ), при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пунктом 4.7 свода правил "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденных Приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693 (далее - СП 2.13130.2012), при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы по пожарной безопасности в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Наряду с настоящим сводом
правил должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах по пожарной безопасности. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящего свода
правил, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов объектов защиты (
пункт 4.8 СП 2.13130.2012).
В силу
пункта 5.2.7 СП 2.13130.2012, пути эвакуации (общие коридоры, холлы, фойе, вестибюли, галереи) должны выделяться стенами или перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (покрытия).
Указанные стены и перегородки должны примыкать к глухим участкам наружных стен и не иметь открытых проемов, не заполненных дверьми, люками, светопрозрачными конструкциями и др. (в том числе над подвесными потолками и под фальшполами). Светопрозрачные конструкции в данных перегородках и стенах следует предусматривать из негорючих материалов. Узлы пересечения указанных стен и перегородок инженерными коммуникациями должны герметизироваться материалами группы НГ.
К строительным конструкциям, выполняющим функции противопожарных преград в пределах зданий, сооружений и пожарных отсеков, относятся противопожарные стены, перегородки и перекрытия, противопожарные занавесы, шторы и экраны (
пункт 5.3.1 СП 2.13130.2012).
Пунктом 6.12 СНиП 21-01-97 "Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и сооружений" установлено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:
помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;
помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями 6.20, г;
помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;
На основании
пункта 6.13 СНиП 21-01-97, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса:
Ф 1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; ФЗ; Ф4;
Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа - на этаже секции - более 500 кв. м; при меньшей площади (при одном эвакуационном выходе с этажа) каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м, кроме эвакуационного должна иметь аварийный выход по 6.20;
Ф5 категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В - 25 чел.
Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 кв. м или предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.
Допускается предусматривать один эвакуационный выход с этажей двухэтажных зданий классов Ф1.2; ФЗ и Ф4.3 при условии, что высота расположения этажа не превышает 6 м, при этом численность людей на этаже не должна превышать 20 человек.
Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания (
пункт 6.14 СНиП 21-01-97).
Согласно
части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Статьей 38 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, законодатель возложил бремя ответственности за соблюдение требований пожарной безопасности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела следует, что АНООПО "Краевой центр охраны труда на основании договора от 21.04.2011, заключенного с АКБ "Росбанк" приняло во временное владение и пользование (аренду) нежилое помещение общей площадью 50 кв. м (из которой: основная площадь 46 кв. м кабинет N 2 площадью 36 кв. м и кабинет N 3 площадью 10 кв. м) и дополнительная площадь 4 кв. м), расположенное на втором этаже в здании по адресу: Приморский край, г. Спасск-Дальний, ул. Советская, 41.
Следовательно, согласно договору организация арендует 2/3 кабинета N 2 (класс N 22) и 1/3 кабинета N 3 (класс N 23), как обозначено на техническом плане 2 этажа, являющегося приложением к договору.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в частности из протокола осмотра от 18.03.2013, составленного старшим государственным инспектором ОНД ГО Спасск-Дальний и Спасского МР Политыко О.В. в присутствии законного представителя юридического лица Савина Ю.В. и двух понятых, объектом осмотра являлись помещения учебных классов N 22, N 23 общей площадью 100 кв. м. При проведении осмотра осуществлялась фотосъемка, что отражено в акте осмотра.
Протокол осмотра подписан указанными лицами, каких-либо замечаний к содержанию протокола, в частности к отраженной в нем площади помещений, занимаемых организацией не указано.
Из фотографий рассматриваемых помещений судом первой инстанции установлено, что фактически АНООПО "Краевой центр охраны труда" осуществляет использование помещений кабинетов, пронумерованных на техническом плане помещения как N 2 (кабинет N 22) и N 3 (кабинет N 23) в полном объеме. Так, на перегородке, выполненной из горючего материала, расположенной между кабинетом N 22 и коридором со стороны коридора размещена вывеска, содержащая наименование организации и предоставляемые услуги, со стороны кабинета на перегородке размещены информационные стенды. В кабинете N 23 находится учебный класс, в котором в целях надлежащей организации учебного процесса размещена мебель и информационные стенды.
Из ответа Дальневосточного филиала ОАО АКБ "Росбанк" на запрос административного органа от 23.03.2013 N 52 следует, что иных арендаторов помещений кабинетов N 33, 23 помимо АНООПО "Краевой центр охраны труда" нет.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ранее, в апреле 2012 года (24.04.2012) на основании заявления генерального директора АНООПО "Краевой центр охраны труда" Нестеренко Б.М. от 30.03.2012 государственным инспектором городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района по пожарному надзору Политыко О.В. проводилось обследование рассматриваемого объекта, в ходе которого составлен акт обследования, в котором рекомендовано обратить внимание заявителю на устранение нарушений требований пожарной безопасности, а именно: отсутствие второго эвакуационного выхода из помещения учебного класса N 23. Заявленная арендуемая площадь занимаемых помещений учебных классов на момент указанного обследования составляла в совокупности 100 кв. м.
В связи с отсутствием второго эвакуационного выхода организации было выдано заключение о несоответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что пользованием признается употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением, а право пользования означает, что пользователь получил от владельца или распорядителя вещи, объекта право на их использование в течение определенного периода и на условиях, установленных собственником-распорядителем или собственником-владельцем, довод заявителя о том, что АНООПО "Краевой центр охраны труда" не является субъектом административного правонарушения, поскольку выступает в роли арендатора части помещений на основании договора аренды нежилого помещения от 21.04.2011, площадь помещения не превышает 50 кв. м и в данном случае административной ответственности подлежит привлечению собственник имущества, а также отсутствии необходимости по организации в данном помещении второго эвакуационного выхода правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
По изложенным выше основаниям также обоснованно отклонен довод заявителя о том, что перегородка из горючего материала расположена за переделами арендуемых площадей, и является стенкой, отделяющей помещение и коридор, что отражено в техническом плане 2-го этажа.
Материалами административного дела подтверждается, что заявителем допущены нарушения требований
пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390,
ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
ч. 2 ст. 89,
ч. 6 ст. 134 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СНиП 21-01-97*
п. п. 6.13,
6.14, СНиП 2.08.02-89
п. 1.112;
п. п. 4.7;
4.8;
5.2.7;
5.3 СП 2.13130.2012;
п. 6.25* СНиП 21-01-97*.
Совершение указанных нарушений образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлено
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что арендуемые АНООПО "Краевой центр охраны труда" помещения относятся к классу Ф 4.2, в связи с чем в соответствии с
пунктом 6.12 СНиП 21-01-97* требование административного органа о наличии в помещении двух эвакуационных выходов не правомерно, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с
пунктом 5.21 СНиП 21-01-97* здание ОАО АКБ "Росбанк" по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф3 (здания административно-бытового обслуживания населения), а помещения, арендуемые АНООПО "Краевой центр охраны труда" относятся к классу Ф 4.2.
Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97* установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, при этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В соответствии с
пунктом 6.11* СНиП 21-01-97* количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами.
На основании указанных нормативных положений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что части здания, относящиеся к классам Ф3 и Ф 4.2, подлежат разделению противопожарными преградами и обеспечению самостоятельными путями эвакуации, отдельно от путей эвакуации с этажа основных помещений здания.
Поскольку действия АНООПО "Краевой центр охраны труда" привели к нарушению норм действующего законодательства, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно
ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Судом первой инстанции верно указано, что административным органом вина АНООПО "Краевой центр охраны труда" в нарушении требований пожарной безопасности установлена, доказательства принятия всех возможных и своевременных мер для соблюдения требований пожарной безопасности в материалы дела не предоставлены.
В ходе рассмотрения дела коллегией не установлено и заявителем не представлено обстоятельств, объективно препятствующих АНООПО "Краевой центр охраны труда" соблюсти требования законодательства в области пожарной безопасности, в связи с чем коллегия приходит к выводу о наличии вины предпринимателя в совершенном правонарушении согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, коллегия считает, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и у административного органа имелись законные основания для привлечения предпринимателя к ответственности по указанной
норме.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного
КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, коллегией не установлено. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный
статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам
статей 3.5,
4.1 КоАП РФ. Размер штрафа наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответствует принципу дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, установленному
Конституцией Российской Федерации.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от ответственности на основании
статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает, поскольку согласно
пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В соответствии с
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем выявленные у заявителя нарушения правил пожарной безопасности нельзя признать малозначительными, поскольку они посягают на безопасность жизни и здоровья людей.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно в соответствии с
частью 3 статьи 211 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со
статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь
статьями 258,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2013 по делу N А51-11423/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА