Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Верховного Суда РФ от 16.08.2024 N 88-АД24-3-К8
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление Верховного Суда РФ от 16.08.2024 N 88-АД24-3-К8
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего.
Решение: Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2024 г. N 88-АД24-3-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника Костаревой Е.С., действующей на основании доверенности в интересах Некрюкова А.А., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Кировского судебного района города Томска Томской области от 02 мая 2023 года,
решение судьи Кировского районного суда города Томска Томской области от 11 июля 2023 года и
постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года, вынесенные в отношении начальника ФКУ ИК<...> УФСИН России по Томской области Некрюкова Антона Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Кировского судебного района города Томска Томской области от 02 мая 2023 года, оставленным без изменения
решением судьи Кировского районного суда города Томска Томской области от 11 июля 2023 года и
постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года, начальник ФКУ ИК<...> УФСИН России по Томской области (далее также - должностное лицо) Некрюков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Костарева Е.С. выражает несогласие с вынесенными по данному делу судебными актами, приводя доводы о незаконном привлечении Некрюкова А.А. к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
В соответствии со
статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным
законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет назначение административного наказания в виде административного штрафа в частности на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (
статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений
части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции и
статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в
части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной
частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (
часть 5 статьи 12 данного Закона).
Из материалов дела усматривается, что по результатам проведенной прокуратурой Кировского района города Томска Томской области проверки на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что в соответствии с приказом от 27 апреля 2021 года N 113-лс и трудовым договором от 27 апреля 2021 года N 4/21 С., ранее замещавший должность заместителя начальника - начальника отдела охраны ФКУ ИК<...> УФСИН России по Томской области, принят в это же учреждение на должность главного инженера, однако в нарушение требований
части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции начальник ФКУ ИК<...> УФСИН России по Томской области Некрюков А.А. не обеспечил направление в УФСИН России по Томской области сообщение о заключении трудового договора с С. в установленный законом десятидневный срок - по 07 мая 2021 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица Некрюкова А.А. настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его последующего привлечения к административной ответственности по названной
норме постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Кировского судебного района города Томска Томской области от 02 мая 2023 года.
Судьи районного и кассационного судов с выводами мирового судьи и вынесенным им постановлением согласились.
Между тем выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Согласно
статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (
статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений
статьи 26.1 указанного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным
Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно
части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных
частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
За административные правонарушения, предусмотренные
статьями 5.1 -
5.26,
5.45 -
5.52,
5.56,
6.3,
7.29 -
7.32,
7.32.1,
главой 8,
статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов),
главой 12,
статьей 14.9,
частью 7 статьи 14.32,
главами 15 и
16,
статьями 17.3,
17.7 -
17.9,
частями 1 и
3 статьи 17.14,
статьями 17.15,
18.1 -
18.4,
частями 2.1,
2.6 статьи 19.5,
статьями 19.5.7,
19.7.2,
частью 5 статьи 19.8,
статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и
частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в
части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях (
часть 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в редакции, действовавшей на момент совершения вмененного противоправного деяния).
Согласно материалам дела с 27 апреля 2021 года по 07 мая 2021 года, то есть на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, Некрюков А.А. замещал должность начальника ФКУ ИК<...> УФСИН России по Томской области и имел специальное звание - майор внутренней службы (л.д. 23, 26).
Данные сведения следуют в числе прочего из постановления прокурора Кировского района города Томска о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 апреля 2023 года (л.д. 2 - 5).
Между тем, исходя из положений
статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Некрюков А.А., являясь сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, имеющий специальное звание, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного
статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного административного правонарушения, он может нести дисциплинарную ответственность.
В нарушение требований
статей 24.1,
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные обстоятельства необоснованно оставлены судебными инстанциями без должного внимания.
В соответствии с
пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных
статьями 2.9,
24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Кировского судебного района города Томска Томской области от 02 мая 2023 года,
решение судьи Кировского районного суда города Томска Томской области от 11 июля 2023 года и
постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица Некрюкова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании
пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии Некрюкова А.А. состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 -
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу защитника Костаревой Е.С. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Кировского судебного района города Томска Томской области от 02 мая 2023 года,
решение судьи Кировского районного суда города Томска Томской области от 11 июля 2023 года и
постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года, вынесенные в отношении начальника ФКУ ИК<...> УФСИН России по Томской области Некрюкова Антона Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании
пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ