Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.10.2024 N Ф01-2124/2024 по делу N А79-10247/2023
Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу и техническому обслуживанию систем общеобменной и противодымной вентиляции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения установлено (в ходе проверки выявлено несоответствие системы пожаротушения установленным нормам: подпор воздуха в одну из незадымляемых лестничных клеток обслуживаемого обществом здания, а также в безопасные зоны для маломобильных групп населения превышает установленные значения, не запускается приточная система противодымной вентиляции в коридоре первого этажа здания).


Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.10.2024 N Ф01-2124/2024 по делу N А79-10247/2023
Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу и техническому обслуживанию систем общеобменной и противодымной вентиляции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения установлено (в ходе проверки выявлено несоответствие системы пожаротушения установленным нормам: подпор воздуха в одну из незадымляемых лестничных клеток обслуживаемого обществом здания, а также в безопасные зоны для маломобильных групп населения превышает установленные значения, не запускается приточная система противодымной вентиляции в коридоре первого этажа здания).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2024 г. по делу N А79-10247/2023
07 октября 2024 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Техвент":
Маркушева В.С. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Техвент"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.03.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024
по делу N А79-10247/2023
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Техвент" (ИНН: 2130152777, ОГРН: 1152130004630) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени К.Д. Ушинского" город Мариинский Посад Чувашской Республики,
и
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Техвент" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени К.Д. Ушинского" город Мариинский Посад Чувашской Республики (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.03.2024 заявление удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество настаивает на отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности. Договор сервисного обслуживания от 01.12.2023 является незаключенным, так как не подписывался со стороны Общества. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Учреждение отзыв не представило.
Управление и Учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 14.12.2023 Управлением с привлечением специалистов Федерального государственного учреждения "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФГБУ СЭУ ФПС "ИПЛ по Чувашской Республике - Чувашии"), проведено контрольное (надзорное) мероприятие в области пожарной безопасности здания Учреждения по адресу: Чувашская Республика, город Мариинский Посад, улица Курчатова, дом 19.
Монтаж, а также техническое обслуживание систем общеобменной и противодымной вентиляции рассматриваемого объекта надзора осуществляет Общество. 01.12.2023 Учреждение и Общество заключили договор сервисного обслуживания N 05-СО-23, предметом которого является выполнение работы по техническому обслуживанию систем общеобменной и противодымной вентиляции.
Для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ Общество имеет лицензию МЧС России от 15.05.2017 N Л014-00101-21/00109049.
В ходе проведенной проверки Управлением выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: аэродинамические испытания систем противопожарной вентиляции показали их несоответствие установленным нормам. Подпор воздуха в одну из незадымляемых лестничных клеток здания, а также в безопасные зоны для маломобильных групп населения превышает установленные значения, а в коридоре 1-го этажа приточная система противодымной вентиляции не запустилась.
Выявленные нарушения отражены в акте выездной проверки (внеплановой) от 21.12.2023 N 2312/015-21/31-В/АВП, протоколе ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Чувашской Республике - Чувашии от 14.12.2023 N 185-2023/3-29 индивидуальных испытаний (опробований) систем автоматической противопожарной защиты здания, сооружения, помещения.
По мнению административного органа, Общество нарушило требования подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, что в соответствии с пунктом 5 данного Положения относится к грубым нарушениям лицензионных требований, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 27.12.2023 N 20 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь положениями АПК РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявление и привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса.
На основании пункта 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения N 1128 одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ (пункт 5 Положения N 1128).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ. Указанный перечень документов утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.02.2023 N 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которому к нормативным документам по пожарной безопасности относится, в том числе СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности".
В силу пункта 7.16 СП 7.13130.2013 при расчете параметров приточной противодымной вентиляции следует принимать: а) температуру наружного воздуха и скорость ветра для холодного периода года по [2], температуру воздуха в помещениях - по заданию на проектирование. Не допускается температуру воздуха в помещениях всех этажей здания приравнивать к температуре воздуха в защищаемых приточной противодымной вентиляцией лестничных клетках и (или) лифтовых шахтах; б) избыточное давление воздуха не менее 20 Па и не более 150 Па в незадымляемых лестничных клетках типа Н2, в тамбур-шлюзах при поэтажных входах незадымляемых лестничных клеток типа Н2 или типа Н3, в тамбур-шлюзах на входах в атриумы и пассажи с уровней подвальных и цокольных этажей относительно смежных помещений (коридоров, холлов), а также в тамбур-шлюзах, отделяющих помещения для хранения автомобилей от изолированных рамп подземных автостоянок и от помещений иного назначения, в лифтовых холлах подземных и цокольных этажей, в общих коридорах помещений, из которых непосредственно удаляются продукты горения, и в помещениях безопасных зон. Избыточное давление воздуха в шахтах лифтов должно быть не менее 20 Па и не более 70 Па; в) площадь большей створки двустворчатых дверей. При этом ширина такой створки должна быть не менее необходимой для эвакуации: в противном случае в расчете следует учитывать всю ширину дверей; г) кабины лифтов остановленными на основном посадочном этаже. Величина избыточного давления на закрытых дверях эвакуационных выходов при совместном действии приточно-вытяжной противодымной вентиляции в расчетных режимах не должна превышать 150 Па. Если расчетное давление в лестничной клетке превышает максимально допустимое, то требуется зонирование ее объема посредством рассечек (сплошных противопожарных перегородок 1-го типа), разделяющих объем лестничной клетки, с устройством обособленных выходов на уровне рассечки через примыкающее помещение или коридор этажа здания. В каждую зону лестничной клетки должна быть обеспечена подача наружного воздуха от отдельных систем или от одной системы через вертикальный коллектор. При распределенной подаче наружного воздуха в объем лестничной клетки и обеспечении условия непревышения указанного максимально допустимого давления устройство рассечек не требуется.
Пунктом 7.21 СП 7.13130.2013 предусмотрено, что оценка технического состояния систем противодымной вентиляции на объектах нового строительства и реконструкции, а также на эксплуатируемых зданиях должна производиться в соответствии с ГОСТ Р 53300.
В пункте 1.2 ГОСТ Р 53300-2009 указано, что установленные настоящим стандартом методы приемо-сдаточных и периодических испытаний предназначены для определения технического состояния систем противодымной вентиляции с учетом возможности: ввода в эксплуатацию смонтированных систем во вновь выстроенных или в реконструированных зданиях при проведении приемо-сдаточных испытаний; продолжения эксплуатации смонтированных систем в ранее выстроенных зданиях при проведении периодических испытаний.
Согласно пункту 3.5 указанного ГОСТ периодические испытания систем противодымной вентиляции должны производиться не реже одного раза в 2 года.
Как следует из материалов дела и установили суды, работы по техническому обслуживанию приточно-вытяжных систем на объекте проводило Общество.
По результатам проведенных испытаний сотрудниками ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Чувашской Республике - Чувашии установлено, что величина избыточного давления на закрытых дверях лестничной клетки типа Н2 (ПД4) и в помещении безопасной зоны (ПД5.1) при совместных действиях приточно-вытяжной противодымной вентиляции превышает 150 Па. Также установлено, что на момент проверки отсутствовало оформление результатов проведения испытаний согласно ГОСТ Р 53300-2009 (в рамках испытаний не проведены замеры фактического расхода воздуха, удаляемого системами вытяжной противодымной вентиляции через дымоприемные устройства непосредственно из помещений, не произведены расчеты значений требуемого расхода воздуха через открытые дымоприемные устройства, не произведены сравнения фактических и расчетных значений). Собственник объекта надзора об имеющихся нарушениях не уведомлялся.
В соответствии с актом проверки подпор воздуха в одну из незадымляемых лестничных клеток здания, а также в безопасные зоны для маломобильных групп населения превышает 150 Па, а в коридоре 1-го этажа приточная система противодымной вентиляции не запустилась.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства либо о том, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, Управлением не допущено.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суды не усмотрели.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Довод Общества о незаключенности договора сервисного обслуживания от 01.12.2023 был предметом оценки нижестоящих судов и с учетом фактических обстоятельств подписания договора обоснованно отклонен.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины по делам о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.03.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 по делу N А79-10247/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техвент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.ДОМРАЧЕВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА