Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2011 по делу N А33-7536/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу N А33-7536/2010
Требование: О взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу N А33-7536/2010
Требование: О взыскании ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2010 г. по делу N А33-7536/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "18" ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" ноября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края (истца): Коробкина А.В. - представителя по доверенности N 11-0710 от 06.07.2010; Сташкевич Е.А. - представителя по доверенности N 09-07/10 от 06.07.2010,
от ООО "Пашутинский ЛПХ" (ответчика): Фролова Н.М. - представителя по доверенности N 10 от 21.06.2010; Городецкой Н.В. - представителя по доверенности N 12 от 21.06.2010; Цан-са В.А. представителя по доверенности N 3юр от 22.07.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" августа 2010 года по делу N А33-7536/2010, принятое судьей Михайловой Т.В.,
установил:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - истец, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пашутинский ЛПХ" (далее - ответчик, ООО "Пашутинский ЛПХ") о взыскании 61 153 рубля 75 копеек - ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное учреждение "Хребтовское лесничество" (далее - третье лицо, краевое государственное учреждение "Хребтовское лесничество").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2010 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2010 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующее:
- расчетно-технологическая карта утверждена Агентством лесной отрасли с выходом за пределы полномочий и не может применяться. Ссылка на статью 24 Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края", приведенная в решении несостоятельна, поскольку во второй части указанной статьи предусмотрено, что Агентство края в случаях установленных федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, может осуществлять нормативное правовое регулирование в определенной области. Таким образом, Расчетно-технологическая карта и
Постановление Правительства N 273 от 08.05.2007 не подлежат применению при расчете размера ущерба причиненного лесам вследствие неудовлетворительной очистки (неочистки) мест рубок от порубочных остатков;
- форма сообщения о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов утверждена Приказом Агентства Лесной отрасли Красноярского края N 777. Указанный Приказ существенно затрагивает права и обязанности лесопользователей, так как, в сравнении с
Постановлением Правительства N 273 от 08.05.2007 под видом толкования указанного Постановления, вводит новые виды нарушений лесного законодательства, за которые установлена повышенная имущественная ответственность, в частности неочистка мест рубок. Согласно
части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 2 Закона Красноярского края "О порядке опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов Красноярского края" N 7-2627 от 18.12.2008 на территории Красноярского края применяются только официально опубликованные нормативно-правовые акты края. Указанный Приказ не прошел процедуру официального опубликования, и, следовательно, не может применяться как не соответствующий требованиям
статьи 15 Конституции РФ, статьи 1 Закона Красноярского края N 7-2627 и противоречащий
Постановлению Правительства N 273. Кроме того, указанный Приказ был издан во исполнение и на основании Положения об Агентстве Лесной отрасли Красноярского края утв. Постановлением Совета администрации Красноярского края N 398-п. Указанное Положение утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Красноярского края N 18-п от 01.08.2008, которым было утверждено новое Положение об Агентстве лесной отрасли Красноярского края.
- суд ошибочно отнес порубочные остатки к категории "промышленные отходы". Понятия "отходы производства и потребления" и "промышленные отходы" не совпадают. Термин "промышленные отходы" раскрыт в тексте ГОСТ 25100-95 следующим образом. Промышленные отходы - твердые отходы производства, полученные в результате химических и термических преобразований материалов природного происхождения. Порубочные остатки являются материалами природного происхождения, не подвергались никаким термическим либо химическим воздействиям и, следовательно, не являются промышленными отходами. Согласно статьи 4.1 Закона отходы производства и потребления в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую природную среду подразделяются на пять классов опасности. Федеральным классификационным
каталогом отходов утвержденных Приказом МПР от 02.12.2002 N 786 отходам от лесоразработок присвоен код 17300101005. Согласно примечаниям, приведенным в указанном каталоге, тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности отхода для окружающей природной среды, при этом цифра 5 соответствует пятому классу опасности. Согласно статье 4.1 Закона к пятому классу опасности относятся практически неопасные отходы. Таким образом, суд пришел к ошибочному мнению об отнесении порубочных остатков к промышленным отходам, и, следовательно,
пункт 7 Приложения 4 к Постановлению Правительства N 273 от 08.05.2007 применен неправомерно;
- суд пришел к неверному выводу о нарушении ответчиком
Правил пожарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства N 417 от 30.06.2007 и
Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства N 414 от 29.06.2007,однако, сам факт нарушения указанных правил не влечет причинения вреда лесам, а лишь создает опасность причинения такого вреда, за что
статьями 8.31,
8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Ч. I ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрена обязанность юридических и физических лиц возместить в полном объеме вред, являющийся последствием нарушения природоохранного законодательства.
Ч. 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" также предусматривает возмещение наступившего вреда, а не вреда который может наступить в будущем. Истцом не представлено никаких доказательств того, что нарушение указанных Правил повлекло неблагоприятные последствия и, следовательно, не доказано наличие ущерба причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения указанных Правил.
- суд не учел, что в соответствии с
пунктом 60 Правил заготовки древесины утв. Приказом МПР N 184 от 16.07.2007 при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается в т.ч. очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок). Т.е.
Правилами установлен критерий достаточной (удовлетворительной) очистки мест рубок. Согласно
части 2 статьи 62 Лесного кодекса РФ на лесных участках предоставленных в аренду для заготовки древесины лесовосстановление осуществляется арендаторами данных участков.
Частью 1 статьи 62 Лесного кодекса РФ,
пунктом 3,
12 Правил лесовосстановления утвержденных Приказом МПР от 16.07.2007 N 183 предусмотрено, что лесовосстановление может осуществляться в т.ч. путем естественного восстановления лесов. Согласно
пункта 30 Правил заготовки древесины лесовосстановление на участках, на которых проводились сплошные рубки, начинается не позднее двух лет с момента окончания рубок. С учетом того, что срок договора аренды лесного участка составляет 49 лет можно сделать вывод, что РФ не несла и не будет нести затраты на приведение территории лесосеки N 6 в квартале N 626 в состояние, пригодное для лесовосстановления, так как в силу
части 2 статьи 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление (равно как и все сопутствующие работы) будет осуществлено ответчиком;
- в материалах дела отсутствуют фактические данные о проведенных замерах площадей. Абрис лесосеки, приведенный в Акте осмотра лесосеки, не содержит результатов фактических промеров площадей, на которых имеются указанные нарушения. План приемки лесного участка содержит лишь фактические промеры общей площади лесосеки с привязкой к местности, при этом указанный план также не содержит результатов фактических промеров площадей, на которых выявлены нарушения лесного законодательства. При отсутствии результатов измерений невозможно достоверно определить площади, приведенные в Акте осмотра лесосеки. Таким образом, расчет суммы ущерба не подтвержден материалами дела.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает доводы аналогичные изложенным в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства. Доказательств недостоверности сведений, указанных в документах, ответчиком не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам указанным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 22 октября 2010 года с последующим отложением на 18 ноября 2010 года.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, явку своих представителей не обеспечило.
На основании
статей 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствии третьего лица.
Представители истца, ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
04 февраля 1997 года между Хребтовским лесхозом (арендодатель) и АС "Пашутинское" (арендатор) заключен договор на аренду лесного фонда N 16.
28 августа 2008 года ООО "Пашутинский ЛПХ" выдан лесорубочный билет N 46 на вырубку растущей и сухостойкой древесины.
В лесорубочном билете N 46 от 28.08.2008 указано, ООО "Пашутинский ЛПХ" обязан произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыва между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней, а также весеннюю доочистку порубочных остатков.
Как следует из искового заявления, в период с 28 августа 2008 года по 27 августа 2009 года ООО "Пашутинский ЛПХ" производило заготовку древесины в квартале 626, лесосеки N 6 Краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество" в соответствии с лесорубочным билетом N 46 от 28.08.2008.
06.05.2009 в адрес ООО "Пашутинский ЛПХ" было направлено извещение о проведении проверки и приемки лесных участков пройденных в Яркинском участковом лесничестве по лесорубочному билету N 46 от 28.08.2008, квартал 626 лесосека N 6.
Согласно акту осмотра лесосеки от 01.06.2009, по окончании срока действия лесорубочного билета N 46 от 28 августа 2008 года, проведена проверка качества разработки лесосеки N 6 в квартале N 626 Ярконского участкового лесничества Хрептовского лесхоза, в присутствии представителя ответчика старшего мастера в/склада Колпакова С.Е., действующего на основании доверенности N 8 от 02.03.2009, лесной участок осмотрен при его приемке. В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесопользования ООО "Пашутинский ЛПХ" допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в неудовлетворительной очистке мест рубок, площадью 5 га., о чем составлено Сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 01.06.2009 года.
Мастером леса Яркинского участкового лесничества Нагорных Н.М., Чупахиным М.А., в Сообщении сделана отметка, что представитель ООО "Пашутинский ЛПХ" Колпаков С.Е. отказался от подписания сообщения о нарушениях при проведении рубок, а также ведомости правил нарушений, в акте осмотра лесосеки, без объяснения причин.
За нарушение требований лесного законодательства ООО "Пашутинский ЛПХ" предъявлен ущерб в размере 61 153 руб. 75 коп., исчисленный в соответствии с порядком установленным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
15 февраля 2010 года ООО "Пашутинский ЛПХ" направлено претензионное письмо, в котором заявлено требование о добровольной уплате ущерба в указанном размере, однако до настоящего времени данное требование оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Красноярского края.
Проверив в пределах, установленных
статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно
статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной
кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
В соответствии со
статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего
Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему
Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим
Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно
части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 Кодекса.
Исходя из положения
части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 года N 19-п "Об утверждении Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края" - Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - Служба) является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений, экологической экспертизы, в сфере регулирования отношений недропользования на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и правительства края, а также правовых актов Министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.
Согласно пункту 3.17 к компетенции Службы относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, водного законодательства, лесного законодательства, законодательства о недрах, выявленного Службой.
В соответствии со
статьями 42,
58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно
статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена
пунктом 3 статьи 77 Закона "Об охране окружающей среды".
Следовательно, возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксами и методиками, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. Каждый компонент природной среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и в данном случае, дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.
Как следует из искового заявления, в период с 28 августа 2008 года по 27 августа 2009 года ООО "Пашутинский ЛПХ" производилась заготовка древесины в квартале 626, лесосеки N 6 Краевого государственного учреждения "Хребтовское лесничество" в соответствии с лесорубочным билетом N 46 от 28.08.2008.
06.05.2009 в адрес ООО "Пашутинский ЛПХ" было направлено извещение о проведении проверки и приемки лесных участков пройденных в Яркинском участковом лесничестве по лесорубочному билету N 46 от 28.08.2008, квартал 626 лесосека N 6.
Согласно акту осмотра лесосеки от 01.06.2009 проведена проверка качества разработки лесосеки N 6 в квартале N 626 Ярконского участкового лесничества Хрептовского лесхоза, в присутствии представителя ответчика старшего мастера в/склада Колпакова С.Е., действующего на основании доверенности N 8 от 02.03.2009, лесной участок осмотрен при его приемке. В ходе приемки установлено, что при осуществлении лесопользования ООО "Пашутинский ЛПХ" допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в неудовлетворительной очистке мест рубок, площадью 5 га., а именно: сбор порубочных остатков на волока с последующим измельчением и уплотнением ходом трактора, о чем составлено Сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 01.06.2009 года.
За нарушение требований лесного законодательства ООО "Пашутинский ЛПХ" предъявлен ущерб в размере 61 153 рубля 75 копеек, исчисленный в соответствии с порядком установленным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В силу
статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
По своей правовой природе, предусмотренная
статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер, вследствие чего к спорным отношениям помимо специальных положений лесного законодательства применимы также и нормы гражданского законодательства.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди способов защиты гражданских прав называет защиту гражданских прав, которая осуществляется путем возмещения убытков.
В соответствии со
статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются вопросы возникновение обязательств, вследствие причинения вреда.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки
(пункт 2 статьи 15).
Из смысла приведенных норм
Кодекса следует, что для возникновения права на возмещение убытков, истец обязан доказать совокупность таких обстоятельств, как: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.
Согласно
части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Министерства природных ресурсов от 16 июля 2007 года N 184 утверждены
Правила заготовки древесины.
В соответствии с
пунктом 60 Правил установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены
Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с
пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Также вышеуказанное влечет нарушение Обществом надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде ее захламления, и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям.
В п/п 3 сообщения о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов рубок указывается на загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором. Но также дается ссылка и подробное описание лесонарушения по не очистке, мест рубок от порубочных остатков, нарушения способов очистки, нарушение требований по хранению древесины, данная ссылка указывается ниже и поясняет, что в данном случае имеется в виду неочистка захламление и мест рубок пасек и границ, а также прилегающих стен леса, указывается также площадь нарушения - 5,0 га.
Факт неочистки мест рубок, подтверждается актом осмотра лесосеки от 01.06.2009, абрисом лесосеки с местом расположения порубочных остатков и ведомостью учета нарушений согласно которых составлен расчет ущерба от 01.06.2009.
Согласно
пунктам 1 и
3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Кроме того, в силу
пункта 1 статьи 78 вышеуказанного Закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 24 Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края" Агентство края в определенной области (сфере) государственного управления оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства края в случае нахождения в его ведении.
Агентство края в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской федерации, может осуществлять нормативное правовое регулирование в определенной области (сфере) государственного управления.
Данные положения позволяют сделать вывод о том, что Агентство лесной отрасли Красноярского края, как орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области лесных отношений вправе утверждать цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования (
Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 утверждены таксы и
методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, за загрязнение или захламление лесов в том числе промышленными отходами размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 Об отходах производства и потребления отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В процессе заготовки древесины образуются древесные отходы (порубочные остатки)
Отходы древесины, сучьев, ветвей от лесоразработок отнесены
Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 к отходам лесозаготовок и вырубок. В этой связи не принимается судом довод ответчика, что указанные отходы не относятся к промышленным отходам.
В соответствии с
пунктом 4 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Согласно Положению об агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, Агентство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края
Расчетно-технологической картой на очистку лесосек, утвержденной Агентством, определена стоимость подобных работ 2 446,15 рублей на 1 гектар.
Расчет убытков, произведен истцом исходя из площади неочищенного места рубок (5 га), и составил 61 153 рублей 75 копеек (2 446,15 х 5 х 5)
Из анализа представленных в материалы дела документов, судом установлена противоправность (вина) в поведении ООО "Пашутинский ЛПХ", а также наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, что является основанием для наступления ответственности.
Согласно
статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Представленные истцом документы являются достаточными доказательствами наличия убытков и их размера. При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Красноярского края пришел к обоснованному выводу о том, что истец доказал факт лесонарушений загрязнений (захламления) лесов ответчиком на основании представленных документов, а именно: сообщение о нарушениях требований лесного законодательства от 01.06.2009, акт осмотра лесосеки от 01.06.2009, ведомость учета нарушений, план приемки лесного участка и его размер.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 04 августа 2010 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7536/2010.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 августа 2010 года по делу N А33-7536/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи:
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ