Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 N 04АП-6099/2018 по делу N А19-21932/2018
Требование: Об отмене определения об отказе в принятии заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 N 04АП-6099/2018 по делу N А19-21932/2018
Требование: Об отмене определения об отказе в принятии заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2018 г. по делу N А19-21932/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жижко Сергея Ивановича на определение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2018 года по делу N А19-21932/2018 об отказе в принятии заявления индивидуального предпринимателя Жижко Сергея Ивановича (ОГРНИП 304381421800062, ИНН 381400501002) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080; место нахождения: г. Иркутск, ул. Красноармейская, д. 15) о признании незаконным и отмене постановления N 2-12-177 от 11 июля 2018 года о назначении административного наказания
(суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:
Индивидуальный предприниматель Жижко Сергей Иванович (далее - предприниматель Жижко С.И.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ГУ МЧС России по Иркутской области, административный орган, орган пожарного надзора) о признании незаконным и отмене постановления N 2-12-177 от 11 июля 2018 года о назначении административного наказания.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2018 года в принятии заявления предпринимателя Жижко С.И. отказано на основании
пункта 1 части 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации). Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, предприниматель Жижко С.И. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, считая его необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своей позиции предприниматель Жижко С.И. указывает, что поскольку он был привлечен к административной ответственности в связи с осуществлением в помещении магазина "Олимп" предпринимательской деятельности, то постановление по делу об административном правонарушении должно обжаловаться именно в арбитражный суд.
Административным органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном
главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе отчетом об отправке служебной информации электронной почтой, телефонограммой от 1 ноября 2018 года, а также отчетом о публикации 31 октября 2018 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с процессуальным законом не является препятствием для рассмотрения дела по существу. При этом предпринимателем Жижко С.И. заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие (телефонограмма от 1 ноября 2018 года).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27 апреля 2018 года N 75 должностным лицом органа пожарной безопасности 13 июня 2018 года проведена выездная внеплановая проверка предпринимателя Жижко С.И. по вопросам соблюдения законодательства в области пожарной безопасности в помещении магазина "Юбилейный", расположенного по адресу: Иркутская область, г. Саянск, мкр. Юбилейный, д. 11.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и рядом иных нормативных документов по пожарной безопасности.
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки от 15 июня 2018 года (л.д. 16-18) и послужили основанием для возбуждения в отношении предпринимателя Жижко С.И. дела об административном правонарушении, о чем должностным лицом органа пожарного надзора составлен соответствующий протокол от 28 июня 2018 года N 2-16-117 (л.д. 19-22).
Постановлением ГУ МЧС по Иркутской области о назначении административного наказания от 11 июля 2018 года N 2-12-177 (л.д. 23-27) предприниматель Жижко С.И. привлечен к административной ответственности по
части 1 статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением административного органа, предприниматель Жижко С.И. оспорил его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что в данном случае дело неподведомственно арбитражному суду, исходя из следующего.
Согласно
части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с
пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Частью 2 статьи 207 АПК Российской Федерации предусмотрено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно
части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, если правонарушение связано с осуществлением юридическим лицом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из совокупности приведенных норм
КоАП Российской Федерации и
АПК Российской Федерации следует, что арбитражному суду подведомственны жалобы (заявления) только на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года
N 262-О и от 20 февраля 2014 года
N 261-О,
часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
В
пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в
пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации и
пункте 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области пожарной безопасности.
С учетом приведенных выше разъяснений судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если только совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
В пункте 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, разъяснено, что из положения
части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации следует, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется любое постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административным органом, при условии, что это правонарушение связано с осуществлением совершившим его юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предпринимательской или иной экономической деятельности.
При установлении такой связи необходимо учитывать, что в государственном регулировании предпринимательской и иной экономической деятельности используются как правовые средства, так и средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной ответственности.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в
КоАП Российской Федерации субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Указанный вывод прямо следует из содержания
пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации императивно указали, что если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области пожарной безопасности, жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению исключительно в судах общей юрисдикции.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно пункту 20 статьи 2 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты представляет собой состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Требованиями пожарной безопасности признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, а противопожарным режимом - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (
статья 1 Закона о пожарной безопасности).
Частью 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
На основании пункта 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу
статьи 34 Закона о пожарной безопасности граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Из содержания акта проверки от 15 июня 2018 года, протокола об административном правонарушении от 28 июня 2018 года и оспариваемого постановления административного органа усматривается, что предпринимателю вменяется нарушение соответствующих требований Закона N 123-ФЗ и Правил противопожарного режима, за нарушение которых Жижко С.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации ("Нарушение требований пожарной безопасности").
Диспозицией
части 1 названной статьи установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32 и
11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Анализ положений приведенных выше норм
Закона о пожарной безопасности, Закона N 123-ФЗ и Правил противопожарного режима в их взаимосвязи позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что правовая норма, предусматривающая состав анализируемого административного правонарушения (
часть 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации), имеет объектом посягательства установленный нормативными правовыми актами режим пожарной безопасности (противопожарный режим).
В рассматриваемом случае предпринимателем Жижко С.И., по мнению административного органа, нарушены требования законодательства в области пожарной безопасности, что влечет привлечение к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
При этом оснований полагать, что вмененное административное правонарушение было совершено Жижко С.И. исключительно в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
Иными словами, привлечение к административной ответственности связано не столько с осуществлением предпринимателем Жижко С.И. предпринимательской деятельности, сколько с необходимостью соблюдения требований пожарной безопасности (в силу
статьи 34 Закона о пожарной безопасности такая обязанность возложена на любого гражданина вне зависимости от характера осуществляемой им деятельности).
Как отмечалось выше, в соответствии с правовой позицией, выраженной в
пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности за нарушение действующего законодательства в области пожарной безопасности в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что дела об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений административных органов о привлечении к ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции по существу (например, постановления Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2017 года
N 18-АД17-29, от 10 января 2018 года
N 46-АД17-44, от 22 февраля 2018 года
N 83-АД18-2 и от 8 мая 2018 года
N 44-АД18-5, решение Алтайского краевого суда от 10 сентября 2017 года по делу N 21-543/17, решение Забайкальского краевого суда от 19 июня 2017 года по делу N 7-21-218/2017, решение Томского областного суда от 4 октября 2016 года по делу N 7-355/2016, решения Иркутского областного суда от 4 июля 2017 года по делу N 21-327/2017 и от 22 августа 2017 года по делу N 21-425/2017, постановления Иркутского областного суда от 2 августа 2017 года
по делу N 21-363/2017 и от 7 декабря 2017 года
по делу N 4а-1456/2017).
На основании
пункта 1 части 1 статьи 127.1 АПК Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Учитывая, что
статья 20.4 КоАП Российской Федерации направлена на охрану правоотношений в области пожарной безопасности, суд первой инстанции, не установив, что Жижко С.И. до обращения в арбитражный суд обжаловал постановление органа пожарного надзора в суде общей юрисдикции и последним было отказано в судебной защите, исходя из характера допущенного административного правонарушения, правомерно отказал в принятии заявления предпринимателя к рассмотрению по мотиву неподведомственности его арбитражным судам.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии основания для отказа в принятии заявления предпринимателя к рассмотрению, предусмотренного
пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает и положения действующего законодательства о недопустимости рассмотрения дела судом, к подсудности или подведомственности которого оно не относится.
В силу
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
В
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации соответствуют общепризнанному международно-правовому принципу осуществления правосудия только компетентным судом.
В частности, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (пункт 1 статьи 6) и
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (пункт 1 статьи 14) установили, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом.
Международные стандарты в сфере правосудия требуют, чтобы праву быть судимым законным судом корреспондировала обязанность государства создавать и поддерживать такую судебную систему, в которой судьи отвечают критериям независимости, беспристрастности, компетентности и способны эффективно осуществлять свои полномочия (пункт "i" статьи 1 раздела II резолюции (2002) 12 Комитета Министров Совета Европы от 18 сентября 2002 года "Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия").
В
§ 21 Постановления Европейского Суда по правам человека от 10 апреля 2008 года N 3548/04 по делу "Лучкина (Luchkina) против Российской Федерации" указано, что ошибки, связанные с юрисдикцией, должны рассматриваться в качестве существенных нарушений, подлежащих исправлению посредством надзорного производства.
Следовательно, несоблюдение правил подведомственности также означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
То есть отказ суда первой инстанции в принятии к рассмотрению заявления предпринимателя по настоящему делу свидетельствует не только о соблюдении действующего процессуального законодательства, но и обеспечивает реализацию конституционного права сторон на законный суд (в том числе и ГУ МЧС России по Иркутской области).
Единственным возможным исключением из приведенного правила могла бы явиться ситуация, когда предприниматель Жижко С.И. до обращения в арбитражный суд оспорил то же самое постановление административного органа в соответствующем суде общей юрисдикции и последний вступившим в законную силу судебным актом возвратил жалобу в связи с неподведомственностью.
Только в этом случае арбитражный суд обязан был бы рассмотреть неподведомственное ему заявление предпринимателя, поскольку недопустимой является ситуация, в которой лицо не может реализовать предусмотренное законодательством право на судебную защиту (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года
N 7131/08, от 29 мая 2012 года
N 17607/11, от 26 марта 2013 года
N 15480/12 и от 25 июня 2013 года
N 14520/12,
определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 301-КГ15-20284, пункт 32 раздела XI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года).
Однако в суд общей юрисдикции постановление административного органа от 11 июля 2018 года N 2-12-117 предпринимателем Жижко С.И. в порядке, установленном
главой 30 КоАП Российской Федерации, до обращения в Арбитражный суд Иркутской области не обжаловалось, а было сразу же оспорено в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что отказ Арбитражного суда Иркутской области в принятии к рассмотрению заявления предпринимателя Жижко С.И. не означает, что гарантированное ему статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту нарушено, поскольку при обращения с соответствующей жалобой в суд общей юрисдикции факт отказа арбитражным судом в принятии к рассмотрению заявления может являться (при отсутствии иных препятствий) основанием для восстановления судом общей юрисдикции пропущенного срока на обжалование постановления административного органа.
На то, что прекращение арбитражным судом производства по делу (равно как и отказ в принятии к рассмотрению заявления) по мотиву неподведомственности может быть признано уважительной причиной для восстановления срока на обжалование решения административного органа, указано, в частности, в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2014 года
N 18-АД14-7 и от 12 мая 2016 года
N 49-АД16-5, на что Жижко С.И. вправе указать в жалобе на постановление административного органа (в случае ее подачи в суд общей юрисдикции).
Кроме того, на основании
части 1 статьи 30.12 КоАП Российской Федерации предприниматель Жижко С.И. имеет право обжаловать постановление органа пожарного надзора по делу об административном правонарушении в порядке надзора.
Статьей 30.13 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что жалобы на постановления по делу об административном правонарушении в порядке надзора подаются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации. Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях правомочны пересматривать в порядке надзора председатели указанных судов и их заместители.
Как указано в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2010 года N 523-О-О, приведенные нормы предоставляют возможность использования института надзорного обжалования для целей судебной защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Порядок подачи жалобы в порядке надзора урегулирован
статьей 30.14 КоАП Российской Федерации.
В этой связи суд апелляционной инстанции еще раз обращает внимание Жижко С.И. на то, что Иркутским областным судом и районными судами Иркутской области жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления о привлечении к административной ответственности по
статье 20.4 КоАП Российской Федерации рассматриваются по существу.
Ссылка же заявителя апелляционной жалобы на судебные акты по делам N А19-8773/2012 и А19-16420/2013 не может быть принята во внимание, поскольку указанные дела были рассмотрены до формирования Верховным Судом Российской Федерации правовой позиции о подведомственности дел об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
В рамках дела N А19-12536/2016, на которое также ссылается заявитель апелляционной жалобы, арбитражными судами по правилам
главы 24 АПК Российской Федерации проверялась законность предписания органа пожарного надзора, а не постановление о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, исходя приведенных выше правовых позициях Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации относительно порядка оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на определение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2018 года по делу N А19-21932/2018, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь
статьями 258,
271 и
272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 18 сентября 2018 года по делу N А19-21932/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО