Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N 302-КГ17-15734 отказано в передаче дела N А19-7444/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.06.2017 N Ф02-2944/2017 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 N 04АП-7040/2016 по делу N А19-7444/2016
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушения обязательных требований противопожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 N 04АП-7040/2016 по делу N А19-7444/2016
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушения обязательных требований противопожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление принято по делу N А19-7444/2016, а не по делу N А19-47444/2016.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2017 г. по делу N А19-47444/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Усолье-Сибирское на решение Арбитражного суда Республики Иркутской области от 09 ноября 2016 года по делу N А19-7444/2016 по заявлению Администрации города Усолье-Сибирское (ОГРН 1023802142616, ИНН 3819005092, место нахождения: 665452, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ватутина, 10) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГРН 1083808012705, ИНН 3808184080, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Красноармейская, 15) о признании незаконным предписания от 21.04.2016 N 41/1/1,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "АкваСервис" (ОГРН 1103851001165, ИНН 3851001198, место нахождения: 665452, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Лермонтова, 2а) (суд первой инстанции судья Позднякова Н.Г.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Администрация города Усолье-Сибирское обратилась в Арбитражный суд Иркутской области (далее - Администрация или Администрация город) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ГУ МЧС по Иркутской области или Управление) с заявлением о признании незаконным предписания от 21.04.2016 N 41/1/1.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 06.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АкваСервис" (далее - ООО "АкваСервис").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как необоснованного и незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Как следует из апелляционной жалобы, основанием для проведения внеплановой проверки Администрации города Усолье-Сибирское являлось распоряжение от 24.03.2016 N 41, изданное на основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 02.02.2016 N АХ-П4-471. Проведена внеплановая выездная проверка Администрации города Усолье-Сибирское по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности в границах городского округа по подготовке населенного пункта к пожароопасному периоду 2016 года.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 18.03.2016 г. N 147-пп "Об установлении на территории Иркутской области особого противопожарного режима", на территории Иркутской области с 12-00 часов 1 апреля 2016 года до 8-00 часов 1 июня 2016 года был установлен особый противопожарный режим.
При этом фактически проверка городского округа отделом надзорной деятельности осуществлялась не только в части выполнения обязательных требований в рамках особого противопожарного режима, введенного на территории Иркутской области, но и выполнения требований действующего законодательства в части соблюдения первичных мер пожарной безопасности. Администрация города, считает, что проверка соблюдения первичных мер пожарной безопасности со стороны заявителя могла быть осуществлена только в рамках проверки выполнения ранее вынесенных предписаний или в рамках плановой проверки. Однако судом не были приняты во внимание указанные доводы заявителя и не дана надлежащая оценка указанным доводам.
Из апелляционной жалобы следует, что мероприятия по обеспечению территории города Усолье-Сибирское противопожарным водопроводом (согласно перечню), указанные в пункте 1 предписания, являются первичными мерами пожарной безопасности и не связаны с осуществлением мер в рамках особого противопожарного режима, а также мер по подготовке населенного пункта к пожароопасному периоду 2016 года.
Кроме того, фактически большая часть улиц указанных в предписании оборудована пожарными гидрантами или альтернативными источниками пожаротушения (искусственными или естественными водоемами, водонапорными башнями, противопожарными емкостями, скважинами и т.д.).
Также, по мнению Администрации, отделом надзорной деятельности не представлено каких-либо обоснований или расчетов, что имеющихся на территории города первичных средств пожаротушения (включая альтернативные) недостаточно.
Администрация также указывает, что СНиП 2.04.02-84. "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденный постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 утратил силу на территории Российской Федерации с 01.01.2013, в связи с чем, с указанной даты не подлежит применению. Нормы Свода правил СП 8.13130.2009 также не могут применяться в отношении администрации города Усолье-Сибирское, так как согласно пункту 1.1. указанного СП он является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций.
Согласно доводам апелляционной жалобы по пункту 2 оспариваемого предписания в полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Усолье-Сибирское" не входит обязанность по обеспечению нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны (10 минут) к тем или иным объектам, в том числе, к зданиям, расположенным по ул. Паромная.
Согласно доводам апелляционной жалобы по пункту 3 оспариваемого предписания не предусмотрено удаление (сбор) в летний период сухой растительности и другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, территории между выполненными защитными противопожарными минерализованными полосами шириной 1,4 м и индивидуальной жилой застройкой и объектами муниципальной собственности.
Что касается доводов суда об обязательности исполнения Администрацией норм пункта 5 постановления Правительства Иркутской области от 18.03.2016 N 147-пп то, как указывает заявитель жалобы, указанное постановление содержит как обязательные к исполнению требования, закрепленные в частности пунктах 2, 3, 4, 6, 7, 12, 13, 14, 17, так и рекомендуемые мероприятия, изложенные в пунктах 5, 8, 9, 10, 11, 15, 16.
С учетом того, что выполнено устройство минерализованных полос шириной 1,4 м вдоль всей границы города, при этом указанные полосы ежегодно два раза в год обновляются, Администрация считает, что ей принимаются все необходимые и достаточные меры для обеспечения норм пожарной безопасности в части ограждения населенного пункта от возможного распространения огня при возникновении природных пожаров.
Согласно доводам апелляционной жалобы по пункту 4 оспариваемого предписания в части несоблюдения требуемых противопожарных расстояний от границ застройки городского поселения до лесных насаждений (в 50 и 30 метров в зависимости от объектов) Администрация также не согласна, так как основная часть жилой застройки в районе поселка Западный (строительное название) осуществлялась в период 1980-1990 годов (в отдельных случаях, земельные участки предоставлялись гражданам начиная с 1950-х годов) на основе утвержденной и согласованной в соответствии с Градостроительным кодексом РСФСР (в редакции, действовавшей на тот период) проектной документацией, согласованной со всеми инспектирующими службами города. На основании утвержденной документации были предоставлены земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Нормами СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, пунктом 5 приложения 1 установлено требование об установлении расстояния в 50 метров от границ жилой застройки до лесных массивов, а также установлены исключения для застройки сельских поселений и участков - садоводческих товариществ не менее 15 м. Указанным пунктом, кроме того, установлено, что в городских поселениях для районов одно- двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.
При этом указанные в пункте 4 предписания объекты (за исключением лыжной базы "Снежинка") относятся к индивидуальной жилой застройке. Соответственно, на момент предоставления земельных участков гражданам расстояние до лесных массивов в 15 метров было предусмотрено.
При проведении проверки не установлены конкретные факты нарушения противопожарных расстояний в п. Западный, по ул. Глиняный карьер и в районе лыжной базы "Снежинка". В предписании не приводятся фактически имеющиеся расстояния в метрах между жилой застройкой и объектами муниципальной собственности и лесными массивами, не указывается, с помощью каких приборов производились измерения соответствующих расстояний, не указываются конкретные земельные участки с кадастровыми номерами, данными о правообладателях и т.д. Также, отделом надзорной деятельности при проведении проверки не были запрошены и не были исследованы материалы о дате предоставления соответствующих земельных участков, согласовании предоставления земельных участков с надзорными органами, наличии лесных насаждений вблизи выделенных земельных участков и иные данные.
Согласно доводам апелляционной жалобы по пункту 5 оспариваемого предписания в части устройства на территории города несанкционированных свалок горючих отходов Администрация отмечает, что в соответствии с Уставом города Усолье-Сибирское город Усолье-Сибирское наделен статусом городского округа, в связи с чем, нормы статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не распространяются на муниципальное образование "город Усолье-Сибирское".
Администрация указывает, что отделом надзорной деятельности не установлена принадлежность земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, не установлено кем обслуживаются данные территории, не установлены конкретные размеры свалок, не определен класс горючести отходов на указанных свалках и т.д.
Выполнение работ по стихийной уборке свалок, осуществляемых Администрацией города, производится в рамках исполнения иных полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных нормами пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не связано с исполнением противопожарных требований отдела надзорной деятельности.
Администрация города считает, что вина администрации в устройств несанкционированных свалок не доказана отделом надзорной деятельности.
Согласно доводам апелляционной жалобы по пункту 6 оспариваемого предписания о не обеспечении надлежащего (исправного) состояния источников наружного противопожарного водоснабжения (гидрантов), заявитель также не согласен с наличием обязанности Администрации обеспечить исправное состояние указанных гидрантов.
Как указывает Администрация города при проведении проверки отделом надзорной деятельности фактическая проверка исправности пожарных гидрантов не осуществлялось (пуск воды и замеры давления не производились, конкретные неисправности гидрантов не указаны, и т.д.). Также, по результатам осенней проверки 2016 года пожарных гидрантов, проведенной представителями ПСЧ-56, ПСЧ-57 и ООО "АкваСервис" были выявлены неисправности пожарных гидрантов N N 62, 188, демонтированы пожарные гидранты N N 282, 276, 281. По остальным гидрантам, указанным в постановлении замечаний не имеется. Ранее демонтированные гидранты N 169, N 272 были восстановлены ООО "АкваСервис", что также подтверждает, что ООО "АкваСервис" принимаются меры по устранению обнаруженных неисправностей пожарных гидрантов. Указанные факты подтверждаются сводными актами от 30.09.2016 и от 06.10.2016, составленными представителями ПСЧ-56, ПСЧ-57 и ООО "АкваСервис", а также письмом ООО "АкваСервис" от 21.10.2016 N 04/4108.
Управление в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 09 марта 2017 года был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 10 марта 2017 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Отделом надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району ГУ МЧС по Иркутской области (далее - отдел надзорной деятельности) 21.04.2016 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению Администрацией города Усолье-Сибирское обязательных требований противопожарной безопасности в границах городского округа по подготовке населенного пункта к пожароопасному периоду 2016 года.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений противопожарной безопасности, в том числе:
- не обеспечена противопожарным водопроводом территория города Усолье-Сибирское (по ул. Плеханова, ул. Островского, ул. Нагорная, пер. Вокзальный, ул. Белорусская, ул. Фадеева, ул. Российская, ул. Восточная, ул. Клары Цеткин, ул. Линейная, ул. Макаренко, ул. Ленинградская, ул. Тимирязева, ул. Ломоносова, пер. Новый, пер. Поперечный, ул. Путейская, ул. Желябова, ул. Герцена, ул. Коммунаров, ул. Пархоменко, ул. Озерная, ул. Бабушкина, ул. Свободы, ул. Сурикова, ул. Мичурина, ул. Фурманова, ул. Лазо, ул. Котовского, ул. Щорса, ул. Ветошкина, ул. Короленко, ул. Парковая, ул. Заречная, ул. Репина, ул. Павлова, ул. Дубинина, ул. Фучика, ул. Толстого, ул. Гайдара, ул. Попова, ул. Фабричная, ул. Новаторов, ул. Промышленная, ул. Олега Кошевого, ул. Л. Чайкиной, ул. Прудовая, ул. Набережная, ул. Коммунальная, ул. Байкальская, переулок Рабочий, ул. Краснофлотская, переулок Сибирский, ул. Красноармейская, ул. Депутатская, ул. Горького, ул. Советской Армии, ул. Пушкина, ул. Гастелло, ул. Войкова, пер. Пролетарский, пер. Красной Звезды, переулок Рыбака, пер. Крестьянина, ул. Полевая, ул. Чернышевского, ул. Водников, ул. Солеваров, ул. Колхозная, ул. Цимлянская, ул. Транспортная, ул. Саянская, ул. Фрунзе, ул. Тургенева, ул. Строителей, ул. 8 Марта, ул. Крупской, ул. 1 Мая, ул. Чкалова, ул. Калинина, ул. Луговая, ул. Коммунистическая, ул. Песчаная, ул. Красной Звезды, ул. Урицкого, ул. Большие Кочки, ул. Моховая, ул. Смоленская, ул. Саянская, ул. Минская, ул. Шустовой, ул. Зеленая, ул. Усольская, ул. Зарукина, ул. Красиловского, ул. Громницкого, ул. Кузьмина, ул. Целинная, ул. Шаманского, ул. Сосновая, ул. Березовая, ул. Братьев Михалевых, ул. Купца Пономарева, ул. Родниковая, ул. Западная, ул. Сиреневая, ул. Пожарского, ул. Строителей, ул. Пугачева, ул. Сурикова, ул. Ярославская, ул. Московская, ул. Энергетиков, ул. Буйловой, ул. Селиверстова, ул. Пахомчика), что является нарушением статей 19, 21, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 6, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 2.11, 2.12, 9.27, 9.28, 9.29, 9.30, 4.1, 5.1, 5.2, 9.10, 9.11 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности";
- не обеспечено нормативное время прибытие (10 минут) подразделений пожарной охраны к зданиям, расположенным по ул. Паромная ("п. Угольник"), (отсутствует автомобильное сообщение (дорога) с "п. Угольник" через р. Ангара), что является нарушением статьи 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 63, 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- не предусмотрены удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, территории между выполненными защитными противопожарными минерализованными полосами шириной 1,4 м (отделяющими жилую застройку и объекты от смешанного леса) и индивидуальной жилой застройкой и объектами муниципальной собственности в районах следующих улиц и объектов города: лыжная база "Снежинка"; ул. Глиняный карьер; ("п. Западный") район улиц Шустовой, Зеленой, Кузьмина, Братьев Михалевых, Купца Пономарева, Шаманского, Ветошкина, Пожарского, Заречная, чем нарушены статьи 19, 21, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 6, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;
- не предусмотрены требуемые противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 50 м, от границ застройки городского поселения с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), - не менее 30 м в районах следующих улиц города и объектов муниципальной собственности, граничащих с лесными насаждениями лесничеств (лесопарков): лыжная база "Снежинка"; ул. Глиняный карьер д. 14, д. 14а, д. 146, д. 15, д. 16, д. 146; "п. Западный" пересечение улиц Пожарского и ул. Ветошкина д. 43, д. 39, д. 39, д. 25, д. 27, д. 1, д. 3, д. 2, д. 6, д. 7, д. 10, д. 12; по улицам Шустовой д. 1, д. 3, д. 5, д. 9; Лесной д. 3, 4, 7; Шаманского д. 4, д. 6; Братьев Михалевых д. 1, д. 2, д. 4, д. 53; Пожарского д. 1, д. 15а; Березовой д. 12; Купца Пономарева д. 5, д. 7, д. 9, д. 11, д. 13, д. 15, д. 17, д. 29; Попова д. 1а, д. 3, д. 5 а; Екатерининская д. 30, д. 32; Парковая, д. 1; Плеханова д. 54; Заречная д. 4; Пугачева д. 75; Целинная д. 48; Усольская д. 18; Жуковского д. 16, д. 39а, д. 396, д. 42, д. 43а, д. 45а, 47а, 51а, что является нарушением статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", приложение 1 пункт 5* СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений, пункта 78 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- устроены на территории города несанкционированные свалки горючих отходов в районах следующих улиц и объектов: район домов 8, 30, 33, 43 по ул. Крупская; район дома 3 по ул. Тургенева; район дома 29 до ул. Моховая; район дома 1 по ул. Народная; район дома 1 по ул. Есенина; район дома 3 по ул. Тургенева; район Большой Базы возле питомника для животных; район Глиняного карьера; район дома 18 по ул. Московская; по асфальтированной дороге возле СНТ "Строитель-2"; район г/к "Нива-1; за Усольским мясокомбинатом; вдоль дороги напротив кафе "Мигом"; вдоль дороги СНТ "Солевар"; пересечение ул. Краснодонцев и ул. Крестьянина; район ул. Полевая, пер. Пролетарский; ул. Софийская, по дороге на л/б "Снежинка"; район городского кладбища по дороге на кадетский корпус; район д. 2 по ул. Р. Люксембург; район д. 9 по ул. Дзержинского; район д. 65 по пр. Красных Партизан; район д. 3а, 3а-1, 3а-2 по ул. Энергетиков; район ул. Сеченова, 28; район ул. Стопани, 35; район ул. Мира, 15, район ул. Красноармейская, 10, чем нарушен пункт 19 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- не обеспечено надлежащее (исправное) состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (гидранты) по следующим адресам: ПГ (пожарный гидрант) N 3 - ул. Малая; ПГ N 5 - ул. Крупской; ПГ N 7 - ул. Ленина (р-н курорта "Усолье"; ПГ N 44-КНС-1; ПГ N 51 - ул. Нагорная; ПГ N 145 - ул. Коростова, 49; ПГ N 146 - ул. Коростова, 43; ПГ N 222 - пр. Красных Партизан, 37; ПГ N 276 - ул. Луначарского, 39; ПГ N 277- ул. Луначарского, 39а; ПГ N 281 - ул. Луначарского, около магазин "Валентина"; ПГ N 282 детский сад N 43, чем нарушены требования статей 6, 63, 68, 127 Федерального закона Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 8.131.30.2009 пункт 8.6; статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
По результатам проверки заявителю выдано обязательное для исполнения предписание от 21.04.2016 N 41/1/1, в соответствии с которым на Администрацию города Усолье-Сибирское возложены следующие обязанности:
- в срок до 01.04.2017 обеспечить противопожарным водопроводом территорию города Усолье-Сибирское в соответствии с приведенным перечнем улиц (пункт 1 предписания);
- в срок до 01.11.2016 обеспечить нормативное время прибытия (10 минут) подразделений пожарной охраны к зданиям, расположенным по ул. Паромная (п. Угольник) (пункт 2 предписания);
- в срок до 31.05.2016 предусмотреть удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, территории между выполненными защитными противопожарными минерализованными полосами шириной 1,4 м, отделяющими индивидуальную жилую застройку и объекты муниципальной собственности от смешанного леса в районах улиц и объектов города согласно приведенному перечню (пункт 3 предписания);
- в срок до 31.05.2016 обеспечить соблюдение требуемых противопожарных расстояний от границ застройки городского поселения до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 50 м, от границ застройки городского поселения с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), - не менее 30 м в соответствии с приведенным перечнем улиц и объектов муниципальной собственности, граничащих с лесными насаждениями лесничеств (лесопарков) (пункт 4 предписания);
- в срок до 31.05.2016 устранить несанкционированные свалки горючих отходов в районах улиц и объектов города в соответствии с приведенным перечнем (пункт 5);
- в срок до 31.05.2016 обеспечить надлежащее (исправное) состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (гидрантов)) по соответствующим адресам (пункт 6).
Не согласившись с предписанием от 21.04.2016 N 41/1/1, Администрация города Усолье-Сибирское обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Частью 1 статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности (часть 2).
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 6.1 Закона о пожарной безопасности основанием для проведения внеплановой проверки является наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно абзацу 4 части 12 статьи 6 Закона о пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
Статьей 2 указанного закона установлено, что:
городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение - городское или сельское поселение;
городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела, Законом Иркутской области от 16.12.2014 N 91-оз "О статусе и границах муниципального образования "Город Усолье-Сибирское" Иркутской области" муниципальное образование "Город Усолье-Сибирское" наделено статусом городского округа.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статьи 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Принимая во внимание приведенные нормы, а также учитывая положения Устава города Усолье-Сибирское, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Администрация города Усолье-Сибирское является субъектом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Усолье-Сибирское.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), который устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Частью 4 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления, Законом о пожарной безопасности, постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме, Законом Иркутской области от 07.10.2008 N 78-оз "О пожарной безопасности в Иркутской области", руководствуясь статьями 45, 55 Устава города Усолье-Сибирское, в целях повышения противопожарной устойчивости администрация города Усолье-Сибирское постановлением от 30.08.2013 N 1859 утвердило Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории города Усолье-Сибирское.
Настоящее Положение определяет порядок реализации первичных мер пожарной безопасности на территории города Усолье-Сибирское (пункт 1 раздела I).
Пунктом 1 раздела III данного положения также установлено, что полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах города устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1 и 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1 и 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
ГУ МЧС по Иркутской области в ходе проверки установлено, что в нарушение приведенных норм часть территории города не обеспечена противопожарным водопроводом.
Установлено, и заявителем не оспорено, что остаются не охваченными противопожарным водопроводом районы следующих улиц, которые перечислены в пункте 1 предписания: ул. Полевая, ул. Чернышевского, ул. Водников, ул. Солеваров, ул. Колхозная, ул. Цимлянская, ул. Транспортная, ул. Фрунзе, ул. Пугачева.
Наличие на территории города открытых естественных водоемов, как правильно указал с первой инстанции, не отменяет требований законодательства о необходимости наличия наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами. Кроме того, в зимнее время года использование открытых естественных водоемов для тушения пожаров не возможно ввиду их замерзания, а наличие на территориях отдельных юридических лиц пожарных гидрантов не свидетельствует о возможности пожарных машин воспользоваться такими гидрантами.
Как уже указывалось выше, первичными мерами противопожарной безопасности наряду с обеспечением надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, является содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Из смысла части 3 статьи 68 Закона о пожарной безопасности следует, что наружные водопроводные сети являются источником наружного противопожарного водоснабжения в совокупности с пожарными гидрантами.
Статья 127 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности устанавливает, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Судом первой инстанции установлено, что в предписании отражено, что Администрацией не обеспечено надлежащее (исправное) состояние источников наружного противопожарного водоснабжения - пожарных гидрантов под N N 3, 5, 7, 44, 51, 145, 146, 222, 276, 277, 281, 282.
Данное обстоятельство было установлено в период с 15.04.2016 по 06.06.2016 личным составом подразделений ФГКУ "17 отряд ФПС по Иркутской области" при проверке источников наружного пожаротушения. Результаты указанной проверки были положены основу данного предписания. Факт данного нарушения, указанного в пункте 6 предписания, администрацией по существу не оспорен.
В обоснование доводов о незаконности предписания в данной части заявитель указал, что лицом, ответственным за надлежащее содержание гидрантов, является арендатор водопроводных сетей (муниципального имущества) - ООО "АкваСервис".
Из представленных доказательств следует, что 29.12.2010 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское (арендодатель) и ООО "АкваСервис" (арендатор) заключен договор аренды N 962, предметом которого является предоставление арендатору во временное владение и пользование системы коммунальной инфраструктуры, предназначенной для водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Срок действия договора составляет 15 лет.
Как следует из перечня передаваемого имущества, являющегося приложением к договору аренды, арендатору переданы водоочистные сооружения, водозабор, сети канализации, канализационно-очистные сооружения, водопроводные сети, в состав которых входят различные сооружения водоводов, выполненных из стальных и чугунных труб. Пожарные гидранты обществу "АкваСервис" не передавались.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, у ООО "АкваСервис" в силу договора не возникло обязанности по их содержанию.
Обязанность по содержанию муниципального имущества в силу требований статьи 210 ГК РФ лежит на администрации, как на органе местного самоуправления.
Учитывая, что численность города Усолье-Сибирское превышает 5 000 человек, в силу части 4 статьи 68 Закона о пожарной безопасности в городском округе для обеспечения территории противопожарным водопроводом должны быть предусмотрены наружные водопроводные сети с установленными на них пожарными гидрантами.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции, пункты 1, 6 оспариваемого предписания, обязывающие Администрацию обеспечить территорию города противопожарным водопроводом и исправными пожарными гидрантами, соответствуют закону, и направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В пункте 2 оспариваемого предписания Администрации указано на необходимость обеспечения нормативного времени прибытия пожарной охраны (нарушения статьи 21 Закона о пожарной безопасности, статей 63, 76 Технического регламента о требованиях к пожарной безопасности).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что к ул. Паромной (находится в п. Угольник на острове, входит в черту города) в г. Усолье-Сибирское невозможен проезд противопожарной службы из-за отсутствия автомобильного сообщения (дороги). Невозможность прибытия пожарной техники в случае возникновения пожара оставит жителей жилых домов ул. Паромная без помощи в борьбе с огнем, будет способствовать распространению пожара, сделает невозможным эвакуацию населения из горящих домов, в том числе с использованием специальной техники.
Заявителем не оспорено то обстоятельство, что, несмотря на неоднократные указания со стороны надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности, Администрация не предпринимала никаких мер по обеспечению прибытия пожарной и аварийно-спасательной техники, а также самих подразделений пожарной охраны к ул. Паромная. Не обеспечено ни автомобильное сообщение, ни водное.
Как правильно указал суд первой инстанции, будучи органом местного самоуправления города Усолье-Сибирское, Администрация обязана принимать меры, направленные на обеспечение мер первичной пожарной безопасности, в том числе по исполнению требований, содержащихся в статье 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Пунктом 78 Правил противопожарного режима предусмотрено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Надзорным органом также установлено, что Администрацией не предприняты меры по обеспечению удаления (сбора) в летний период сухой растительности на территории между выполненными защитными противопожарными минерализованными полосами шириной 1,4 м и индивидуальной жилой застройкой и объектами муниципальной собственности, граничащими с лесными насаждениями.
На момент проверки надзорным органом было установлено, что администрацией необходимые мероприятия по удалению сухой растительности на территории между выполненными защитными противопожарными минерализованными полосами шириной 1,4 м и индивидуальной жилой застройкой и объектами муниципальной собственности, граничащими с лесными насаждениями, то есть на территории, не защищенной противопожарными минерализованными полосами, выполнены не были.
Ссылку заявителя на проведенные по контракту от 08.05.2015 N 127/2015 работы по устройству минерализованных полос суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку требуется выполнить дополнительные меры по очистке территории от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, сухой растительности и других горючих материалов вокруг населенного пункта в радиусе 25-30 метров.
В оспариваемом предписании Администрации указано на необходимость организации сбора сухой растительности между минерализованными полосами и индивидуальной жилой застройкой.
Из результатов проведенной проверки следует что, между жилой застройкой города и прилегающими лесными участками не выполнены нормируемые противопожарные разрывы, тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах.
В пункте 4 оспариваемого предписания указано, что противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения, в том числе с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) составляет менее 50 и 30 метров соответственно, что является нарушением пункта 4.14 Свода правил "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Пунктом 1.1 указанного Свода правил предусмотрено, что он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Судом первой инстанции установлено, что жилые дома, расположенные в границах противопожарных расстояний населенного пункта, за исключением жилых домов по адресам: ул. Попова, д. 3, ул. Парковая, д. 1, ул. Заречная, д. 4 (решение о предоставлении земельных участков от 1958, 1959 годов), находятся на земельных участках, решения о предоставлении которых приняты органом местного самоуправления в период с 1992 по 2015 годы (письмо КУМИ Администрации города Усолье-Сибирское от 19.07.2016 N 2031).
На момент предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство действовали СНиП 2.07.01-89* Строительные нормы и правила "Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений" (срок введения в действие 01.01.1990), которые устанавливали требования пожарной безопасности, в том числе и в части соблюдения противопожарных расстояний (разрывов), расстояний от границ застройки населенных пунктов до лесного массива, которые были нарушены заявителем.
После актуализации СНиП 2.07.01-89 и издании его в редакции СП 42.13330.2011 он не утратил свое действие, поскольку, как указано в письме Минрегиона РФ от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ, в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079).
Таким образом, СНиП 2.07.01-89 продолжает действовать до настоящего времени в части, не противоречащей требованиям технических регламентов.
С 20.05.2011 начал действовать СП 42.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, положения которого носят обязательных характер.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в данном случае Администрации предписано обеспечить требуемые противопожарные расстояния с целью принятия мер, ограничивающих распространение огня в случае пожара. При этом способ устранения выявленного нарушения не указан в предписании. Право выбора способа выполнения предписанных требований предоставлено администрации в соответствии с возложенными на нее полномочиями. Таким образом, довод заявителя о том, что предписанные ему мероприятия невозможно осуществить, является несостоятельным.
Согласно пункту 19 Правил противопожарного режима на территориях поселений запрещается устраивать свалки горючих отходов, к которым относятся, в том числе, отходы лесопиления.
Проверкой установлено, что на ряде улиц и объектов (район лыжной базы, район городского кладбища) города Усолье-Сибирское устроены несанкционированные свалки мусора, в том числе состоящие из горючих бытовых отходов.
Администрацией города Усолье-Сибирское (заказчик) заключен муниципальный контракт от 01.07.2015 N 462/2015 с ООО "Усольская транспортная компания" (исполнитель) на оказание услуг по санитарной очистке территории города Усолье- Сибирское.
Срок действия контракта определен до полного исполнения обязательств по контракту. В приложении N 3 к контракту установлен период выполнения исполнителем услуг по санитарной очистке - с июня по сентябрь 2015, в том числе, по заявке заказчика - сентябрь 2015. Между сторонами договора подписан акт приемки оказанных услуг от 30.09.2015, согласно которому заказчиком в период с 01.07.2015 по 30.09.2015 выполнен весь объем работ по уборке несанкционированных свалок на территории г. Усолье-Сибирское.
Также заявителем представлен муниципальный контракт от 14.06.2016 N 459/Ф.2016.104035, заключенный с ООО "Усольская транспортная компания" на оказание услуг по уборке стихийных свалок на 2016 год.
Из анализа представленных документов следует, что на момент проведения проверки действие контракта от 01.07.2015 N 462/2015 истекло, работы по нему выполнены в период с 01.07.2015 по 30.09.2015, а контракт на новый срок не был заключен. При этом несанкционированные свалки мусора имели место на территории города, что заявителем по существу не оспаривается. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, Администрацией не приняты должным образом и в полном объеме все меры по обеспечению пожарной безопасности на территории городского поселения в части сбора и вывоза бытовых отходов, тем самым были нарушены требования пожарной безопасности.
Довод заявителя о том, что проверяющим органом не доказано, в том числе, путем представления кадастровых выписок из ГКН того факта, что свалки находятся на муниципальных землях, правомерно отклонены судом первой инстанции. Так, все перечисленные стихийные свалки выявлены в границах города Усолье-Сибирское. Их месторасположение (описание) свидетельствует о том, что они не имеют отношения к территории, принадлежащей на каком-либо вещном праве конкретному лицу, либо их уборка входит в обязанности какой-либо управляющей компании.
Таким образом, является правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание, выданное заявителю в связи нарушением норм и правил в области пожарной безопасности соответствует закону, и у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 ноября 2016 года по делу N А19-7444/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК