Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2014 по делу N А19-17900/2013данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А19-17900/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о наложении административного взыскания за совершение правонарушения по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А19-17900/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о наложении административного взыскания за совершение правонарушения по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А19-17900/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 апреля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года по делу N А19-17900/2013 по заявлению Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (ОГРН1023802145344, ИНН 3840002898) к Отделу надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (ИНН 3808184080, ОГРН 1083808012705) о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2013 N 2-12-281 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности,
(суд первой инстанции судья Колосов В.И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
установил:
Администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования (далее заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району ГУ МЧС России по Иркутской области (далее ГУ МЧС, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2013 года N 2-12-281 о наложении административного взыскания за совершение правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ и отсутствии нарушения норм процессуального права со стороны административного органа при привлечении Администрации к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы, не оспаривая выявленные нарушения по существу, ссылается на отсутствие у Администрации возможности для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых она привлечена к административной ответственности.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке
ст. ст. 122,
123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с
п. 2 ст. 200,
п. 3 ст. 205,
п. 2 ст. 210,
п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя административного органа N 380 от 19.08.2013 ГУ МЧС в период с 19.09.2013 по 27.09.2013 проведена плановая выездная проверка деятельности Администрации, по месту нахождения муниципальных общежитий расположенных по адресу: Иркутская область, п. Тельма, ул. Фабричная, 3 и 4, по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен Акт N 380 от 27.09.2013 (т. 1 л.д. 17-21) о допущенных Администрацией нарушениях, которые выразились в следующем:
- в здании общежития, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский рапйон, п. Тельма, ул. Фабричная, 4:
отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации;
отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
наружная металлическая лестница со второго этажа здания (высота этажа 2,5 м) не имеет перил и ограждений;
- в здании общежития, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, п. Тельма, ул. Фабричная, 3 в помещениях квартир NN 18, 19, 20, 23, 28, 32 второго этажа (2 и 9 комнатные квартиры) дымовые пожарные извещатели установлены только в 1 комнате каждой квартиры, в других комнатах извещатели отсутствуют.
На основании акта проверки должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего уведомления заявителя о дате времени и месте, был составлен Протокол об административном правонарушении N 2-12-281 от 16.10.2013 в отношении Администрации, о нарушении ею
статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 5.1, 18 НПБ 104-03, пунктов 6.1, 12.6, НПБ 88-01,
П. 13.2.2 СП 5.13130.2009 и совершении правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ (т. 1 л.д. 25-28).
На основании протокола об административном правонарушении руководителем административного органа, с учетом надлежащего уведомления заявителя о дате времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено Постановление N 2-12-281 от 26.11.2013 о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, в виде штрафа в размере 150000 руб. (т. 1 л.д. 67-69).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований, исходя из следующего.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель, как владелец объектов (общежития расположенные по адресу: Иркутская область, п. Тельма, ул. Фабричная, 3 и 4), явившихся предметом проверки ГУ МЧС, является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, принадлежащих ему зданий и объектов, как следствие, является субъектом административного правонарушения и несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в связи с чем, не состоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация не является субъектом вмененного ей правонарушения.
В соответствии с
частью 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
статьи 20 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (
статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности).
На основании
статьи 34 Закона о пожарной безопасности граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и по существу не оспаривается заявителем, на момент проверки в принадлежащих Администрации общежитиях, расположенных по адресу: Иркутская область, п. Тельма, ул. Фабричная, 3 и 4, административным органом были установлены и зафиксированы нарушения требований
статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 5.1, 18 НПБ 104-03, пунктов 6.1, 12.6, НПБ 88-01,
П. 13.2.2 СП 5.13130.2009, выразившиеся в том, что:
- в здании общежития, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский рапйон, п. Тельма, ул. Фабричная, 4:
отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации;
отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
наружная металлическая лестница со второго этажа здания (высота этажа 2,5 м) не имеет перил и ограждений;
- в здании общежития, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, п. Тельма, ул. Фабричная, 3 в помещениях квартир NN 18, 19, 20, 23, 28, 32 второго этажа (2 и 9 комнатные квартиры) дымовые пожарные извещатели установлены только в 1 комнате каждой квартиры, в других комнатах извещатели отсутствуют.
Все указанные нарушения администрацией выше перечисленных норм права подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении и составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Следовательно, действия Администрации квалифицированы административным органом верно по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В
пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины (статья
КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в
части 1 или
части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Следовательно, позиция заявителя об отсутствии его вины в совершенном правонарушении, несостоятельна в правовом отношении.
В
пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае материалами дела (Актом проверки N 380 от 27.09.2013 (т. 1 л.д. 50-51), Актом приема-передачи от 20.07.2007 (т. 1 л.д. 72-73) протоколом об административном правонарушении N 2-12-281 от 16.10.2013 (т. 1 л.д. 57-58)) подтверждается, что Администрация не приняла всех зависящих от нее мер к не нарушению требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Надлежащих доказательств обратного, заявителем ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния заявителя по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В частности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Администрация была извещена заблаговременно и надлежащим образом.
О времени и месте рассмотрения административного дела заявитель был также извещен надлежащим образом и заблаговременно.
Протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требования
статей 23.60 и
28.3 КоАП РФ соблюдены.
Установленный
статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Мера наказания (административного штрафа) определена Администрации в пределах санкции, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 этого Кодекса.
Иные доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями
статей 15 и
170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу
решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года по делу N А19-17900/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года по делу N А19-17900/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО