Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 N 04АП-6797/2022 по делу N А19-12391/2022
Требование: О признании недействительными ненормативных правовых актов.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 N 04АП-6797/2022 по делу N А19-12391/2022
Требование: О признании недействительными ненормативных правовых актов.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2023 г. по делу N А19-12391/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаева Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Люфа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Киренская районная больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-12391/2022 по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Киренская районная больница" (ОГРН 1023802600469, ИНН 3831000478) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531) о признании недействительными акта проверки N 3 от 17.05.2022 г., требования от 31.05.2022 N 02321/22, в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Киренская районная больница" (далее - ОГБУЗ "Киренская районная больница", ОГБУЗ "КРБ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области в лице Усть-Кутского филиала (далее - ответчик, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд) о признании недействительными акта проверки N 3 от 17.05.2022 г., требования от 31.05.2022 N 02-321/22.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-12391/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным п. п. 2.2 п. 2 Требования от 31.05.2022 N 02-321/22 об устранении нарушений в части обязания уплатить штраф за нецелевое использование средств ОМС в размере, превышающем 100 000 рублей, в связи с уменьшением суммы штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано. Производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки N 3 от 17.05.2022 г. прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-12391/2022 отменить в части признания нецелевыми расходов, направленных на оплату труда социального работника и психолога, в размере 2 299 546,06 рублей, а также в части признания нецелевыми расходов, направленных на функции обеспечения и пожарной безопасности, в размере 1 610 661,22 рубля.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку учреждение оказывает медицинскую помощь, должности социального работника и психолога обоснованно включены в штат учреждения в составе работников, финансируемых из средств обязательного медицинского страхования. Относительно проведенных мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности, заявитель указывает, что они не являлись капитальными вложениями в активы учреждения, так как проводились не в рамках капитального ремонта, либо реконструкции зданий и не повлекли за собой изменения стоимости нефинансовых активов.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заинтересованное лицо просило изменить решение в части признания недействительным п. п. 2.2 п. 2 требования Иркутского филиала ТФОМС Иркутской области об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2020 г. по 01.04.2022 г. в части обязании уплатить штраф за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере, превышающем 100 000 рублей, в связи с уменьшением суммы штрафа. В остальной части считает решение обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном
главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.02.2023.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь
пунктами 2,
3 статьи 156,
пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОГБУЗ "Киренская районная больница" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной министерством здравоохранения Иркутской области бессрочно: N ЛО-38-01-003749 от 19.12.2019 г., предоставляет медицинскую помощь населению за счет средств территориального фонда ОМС в объеме и на условиях, соответствующих Территориальной программе ОМС.
ОГБУЗ "Киренская районная больница" заключен договор с ТФОМС Иркутской области, ООО "СК "Ингосстрах-М", АО "Страховая компания "СОГАЗМед" на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
На основании приказа Усть-Кутского филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области от 05.04.2022 г. N 5 "О проведении выездной плановой комплексной проверки областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Киренская районная больница", проведена плановая выездная комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ОГБУЗ "Киренская районная больница" за период с 01.04.2020 г. по 01.04.2022 г., по результатам которой составлен Акт N 3 от 17.05.2022 г.
Проверка проведена в срок с 18 апреля 2022 года по 17 мая 2022 года в присутствии главного врача медицинской организации Михайлова А.С.
По результатам рассмотрения указанного акта, а также других материалов проверки и документов Государственное учреждение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области выявило ряд нарушений и вынесло требование об устранении нарушений по результатам проверки, в соответствии с котором требует: вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Требования средства обязательного медицинского страхования в сумме 10940344,36 рублей, использованные не по целевому назначению, в том числе:
- за период с 01.04.2020 г. до 01.01.2021 г. - 1435802,47 руб., - за период с 01.01.2021 г. до 01.01.2022 г. - 8169048,35 руб., - за период с 01.01.2022 г. до 01.04.2022 г. - 1335493,54 руб.
А также 1094034,44 рублей штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период.
Основанием принятия указанного требования послужили выводы ТФОМС о том, что средства ОМС в размере 10940344,36 руб. направленные ОГБУЗ "Киренская районная больница" на оплату компенсации расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно работникам, а также компенсации расходов, связанных с переездов из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора, а также компенсации за счет средств ОМС должности социального работника 1,0 ставка и психолога - 1,0 ставка, а также компенсации за счет средств ОМС оплата услуг по выполнению работ по устранению нарушений пожарной безопасности и оплачены услуги за монтаж пожарной сигнализации, использованы не по целевому назначению.
Полагая, что акт проверки N 3 от 17.05.2022 г. и требование об устранении нарушений от 31.05.2022 N 02-321/22 не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы Учреждения, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке
главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Относительно доводов апелляционной жалобы и доводов Фонда в части возможности оспаривания акта проверки суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из смысла и содержания подпункта 12 части 7 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.9, 9.15, 9.19, 9.24 пункта 9 Типового положения N 15н следует, что Фонд на основании данных норм права осуществляет следующие полномочия страховщика: контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями (медицинскими организациями), в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС; предъявляет к страховой медицинской организации (медицинской организации) требования о возврате в бюджет фонда средств, перечисленных указанным лицам по договорам о финансовом обеспечении ОМС и на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в соответствии Порядком N 255н, согласно пункту 47 которого возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В соответствии с абзацем 5 пункта 46 Порядка N 255н в случае несогласия с результатом рассмотрения фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации, медицинская организация) вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
Таким образом, акт проверки Фонда - это окончательный документ, который: подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа; содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств; содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Следовательно, акт проверки Фонда может являться ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном
главой 24 АПК РФ. Аналогичная правовая позиция содержится в
определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2021 N 302-ЭС20-23020.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
На основании
части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены
частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с
частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу
части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, на основании приказа Усть-Кутского филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области от 05.04.2022 г. N 5 "О проведении выездной плановой комплексной проверки областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Киренская районная больница", проведена плановая выездная комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ОГБУЗ "Киренская районная больница" за период с 01.04.2020 г. по 01.04.2022 г., по результатам которой составлен Акт N 3 от 17.05.2022 г.
ОГБУЗ "Киренская районная больница" 24.05.2022 г. в Усть-Кутский филиал ТФОМС Иркутской области были направлены возражения, в отношении расходов, направленных на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно лицам, работающим в ОГБУЗ "Киренская районная больница", а также компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора, на оплату труда социального работника и психолога, а также на оплату работ и услуг, которые соответствуют определению капитального ремонта в сумме 10490242,17 руб., их возврата в бюджет ТФОМС Иркутской области, а также уплаты штрафа.
Возражения ОГБУЗ "Киренская районная больница" были признаны необоснованными и в адрес ОГБУЗ "Киренская районная больница" направлено требование об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2020 г. до 01.04.2012 г. от 31.05.2022 г. N 02-321/22.
В соответствии с
частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС соответствующего требования.
Согласно
пункту 9.15 Типового положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 г. N 15н, подпункту 15 пункта 9 Положения о Территориальном фонде ОМС Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.06.2011 г. N 176- пп., территориальный фонд ОМС предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда ОМС средств, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со
статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных фондов ОМС относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу
статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно
статье 2 Федеральный закон N 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на
Конституции Российской Федерации и состоит в том числе, из Федерального
закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федерального
закона N 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что ОМС - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.
В силу
статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.
Медицинские организации обязаны согласно части 6 статьи 15 и пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В проверяемый период с 01.04.2020 г. по 01.04.2022 г. действовали Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная на 2020 год - постановлением Правительства Иркутской области от 27.12.2019 г. N 1133-пп (далее - Программа на 2020 год), Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная на 2021 год - постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2020 г. N 1201-пп (далее - Программа на 2021 год), Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденная на 2022 год - постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2021 г. N 1093-пп (далее - Программа на 2022 год), составными частями которых являются территориальные программы ОМС.
Указанные Программы на 2020, 2021 год и на 2022 год сформированы с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Согласно Разделам IV Программы на 2020 год, Программы на 2021 год, Программы на 2022 год направления расходования средств ОМС, формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Программы ОМС, уровень тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, порядок их индексации, а также другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в Иркутской области определяются Тарифным соглашением.
В проверяемый период с 01.04.2020 г. по 01.04.2022 г. действовали Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 27.12.2019 г. (далее - Тарифное соглашение на 2020 г.), Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2020 г. (далее - Тарифное соглашение на 2021 г.), Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2021 г. (далее - Тарифное соглашение на 2022 г.).
В ходе проверки было установлено использование ОГБУЗ "Киренская районная больница" средств ОМС не по целевому назначению, в том числе, в сумме 10099437,69 руб., выразившееся в использовании средств ОМС на оплату компенсации расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно работникам ОГБУЗ "Киренская районная больница", а также компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора, на оплату труда социального работника и психолога, а также на оплату работ и услуг, которые соответствуют определению капитального ремонта.
ОГБУЗ "Киренская районная больница" за счет средств обязательного медицинского страхования осуществлена компенсация расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно работникам ОГБУЗ "Киренская районная больница", а также компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора.
Согласно апелляционной жалобе учреждение не обжалует решение суда первой инстанции в части выводов относительно компенсации указанных расходов.
Как установлено фондом в ходе проверки, штатным расписанием ОГБУЗ "Киренская районная больница" за счет средств ОМС предусмотрены должности социального работника - 1,0 ставка и психолога - 1,0 ставка.
При этом, частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
На основании изложенного, главой XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Правила ОМС) предусмотрена Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 192 Правил ОМС установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктом 193 Правил ОМС в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктом 195 Правил ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, включаются затраты на коммунальные услуги, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества), затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества), затраты на приобретение услуг связи, затраты на приобретение транспортных услуг, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги), прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 г. N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
В соответствии с
Приказом Минтруда России от 18.06.2020 г. N 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам
ОКВЭД:
87.10 "Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания", при этом согласно "
ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности", утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. N 14-ст указанная группа включает деятельность домов для престарелых с уходом за больными, санаториев, домов отдыха с уходом за больными, организаций по уходу за больными, интернатов для престарелых и не включает деятельность по оказанию услуг на дому, оказываемых врачами-профессионалами, см 86, деятельность домов для престарелых без минимального ухода за больными или с таким уходом, см 87.30, деятельность организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, таких как приюты для сирот, детские дома, интернаты и общежития для детей, временные приюты для бездомных, см 87.90;
87.30 "Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания";
87.90 "Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая";
88.10 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам";
88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми";
88.99 "Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки".
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что социальная помощь не относится к медицинской помощи, ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые Номенклатурой не предусмотрены.
Должность социального работника в ОГБУЗ "Киренская районная больница" занимает человек с высшим немедицинским образованием по специальности "Социальная работа".
При этом, должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 г. N 183н, который должность социального работника не предусматривает.
Кроме того, штатным расписание ОГБУЗ "Киренская районная больница" предусмотрена за счет средств ОМС должность психолога - 1,0 ставка.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным
приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. N 541н квалификационным требованием должности медицинского психолога является высшее профессиональное образование по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая психология" без предъявления требований к стажу работы.
Вместе с тем, должность медицинского психолога согласно штатному расписанию в ОГБУЗ "Киренская районная больница" отсутствует. На должности психолога в ОГБУЗ "Киренская районная больница" работает специалист с высшим немедицинским образованием по специальности "Психология", без соответствующей переподготовки.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что средства ОМС в размере 2299546,06 рублей, направленные ОГБУЗ "Киренская районная больница" на оплату труда социального работника и психолога в нарушение пункта 13 15 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения на 2020 год, Тарифного соглашения на 2021 год, Тарифного соглашения на 2022 год использованы не по целевому назначению.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктом 186 Правил ОМС, Тарифным соглашением на 2021 г., Тарифным соглашением на 2022 г. в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС не включены расходы на капитальный ремонт зданий и объектов.
Вместе с тем, ОГБУЗ "Киренская районная больница за счет средств обязательного медицинского страхования оплачены услуги по выполнению работ по устранению нарушений по пожарной безопасности на сумму 908483,63 руб., а также оплачены услуги за монтаж пожарной сигнализации на сумму 702177,59 рублей.
Согласно предписанию N 41/1/1 от 02.12.2020 г. Отдела по надзорной деятельности и профилактической работы по Киренскому и Катангскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области указано на нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, по функционированию пожарной сигнализации.
В соответствии со
статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководитель организации обязан, в том числе, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная сигнализация - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
Согласно
пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" системы охранной и пожарной сигнализаций относятся к системам инженерно-технического обеспечения.
Согласно
пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) относится - замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
Пунктом 2.6 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624, монтаж систем автоматики и сигнализации отнесен к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Кроме того, в соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного
приказом Минфина России от 29.11.2017 г. N 209н расходы по установке (расширению) единых функционирующих систем (включая приведение) в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем относятся к подстатье 228 КОСГУ "Услуги и работы для целей капитальных вложений".
Также Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
письмом от 16.03.2020 г. N 2315/21/1846 "Об использовании средств обязательного медицинского страхования" разъяснил, что оплата установки (расширения) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, не осуществляется за счет средств ОМС.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно посчитал, что средства ОМС в размере 1610661,22 руб., направленные ОГБУЗ "Киренская районная больница" на оплату услуг по выполнению работ по устранению нарушений по пожарной безопасности, а также услуг за монтаж пожарной сигнализации в нарушение пункта 9.1 Главы 6 Раздела 3 Тарифного 17 соглашения на 2021 год, Тарифного соглашения на 2022 год использованы не по целевому назначению.
Таким образом, расходование средств ОМС в сумме 10940344,36 руб., направленные ОГБУЗ "Киренская районная больница" в нарушение Закона N 102-оз, Положения N 325-пп, пунктов 9, 9.1 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения на 2021 год, Тарифного соглашения на 2022 год, пункта 13 Главы 6 Раздела 3 Тарифного соглашения на 2020 год, на возмещение компенсации расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно работникам ОГБУЗ "Киренская районная больница", а также компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с расторжением трудового договора, а также расходы на оплату труда социального работника и психолога, и расходы на оплату услуг по выполнению работ по устранению нарушений по пожарной безопасности, а также услуг за монтаж пожарной сигнализации, использованы не по целевому назначению.
Данные расходы не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, что является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Соответственно, размер исчисленных Фондом в размере 1094034,44 штрафных санкций соответствует части 13 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ.
Вместе с тем, суд первой инстанции счел возможным снизить сумму штрафа исходя из следующего.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
постановлении от 24.06.2009 г. N 11-П, в силу статей (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 г. N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключившие возможность при применении установленной законом ответственности индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Для реализации указанных конституционных принципов суд вправе снизить размер штрафных санкций.
Следовательно, любая мера публичной ответственности, в том числе, штрафная санкция, начисленная на основании Федерального закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Соответственно, при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению, и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.
Судом установлено выполнение ответчиком социально значимых функций в регионе; совершение нарушений без определенного умысла (иное не доказано), а также характер деятельности ответчика смягчающими ответственность обстоятельствами, с учетом чего суд снизил размер оспариваемого штрафа до 100000 руб.
Доводы Фонда, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, об отсутствии в Законе N 326-ФЗ возможности учета смягчающих ответственность обстоятельств и, как следствие, оснований для снижения штрафа, не могут быть приняты во внимание, поскольку формальный подход к вопросу привлечения получателя средств ОМС к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов, в том числе соразмерности и справедливости наказания.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь
статьями 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2022 года по делу N А19-12391/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЛОМАКО
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.А.БУДАЕВА