Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 N 04АП-1519/2017 по делу N А10-5399/2016
Требование: О признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 N 04АП-1519/2017 по делу N А10-5399/2016
Требование: О признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. по делу N А10-5399/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2017 года по делу N А10-5399/2016 (суд первой инстанции - Логинова Н.А.),
установил:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" (ОГРН 1020300969809, ИНН 0308003011, далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187, далее - ответчик, Управление МЧС) о признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 16.06.2016 N 33/1/1.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2017 года по делу N А10-5399/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, в апелляционной жалобе заявитель указывает, что требования п. 6.16 строительных норм и правил СНиП 21.01.97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", ст. 6 ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 5.1.1, 5.2.14 Свода правил СП 1.13130.2009 г. "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" не подлежат применению к зданию, построенному до вступления в законную силу указанных нормативных актов.
Кроме того, апеллянт указывает, что ширина эвакуационного выхода зависит от количества эвакуируемых через них людей, организационные мероприятия ГАУЗ "Иволгинская ЦРБ" по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности здания стационара соответствуют требованиям указанного закона. В результате данного мероприятия общее количество человек не превышает 15 человек на каждый эвакуационный выход (из имеющихся 4) каждого отделения и не подлежит регулированию СНиП 21.01.97 (п. 6.16).
Управление МЧС отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 01.10.2015 N 82 главным государственным инспектором Иволгинского района по пожарному надзору в период с 20.10.2015 по 16.11.2015 в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В результате проверки установлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выразившееся в:
- неутверждении в отношении каждого объекта руководителем организации инструкции о мерах противопожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил;
- допуске к работе лиц не прошедших обучение мерам пожарной безопасности, в том числе руководитель организации и назначенные приказом по учреждению лица ответственные за противопожарную безопасность и не организации руководителем обучения указанных лиц по пожарно-техническому минимуму;
- не обозначении указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их места расположения направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения;
- не организации руководителем организации не реже 1 раза в квартал проведения проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации с оформлением соответствующего акта проверки;
- не составлении руководителем организации плана-графика с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией зданий стационара);
- не обеспечении руководителем организации периодичности осмотра и проверки, своевременной перезарядки огнетушителей;
- не соответствии требованиям ширины эвакуационных выходов в здании стационара (терапевтическое, хирургическое, неврологическое отделения). Ширина эвакуационных выходов и коридора составляет от 68 до 110 см.
По результатам проверки составлен акт проверки N 78 от 16.11.2015 (т. 1 л.д. 106-107) и вынесено предписание от 16.11.2015 N 82/1/55 согласно которому нарушения, указанные в пунктах 1 - 6 предписания необходимо устранить в срок до 31.12.2015, в пункте 7 предписания в срок до 31.05.2015 (т. 1 л.д. 74-75).
На основании распоряжения от 01.02.2016 N 3 главным государственным инспектором Иволгинского района по пожарному надзору в период с 24.02.2016 по 10.03.2016 в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля исполнения ранее выданного предписания N 82/1/55 от 16.11.2015, срок исполнения которого истек 31.12.2015 (п. п. 1, 2, 3, 4, 5, 6).
По результатам проверки составлен акт, вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований от 10.03.2016 N 3/1/1, согласно которому нарушения обязательных требований указанных в пунктах 1 - 6 предписания необходимо устранить в срок до 31.05.2016 (т. 1 л.д. 80).
На основании распоряжения от 04.06.2016 N 38 главным государственным инспектором Иволгинского района по пожарному надзору 16.06.2016 в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля исполнения ранее выданного предписания N 3/1/1 от 10.03.2016, срок исполнения которого истек.
В результате проверки установлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выразившееся в не соответствии ширины эвакуационных выходов в здании стационара (терапевтическое, хирургическое) установленным требованиям, менее 1,2 метра. Ширина эвакуационных выходов и коридора составляет от 68 до 110 см.
По результатам проверки составлен акт от 16.06.2016 N 31, вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований от 16.06.2016 N 33/1/1, согласно которому Государственному автономному учреждению здравоохранения "Иволгинская центральная районная больница" предписывается в срок до 30.10.2016 устранить нарушение обязательных требований пожарной безопасности, установленных пунктом 6.16 СНиП 21.01.97, статьей 6 ФЗ N 123 от 22.07.2008 года, пунктами 5.1.1, 5.2.14 СП 1.13130.2009.
Не согласившись с предписанием от 16.06.2016 N 33/1/1, Учреждение обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Органами государственного пожарного надзора являются, в т.ч. территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно пунктам 8 и 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290, осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности, в т.ч. выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вправе главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом - главным государственным инспектором по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам по пожарному надзору Управления. Проверка в отношении Учреждения проведена в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", основанием для ее проведения послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений пожарной безопасности. Результаты проверки зафиксированы в акте, копия которого вручена представителю Учреждения, участвовавшему в проверке.
Судом первой инстанции установлено из оспариваемого предписания и акта проверки, что в нарушение статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 6.16 Сводов правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 25 марта 2009 года N 171 (далее - Свод правил СП 1.13130.2009), пунктов 5.1.1, 5.2.14 СП 1.13130.2009 ширина эвакуационных выходов в здании стационара (терапевтическое, хирургическое) составляет менее 1,2 метра. Ширина эвакуационных выходов и коридора составляет от 68 до 110 см.
В соответствии со ст. 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона).
Согласно части 4 статьи 4 Технического регламента в случае, если положениями настоящего Федерального закона устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты (под которыми понимаются и здания), которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в степени, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 53 Технического регламента предусмотрено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Частью 1 статьи 89 Технического регламента предусмотрено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В силу положений части 2 той же статьи к эвакуационным выходам из зданий и сооружений, в частности, относятся выходы, которые ведут из помещений первого этажа наружу через коридор; через коридор и вестибюль (фойе); из помещений любого этажа, кроме первого в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа, в соседнее помещение.
Частью 8 статьи 89 Технического регламента установлено, что количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Частью 1 статьи 151 Технического регламента предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 89 Технического регламента разработан Свод правил "СП Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171, являющийся нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливающий требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Требования СП 1.13130.2009 направлены на обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей, обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара, а также на защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара.
Как правильно указал суд первой инстанции, на основании пункта 5.1.1 Свода правил СП 1.13130.2009 ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов в свету должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещения более 15 человек. В соответствии с пунктом 5.2.14 Свода правил СП 1.13130.2009, ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 человек.
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приняты и введены в действие с 01.01.1998 года Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 "О принятии государственных строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
В соответствии с пунктом 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
- 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;
- 0,8 м - во всех остальных случаях.
Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.
Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В соответствии со статьей 32 Технического регламента по классу функциональной пожарной опасности Ф1.1 классифицируются здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.
Материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что ширина эвакуационных выходов из помещений здания стационара ГАУЗ "Иволгинская центральная районная больница" составляет менее 1,2 метра, а здание учреждения соответствует классу функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал подтвержденным факт несоответствия эксплуатируемого Учреждением здания стационара требованиям пункта 6.16 СНиП 21.01.97, пунктов 5.1.1, 5.2.14 СП 1.13130.2009.
Оспаривая предписание от 16.06.2016 N 33/1/1, заявитель жалобы указывает на то, что действие СНиП 21-01-97*, СП 1.13130.2009 не распространяется на спорный объект, поскольку здание введено в эксплуатацию до их принятия в 1966 году.
В силу правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 13.05.2014 N 45-АД14-8, в соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие Нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно п. 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется п. 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года.
В соответствии с п. 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97*, а также СП 1.13130.2009 распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не усматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для опасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или капитального ремонта здания".
Как следует из материалов дела, в соответствии с представленным техническим паспортом (л.д. 24, т. 1) здание больницы (стационара) построено и введено в эксплуатацию в 1966 г.
Заявитель при рассмотрении дела указывал, что с момента ввода указанного объекта в эксплуатацию реконструкция либо капитальный ремонт здания, затрагивающий конструктивные элементы здания, не производился, ширина эвакуационных выходов с момента постройки здания не изменялась (л.д. 66-68, т. 1).
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, при проверке здания стационара установлено, что в здании произведен ремонт: стены коридора и колонны, расположенные в коридоре, обшиты гипсокартонном, что привело к уменьшению ширины путей эвакуации, произведена замена дверей. Геометрия эвакуационного пути через проем или дверь не позволяет беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. Учитывая то, что в здании стационара находится, в том числе хирургическое отделение, в случае пожара возникает угроза жизни людей - лежачих больных. Факт проведения работ, связанных с изменением ширины путей эвакуации; ширины эвакуационных выходов, путем установки новых дверных проемов, подтверждается представленными в материалы дела договорами, актами выполненных работ, материалами административного дела (докладная специалиста по ГО Учреждения (л.д. 113, т. 1); информация о проведении ремонта здания по адресу: Республика Бурятия, с. Иволгинск, ул. Партизанская, 48, представленная главным врачом Учреждения, от 15.12.2015 N 1720 (л.д. 117, 119-146, т. 1).
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что при рассмотрении дела заявителем не представлено доказательств того, что соблюдение данных требований применительно к конкретному эксплуатируемому зданию потребует изменения конструктивных и инженерно-технических характеристик и не возможно при осуществлении текущей эксплуатации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае исполнение оспариваемого предписания возможно при осуществлении текущей эксплуатации здания.
Невыполнение работ по приведению здания стационара (больницы) в соответствии с указанными требованиями приведет к недопустимому риску для жизни и здоровья людей в ходе эксплуатации здания.
Следовательно, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
В связи с изложенным, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требования п. 6.16 Строительных норм и правил СНиП 21.01.97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", ст. 6 ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 5.1.1, 5.2.14 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" не подлежат применению к зданию, построенному до вступления в законную силу указанных нормативных актов, ввиду вышеуказанного признается несостоятельным.
Закон при устранении нарушений пожарной безопасности, связанных с недопустимым риском для жизни и здоровья людей, требует при необходимости принимать меры к реконструкции, ремонту или сносу существующих зданий и сооружений.
Принятие указанных ранее норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает Учреждение от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* прямо определено, что данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах не только создания, но и эксплуатации.
Поскольку сам по себе факт выявленного нарушения несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании, занимаемом заявителем, а также особое социальное назначение данного учреждения, то соблюдению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 310-АД15-3436, от 28 января 2016 г. N 303-КГ15-18585.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Учреждением выполнены организационные мероприятия, в соответствии с которыми в здании расположено два отделения терапевтическое (количество коек 16) и хирургическое (количество коек 19), количество персонала, находящегося в двух отделениях не превышает 10 человек, что в общем количестве не превышает 15 человек на имеющиеся 4 эвакуационных выхода, являлся предметом оценки суда первой инстанции, и правомерно был признан необоснованным ввиду того, что общее количество эвакуирующихся из здания более 15 человек.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 февраля 2017 года по делу N А10-5399/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО