Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.08.2013 по делу N А74-5098/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу N А74-5098/2012
Требование: Об изменения решения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу N А74-5098/2012
Требование: Об изменения решения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу N А74-5098/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "07" мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" мая 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Хакасия путем использования видеоконференц-связи:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Аргиллит"): Турчанова С.А., представителя по доверенности от 23.11.2012;
от административного органа (Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия): Сосновского Б.Н., представителя по доверенности от 16.11.2012,
рассмотрев апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "24" января 2013 года по делу N А74-5098/2012, принятое судьей Каспирович Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аргиллит" (далее - заявитель, общество, ООО "Аргиллит") (ОГРН 1021900850575, ИНН 1910006503) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменения решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - административный орган, Управление МЧС России) от 24.10.2012, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 04.10.2012 N 182 о назначении административного наказания.
Определением от 2 ноября 2012 года арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел надзорной деятельности Усть-Абаканского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - третье лицо, Отдел надзорной деятельности).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 января 2013 года заявление удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, Управление МЧС России обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления на том основании, что общество было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что, в том числе следует из обстоятельств участия его защитников при составлении протокола на основании доверенностей, выданных законным представителем общества.
В соответствии со
статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи.
Представитель Управления МЧС России в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать, ссылаясь на неправомерное составление протокола об административном правонарушении от 26.09.2012 в отсутствие надлежащим образом уведомленного генерального директора общества; лицам, присутствующим при составлении протокола, были выданы общие доверенности, а не для участия в конкретном административном деле. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством направления копии определения от 01.10.2012 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица в соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Старшим инженером Отдела надзорной деятельности Оришич С.Н. в период с 5 по 26 сентября 2012 года на основании распоряжения от 24.08.2012 N 104 в присутствии представителя общества Полежаева А.В. (заместителя технического директора общества по ТБ и ОТ) проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Аргиллит" обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.09.2012 N 104, в котором отражены допущенные обществом нарушения требований пожарной безопасности.
26.09.2012 государственным инспектором Оришич С.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 182 по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
04.10.2012 заместителем главного государственного инспектора Усть-Абаканского района по пожарному надзору Вилковым С.Н. вынесено постановление N 182 о привлечении общества к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
12.10.2012 в Управление МЧС России от общества поступила жалоба на постановление о назначении административного наказания от 04.10.2012 N 182, по результатам рассмотрения которой принято решение от 24.10.2012 об отмене постановления от 04.10.2012 N 182 и о возвращении дела на новое рассмотрение.
ООО "Аргиллит", не согласившись с решением от 24.10.2012, принятым по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 04.10.2012 N 182 о назначении административного наказания, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со
статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, общество обратилось с требованием об оспаривании законности решения Управления МЧС России от 24.10.2012, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 04.10.2012 N 182 о назначении административного наказания.
Доводы Управления МЧС России о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду ввиду того, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, составляют действия (бездействие), не связанные с предпринимательской деятельностью, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права. В рассматриваемом споре основанием для привлечения общества к административной ответственности явились установленные Отделом надзорной деятельности обстоятельства нарушения обществом требований пожарной безопасности, допущенные по месту осуществления им предпринимательской деятельности. Следовательно, в соответствии с
частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ,
статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Как следует из
пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" порядок рассмотрения дел об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется
параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу
части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Апелляционная коллегия с учетом положений
статьи 23.34,
части 1 статей 28.3,
30.1 КоАП РФ,
Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, Положения об отделе государственного пожарного надзора управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, приказа МЧС России от 06.04.2012 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации",
приказа МЧС России от 05.04.2012 N 176 "Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое решение принято должностными лицами административного органа в пределах предоставленных им полномочий.
Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворяя требование общества, пришел к выводу о том, что вышестоящий административный орган должен был прекратить производство по делу об административном правонарушении, поскольку административным органом были допущены существенные нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившиеся в составлении протокола об административном правонарушении от 26.09.2012 N 182 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя общества.
Проверив в пределах, установленных
статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта ввиду следующих обстоятельств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства относительно процедуры привлечения ООО "Аргиллит" к административной ответственности в порядке
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным
Кодексом. В силу положений
части 2 указанной статьи КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно
части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Положения
статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе составление протокола об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Вместе с тем в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола
(часть 4.1).
В
пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении и дела об административном правонарушении, как лично (через законного представителя), так и через своего представителя (защитника). При этом неявка лица, уведомленного о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела, не является препятствием для совершения данных процессуальных действий административным органом.
В
пункте 24.1 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что
КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Как следует из материалов дела, Отдел надзорной деятельности уведомлением от 25.09.2012 N 829-2-9-13, адресованным генеральному директору общества Арлашкину В.И., известил общество о необходимости явки 26.09.2012 в 15 часов 00 минут по адресу: п.г.т. Усть-Абакан, ул. Октябрьская, 10, кабинет 1, для составления протокола по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Данное уведомление вручено 25.09.2012 техническому директору общества Давыдову Ю.Н., о чем совершена соответствующая подпись на уведомлении.
Стороны по делу подтверждают, что протокол об административном правонарушении составлялся в присутствии технического директора общества Давыдова Ю.Н. и юриста общества Турчанова С.А., действующих на основании доверенностей от 25.09.2012. В подтверждение их полномочий в материалы дела представлены доверенности от 25.09.2012, которые выданы от имени общества в лице его генерального директора Арлашкина В.И. на представление общества в Отделе надзорной деятельности при возбуждении (рассмотрении) дела об административном правонарушении в отношении общества. Протокол об административном правонарушении от 26.09.2012 N 182 содержит подписи Давыдова Ю.Н.
Из содержания доверенностей, выданных Давыдову Ю.Н. и Турчанову С.А., следует, что данные доверенности составлены в день получения указанного уведомления Отдела надзорной деятельности (25.09.2012). При этом самим обществом не представлено каких-либо пояснений с приложением соответствующих доказательств относительно необходимости выдачи доверенностей в указанную дату на представление интересов общества в Отделе надзорной деятельности по иным делам. Более того, доверенность, выданная на имя Давыдова Ю.Н., отдельно содержит указание на такое полномочие как право подписи всех необходимых документов при возбуждении (рассмотрении) дела в отношении ООО "Аргиллит", в том числе право подписи протокола о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, общество в лице своего генерального директора Арлашкина В.И., получив 25.09.2012 указанное уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в тот же день выдало соответствующие доверенности на представление своих интересов, в том числе отдельно на право подписание протокола об административном правонарушении. Следовательно, применительно к обстоятельствам данного спора отсутствие в доверенностях указания на участие в конкретном деле об административном правонарушении не свидетельствует о том, что полномочия представителей общества на участие в составлении протокола надлежащим образом не подтверждены.
При этом общество, получив уведомление за один день до составления протокола, не лишено было права заявить ходатайство о переносе даты составления протокола в связи с необходимостью представления дополнительных возражений и документов, опровергающих вменяемые нарушения.
С учетом изложенного не обоснованы доводы общества и выводы суда первой инстанции о ненадлежащем уведомлении законного представителя общества - генерального директора общества Арлашкину В.И. о времени и месте составления протокола.
Тот факт, что протокол об административном правонарушении от 26.09.2012 N 182 содержит указание на участие при его составлении именно Арлашкина В.И., с учетом вышеизложенных обстоятельств фактического участия уполномоченных представителей общества Давыдова Ю.Н. и Турчанова С.А., не оспоренных обществом, не свидетельствует о допущенных Отделом надзорной деятельности существенных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, в том числе в понимании, указанном в
пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что ООО "Аргиллит" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном от 26.09.2012; право на его участии при составлении протокола обеспечено Отделом надзорной деятельности и фактически реализовано обществом.
В силу
пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вынесенное должностным лицом может обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно
пунктам 3,
4 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе может быть вынесено одно из следующих решений:
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных
статьями 2.9,
24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим
Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Следовательно, Управление МЧС России, сделав вывод о допущенном Отделом надзорной деятельности процессуальном нарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении по итогам рассмотрения жалобы на постановление от 04.10.2012 N 182 о назначении административного наказания, правомерно в пределах своих полномочий приняло решение об отмене постановления от 04.10.2012 N 182 и о возвращении дела на новое рассмотрение.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления в соответствии с положениями
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
В силу
части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "24" января 2013 года по делу N А74-5098/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Л.А.ДУНАЕВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Г.А.КОЛЕСНИКОВА