Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2013 по делу N А33-7669/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А33-7669/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.10.2012 по делу N А33-7669/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. по делу N А33-7669/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "08" октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя: Маджуга А.А., представителя по доверенности от 06.08.2012 N ТТК/241-д,
от административного органа: Гончарова В.А., представителя по доверенности от 07.02.2012 N 13-5-1524, Шкельтина А.П., представителя по доверенности от 15.02.2012 N 13-5-1886,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Таймырская топливная компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" июля 2012 года по делу N А33-7669/2012, принятое судьей Ражковым Р.А.,
установил:
закрытое акционерное общество "Таймырская топливная компания", ОГРН 1022401787418, ИНН 2460047153 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.05.2012 N 29/30 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, полагая, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности.
Из апелляционной жалобы следует, что обществу незаконно вменено нарушение
Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения (ВППБ 01-01-94), утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 13.06.1995 N 130, поскольку указанный документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован в установленном порядке, в связи с чем не подлежит применению.
Заявитель не согласился с вменением ему нарушений Строительных норм и правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" (СНиП 2.11-03-93), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10, указывая, что административный орган не доказал наличие угрозы жизни или здоровью людей в случае дальнейшей эксплуатации зданий, помещений без приведения системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Административный орган в представленном отзыве не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В период с 02.04.2012 по 13.04.2012 должностным лицом органа пожарного надзора проведена плановая выездная проверка территорий, зданий и сооружений общества, расположенных по адресам: Красноярский край, Емельяновский район, 4 км юго-восточнее д. Песчанка; Красноярский край, Таймырский муниципальный район г. Дудинка, ул. Рабочая, Красноярский край, г. Норильск, озеро Квадратное ПЕСХ, Красноярский край, г. Кайеркан, ст. Разрез, с целью контроля соблюдения заявителем требований пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проверки выявлены и в акте проверки от 13.04.2012 N 57 отражены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Усмотрев в действиях (бездействии) заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного
частями 1 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), государственный инспектор Красноярского края по пожарному надзору Гончаров В.А. составил в отношении заявителя протоколы от 20.04.2012 N 29, N 30 об административном правонарушении.
Постановлением от 04.05.2012 N 29/30 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частями 1 и
4 статьи 20.4 Кодекса, в виде штрафа в размере 152 000 рублей.
Заявитель оспорил постановление от 04.05.2012 N 29/30 в судебном порядке, полагая, что он незаконно привлечен к административной ответственности, проверка проведена с нарушением требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно
статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протоколов об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.
Исходя из
части 1 статьи 28.3,
статьи 23.34 Кодекса,
Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом МЧС Российской Федерации от 06.02.2006 N 68, протоколы об административном правонарушении от 20.04.2012 N 29, N 30 составлены, постановление по делу об административном правонарушении от 04.05.2012 N 29/30 вынесено уполномоченными должностными лицами.
Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции установил, что права заявителя на участие при составлении протоколов об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые
Кодексом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
В соответствии со
статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно
части 1 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу
статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом от 18.06.2003 N 313 МЧС Российской Федерации утвердило
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Данные
Правила официально опубликованы в газете "Российская газета" 04.07.2003 N 129 и зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003 N 4838.
В силу
статьи 20 Закона о пожарной безопасности,
пункта 1 ППБ 01-03 данные
Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно
пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно
статье 1 Закона о пожарной безопасности относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Из оспариваемого постановления следует, что заявителю вменено нарушение
пунктов 1,
53,
98 ППБ 01-03,
пунктов 6,
10,
51 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645, пунктов 7.4, 6.26, 6.27, 6.28, 6.31 Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7,
пунктов 3.1.2,
3.1.8,
3.7.6,
4.4.8,
6.2.2,
6.2.5,
6.3.4,
8.4.3.16,
9.1 Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения (ВППБ 01-01-94), утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 13.06.1995 N 130, пунктов 2.7, 5.2, 8.3, 8.6, 9.5 Строительных норм и правил "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы" (СНиП 2.11-03-93), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10, Строительных норм и правил "Производственные здания" (СНиП 2.09.02-85*), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 30.12.1985 N 287,
пунктов 4,
14 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, на территориях, в зданиях и сооружениях общества.
Факт нарушения обществом вышеуказанных требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки от 13.04.2012 N 57, протоколами от 20.04.2012 N 29, N 30 об административном правонарушении, оспариваемым постановлением.
Пунктом 1 ВППБ 01-01-94 установлено, что правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообразования определяют порядок организации пожарной безопасности для нефтебаз и автозаправочных станций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Правила устанавливают требования пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения - нефтебаз, автозаправочных станций независимо от их организационно-правовой формы и являются обязательными для всех работников предприятий, а также для работников потребительских, транспортных, ремонтных, наладочных, строительных, монтажных и других организаций, выполняющих эксплуатацию, ремонт (реконструкцию), наладку и испытание технологического оборудования, расположенного на территории этого предприятия (
пункт 1.1 ВППБ 01-01-94).
В силу
пункта 2 Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 N 305, государственной регистрации подлежат нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер независимо от срока действия (постоянные или временные) и характера содержащихся в них сведений, в том числе с грифами "Для служебного пользования", "Не для печати", "Секретно".
В соответствии с
пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.1993 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года и прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести", если иное не предусмотрено законодательством. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
В пункте 3.4 Разъяснений о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, разработанных в соответствии с
пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 N 305, содержащихся в письме Минюста Российской Федерации от 03.06.1993 N 08-09/307 "О применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов", указано, что не подлежат направлению на государственную регистрацию ведомственные акты, не содержащие правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или не носящих межведомственный характер. Такими актами являются, в частности, акты нормативно-технического характера (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и т.п.).
ВППБ 01-01-94 являются ведомственным нормативным правовым документом, имеют отраслевой характер, поскольку установленные ими требования пожарной безопасности распространяются на предприятия нефтепродуктообеспечения. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что обществу незаконно вменено нарушение
ВППБ 01-01-94, поскольку указанный документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован в установленном порядке, в связи с чем не подлежит применению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что
ВППБ 01-01-94, СНиП 2.11-03-93 не подлежат применению в отношении зданий и сооружений, запроектированных и построенных по действующим ранее нормативным документам в области строительства, административный орган не доказал наличие угрозы жизни или здоровью людей в случае дальнейшей эксплуатации зданий, помещений без приведения системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подлежат отклонению.
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) настоящий
Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В
части 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ указано, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (
части 2,
3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
ППБ 01-03 регулируют правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливают обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу
пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального
закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
СНиП 2.11-03-93 распространяются на склады нефти и нефтепродуктов и устанавливают противопожарные требования к ним.
ВППБ 01-01-94 устанавливают требования пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что здания и сооружения общества построены до введения в действие СНиП 2.11-03-93,
ВППБ 01-01-94 не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов при их эксплуатации и от обязанности принятия мер, направленных на приведение объектов в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Данным
Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Исходя из
части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ,
пункта 3 ППБ 01-03, требования СНиП 2.11-03-93,
ВППБ 01-01-94 являются обязательными для применения при эксплуатации складов нефти и нефтепродуктов. С учетом изложенного, доводы заявителя о том, что административный орган не доказал наличие угрозы жизни или здоровью людей в случае дальнейшей эксплуатации объектов, поэтому у общества отсутствует обязанность привести систему обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подлежат отклонению.
Административный орган доказал факт нарушения обществом требований пожарной безопасности, предусмотренных СНиП 2.11-03-93,
ВППБ 01-01-94, что свидетельствует о правомерности привлечения общества к ответственности по
частям 1,
4 статьи 20.4 Кодекса.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что административным органом установлена объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса.
Согласно
части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных
частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Административный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению обществом требований пожарной безопасности, а заявителем не приняты необходимые меры для их исполнения. Следовательно, вина заявителя в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса, административным органом установлена и доказана.
Судом не установлены исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных
статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, учитывая особую значимость охраняемых правоотношений, характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении ряда пожарных требований, их количество, существенную угрозу совершенного правонарушения, которое может повлечь вред жизни и здоровью неопределенному количеству лиц.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных
статьей 2.9 Кодекса оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Административный орган обоснованно назначил обществу административный штраф в размере 152 000 рублей, учитывая количество допущенных заявителем нарушений требований пожарной безопасности. Суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 152 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, особую значимость охраняемых правоотношений. Административный штраф назначен с соблюдением требований
статьи 4.1,
4.4 Кодекса.
Административным органом соблюден срок давности привлечения к административной ответственности.
Доводы заявителя о нарушении административным органом требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверки соблюдения обществом противопожарных норм и правил подлежат отклонению. Общество указало, что в нарушение
пункта 9 части 2 статьи 16 указанного Закона акт проверки от 13.04.2012 N 57 не подписан заместителем главного государственного инспектора по г. Норильску по пожарному надзору Иващенко В.В. и заместителем главного государственного инспектора по Таймырскому муниципальному району по пожарному надзору Ампилоговым А.И., указанными в распоряжении о проведении проверки от 23.03.2012 N 57 и проводившими проверку.
Вместе с тем, имеющимися в деле рапортами названных должностных лиц подтверждается, что они фактически не принимали участие в проводимых контрольно-надзорных мероприятиях.
Довод заявителя о том, что акт проверки от 13.04.2012 N 57 вручен обществу с нарушением установленного
пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ срока, в связи с чем является недопустимым доказательством, подлежит отклонению.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Акт проверки от 13.04.2012 N 57 направлен обществу сопроводительным письмом от 13.04.2012 N 2-7-6-4797 и получен заявителем согласно почтовому уведомлению N 983321 28.04.2012. В соответствии с
пунктом 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных
частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, в части непредставления акта проверки. Учитывая, что акт проверки заявителем фактически получен, довод общества о грубом нарушении административным органом требований названного
Закона и недопустимости использования акта проверки в качестве доказательства по делу является несостоятельным.
Более того, нарушения требований пожарной безопасности, выявленные административным органом непосредственно в ходе плановой выездной проверки, зафиксированы в протоколах об административных правонарушениях от 20.04.2012 N 29, N 30.
Довод общества об отсутствии у должностных лиц органа пожарного надзора полномочий на проверку соблюдения на опасном производственном объекте требований нормативных документов, наличии соответствующих полномочий у органов Ростехнадзора, является несостоятельным.
В силу пункта
подпункта 1 пункта 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
В соответствии с
подпунктом 1 пункта 9 указанного Положения государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами.
С учетом изложенного, должностные лица органа пожарного надзора правомерно проверили соблюдение обществом на своих производственных объектах требований пожарной безопасности, установленных
ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*,
ВППБ 01-01-94, СНиП 2.11-03-93, СНиП 2.09.02-85*,
НПБ 110-03.
Согласно
пункту 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел в соответствии с
частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" июля 2012 года по делу N А33-7669/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Н.А.МОРОЗОВА