Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2011 по делу N А43-25043/2010 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А43-25043/2010
Требование: О признании недействительным в части предписания уполномоченного органа по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А43-25043/2010
Требование: О признании недействительным в части предписания уполномоченного органа по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2011 г. по делу N А43-25043/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.04.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011
по делу N А43-25043/2010,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" о признании недействительным в части предписания Отдела государственного пожарного надзора по Приокскому району г. Нижнего Новгорода от 30.08.2010 N 297/140/140,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" - Каткова Е.В. по доверенности от 01.06.2010 N 503 сроком действия до 31.12.2011, и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными пунктов N 2, 3 предписания Отдела государственного пожарного надзора по Приокскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Отдел, уполномоченный орган) от 30.08.2010 N 297/140/140 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовало Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Главное управление).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Управление направило в адрес суда отзыв на апелляционную жалобу, в которой указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта. В судебное заседание представители Управления и Отдела не явились.
В соответствии со
статьями 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 257 -
262,
266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что актом государственной приемочной комиссии от 30.01.1998 принята в эксплуатацию АЗС, расположенная на проспекте Гагарина в г. Нижнем Новгороде.
Распоряжением главы администрации Приокского района г. Нижнего Новгорода от 17.02.1998 N 103-р утвержден акт приемки в эксплуатацию АЗС с магазином, кафетерием и автомойкой на проспекте Гагарина в г. Нижнем Новгороде в связи с завершением строительства.
В период с 18.08.2010 по 14.09.2010 должностными лицами Отдела на основании распоряжения от 12.08.2010 N 297 проводилась внеплановая выездная проверка с целью контроля за выполнением Обществом ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.08.2009 N 353/196/196.
В процессе проверки должностное лицо ОГПН выявило, в частности, следующие нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки юридического лица от 30.08.2010 N 297, а также в оспариваемых пунктах предписания:
- площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ на АЗС N 0186 и N 5, что является нарушением
пункта 3 ППБ 01-03, пункта 35* НПБ 11-98* (пункт 2 предписания);
- не выдержано нормативное расстояние не менее 15 метров от здания магазина до топливораздаточных колонок жидкого моторного топлива на АЗС N 0186, что является нарушением
пункта 3 ППБ 01-03, п. 13* табл. 2 НПБ 11-98* (пункт 3 предписания).
По окончании проверки Обществу выдано предписание от 23.01.2009 N 926 по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием в части пунктов N 2, 3, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался
статьями 29,
65,
198,
200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами Федерального
закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, и исходил из законности и обоснованности оспариваемой части предписания.
Проверив в пределах, установленных
статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно
статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно
части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, в частности, право должностных лиц органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а также предусмотрено, что организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного пожарного надзора определяются положением о государственном пожарном надзоре, утверждаемым в установленном порядке.
В соответствии с
пунктами 1,
2 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения, в том числе, юридическими лицами требований пожарной безопасности.
Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.
Таким образом, указанными правовыми нормами установлен основной принцип осуществления пожарного надзора - принцип законности, предусматривающий, что пожарный надзор должен осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно
пункту 11 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в
пунктах 9 и
10 настоящего Положения.
Подпунктами 1 и
5 пункта 9 указанного Положения предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, уполномоченные должностные лица органов пожарного надзора вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности руководителям юридических лиц, предпринимателям, должностным лицам и гражданам.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
Наряду с данными
ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
п. 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
Положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения:
1) при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) при разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) при разработке технической документации на объекты защиты.
Согласно
части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу
части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом.
Таким образом, только при наличии этих двух условий пожарная безопасность объекта считается обеспеченной.
Общество, не оспаривая факта несоответствия АЗС требованиям НПБ 11-98*,
ППБ 01-03, одновременно ссылается на то, что им оформлена декларация пожарной безопасности с приложением расчета оценки пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, и это обстоятельство подтверждает соблюдение им пожарных норм и правил и исключает выдачу предписания.
Действительно, расчет оценки пожарного риска свидетельствует, что при существующих объемно-планировочных решениях объекта и существующего уровня его защиты системами противопожарной автоматики индивидуальный пожарный риск удовлетворяет требуемому
Методикой определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (приказ МЧС России от 10.07.2009 N 404, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации, 17.08.2009, регистрационный N 14541).
Однако арбитражный апелляционный суд считает, что системное толкование положений Федерального
закона N 123-ФЗ предполагает применение норм технического регламента, а не только руководствоваться тем, что пожарный риск не превышает допустимых значений.
Включение в оспариваемое предписание требований пожарной безопасности является законным и обоснованным, у ОГПН имелись основания для выдачи предписания, поскольку Общество ненадлежащим образом исполнило требования нормативных актов в области пожарной безопасности.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует нормам действующего законодательства, и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не возлагает незаконной обязанности.
В силу
части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011 по делу N А43-25043/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании
пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене
решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь
статьями 266 -
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011 по делу N А43-25043/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
В.Н.УРЛЕКОВ