Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2017 N Ф01-1393/2017 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А79-9181/2015
Требование: О признании недействительными акта проверки государственного органа и предписания.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.


Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А79-9181/2015
Требование: О признании недействительными акта проверки государственного органа и предписания.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.


Содержание


ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2017 г. по делу N А79-9181/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.02.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ЭКРА" (ОГРН 1022101135726, ИНН 2126001172, г. Чебоксары, пр. Яковлева, д. 3)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.04.2016 по делу N А79-9181/2015,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ЭКРА"
о признании недействительными акта проверки Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике от 22.09.2015 N 513 и предписания от 22.09.2015 N 513/1/222,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ЭКРА" - Лукиянова В.П. по доверенности от 08.04.2016 (участвовал в судебном заседании 18.01.2017),
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ЭКРА" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными акта проверки Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее - Управление) от 22.09.2015 N 513 и предписания от 22.09.2015 N 513/1/222.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭКРА" (далее - ООО "УК "ЭКРА").
Решением от 19.04.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления от 22.09.2015 N 513/1/222. В отношении требования о признании недействительным акта проверки от 22.09.2015 N 513 суд прекратил производство по делу.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании 18.01.2017 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему указало на отсутствие оснований для ее удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.01.2017 объявлялся перерыв до 08 час. 40 мин. 25.01.2017.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.04.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Управления от 25.08.2015 N 513 Управлением в период с 09.09.2015 по 22.09.2015 проведена плановая выездная проверка объектов защиты Общества, находящихся по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект И. Яковлева, д. 3, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности - положений Федерального закона от 27.12.2002 N 46-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53297-2009 "Лифты пассажирские и грузовые. Требования пожарной безопасности", СП 5.13130.2009, СП 7.131130.2013, а именно:
1. У органов управления кабиной лифта, имеющего режим работы "транспортирование пожарных подразделений", не вывешена инструкция о порядке использования организациями лифтов, утверждаемая руководителем Общества.
2. В Обществе не организована работа по проверке исправности установок системы противодымной защиты. Акты проведения проверки работоспособности указанной системы (средств противопожарной защиты) объекта не представлены.
3. В здании имеется противодымная защита лифтовых шахт (лифт на 7 остановок). В нарушение требований пожарной безопасности противодымная защита работает в ручном режиме, а не в автоматическом.
4. Два лифта на 4 остановки не имеют подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции.
5. Два лифта на 6 остановок не имеют подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции.
6. Противодымная защита лестничной клетки не обеспечивает подачу наружного воздуха в нижнюю часть отсека лестничной клетки с избыточным давлением не менее 20 Па и не более 150 Па в верхней части отсека лестничной клетки при одной открытой двери. Акты не представлены.
7. При выходе из лифтов в коридор (лифты, не имеющие режим "перевозка пожарных подразделений") отсутствуют лифтовые холлы или тамбуры, отвечающие требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа. Двери шахт лифтов, согласно представленным сертификатам соответствия, имеют предел огнестойкости не менее Е 30. Однако на дверях в местах крепления знака соответствия отсутствует информация. Таким образом, двери шахт лифтов не имеют предел огнестойкости не ниже чем EI 30 (потери теплоизолирующей способности 1).
8. Режим работы лифтов (обозначающих пожарную опасность) не включается по сигналу, поступающему от систем автоматической пожарной сигнализации здания.
9. Конструкции воздуховодов системы приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в шахтах не имеют предел огнестойкости не менее EI 30.
10. На посадочных площадках перед входом в лифты отсутствует табличка: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИФТОВ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА ЗАПРЕЩЕНО!".
11. Помещения 1 этажа (складские помещения) не оборудованы автоматическими установками пожаротушения.
12. Заполнение проема между первым и вторым этажом, где происходит отгрузка на автотранспорт, не обеспечено требуемым пределом огнестойкости.
13. На втором этаже имеются помещения функциональной пожарной опасности Ф4.3 (учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, научно-исследовательские организации, офисы) и помещения функциональной пожарной опасности Ф5.1 (производственные здания и сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские), не разделенные между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
14. Несущие элементы конструкции (вертикальные и горизонтальные) склад 103 не имеют требуемый предел огнестойкости R90.
15. Пожарные шкафы во всем здании выполнены из горючих материалов.
По результатам проверки составлен акт от 22.09.2015 N 513.
Предписанием от 22.09.2015 N 513/1/222 Обществу предложено в срок до 20.09.2016 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Общество не согласилось с актом проверки и предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В части требования заявителя о признании недействительным акта от 22.09.2015 N 513, составленного Управлением по результатам контрольного мероприятия, суд прекратил производство на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
В данном случае оспариваемый акт от 22.09.2015 N 513, оформленный по результатам контрольных мероприятий, не отвечает перечисленным признакам, следовательно, не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В этой связи дело в части оспаривания указанного акта правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В этой связи основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии в указанной части отсутствуют.
Рассмотрению по существу подлежит требование Общества о признании недействительным оспариваемого предписания.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в сфере федерального государственного пожарного надзора в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Специальные положения статьи 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ устанавливают, что предметом проверки в сфере федерального государственного пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.
При этом согласно данной норме к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено требование для должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившего проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1).
В силу статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ, а также подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
В рассматриваемом случае между ООО "УК ЭКРА" (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды от 19.06.2014 N 004/УК-1/2014, по условиям которого Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное владение и пользование без права выкупа нежилые помещения, а Арендатор обязуется использовать нежилые помещения для осуществления своей уставной деятельности, а также оплачивать арендную плату в размере и на условиях настоящего договора.
Указанный договор на момент проверки действовал в редакции дополнительных соглашений от 10.12.2014 N 1, от 27.02.2015 N 2, от 01.06.2015 N 3.
Из анализа представленных в дело документов следует, что Общество в здании по адресу: г. Чебоксары, проспект И. Яковлева, д. 3, на момент проверки использовало следующие помещения:
- комнаты NN 63, 64 (по плану), расположенные на первом этаже нежилого четырехэтажного панельного здания (лит. Б) с подвалом (лит. Б1): назначение: нежилое, площадью 162,1 кв. м, этаж - 1, кадастровый (или условный) номер: 21:01:02:0000:16188:011;
- часть помещения N 2, расположенного на четвертом этаже нежилого четырехэтажного панельного здания: назначение - нежилое, общей площадью 1705,70 кв. м, помещение N 2/литера Б, кадастровый (или условный) номер объекта: 21:01:02:0000:16188:004, площадью 211,5 кв. м, а также места общего пользования, площадью 539,8 кв. м;
- помещение N 2 с антресолью, расположенное в нежилом одноэтажном панельном здании (литера 3) с одноэтажным панельным пристроем (литера 31): назначение - нежилое, площадью 232,9 кв. м, этаж - I, антресоль, кадастровый (или условный) номер: 21:01:02:0000:16188:008;
- комната N 5, расположенная на первом этаже нежилого одноэтажного панельного здания с одноэтажным панельным пристроем, назначение: нежилое, общая площадь 49 кв. м, этаж 1, кадастровый (или условный) номер: 21:01:02:0000:16188/3:004;
- часть трехэтажной части кирпичного здания, состоящего из двух частей (литера Е часть 1) - трехэтажная часть кирпичного здания (Литера Е часть 1), назначение: нежилое, 3-этажный, общей площадью 634,4 кв. м, инв. N 16188, лит. Е, кадастровый (или условный) номер: 21-21-01/013/2008-209, площадью 323,5 кв. м, а также места общего пользования, площадью 125,5 кв. м;
- часть нежилого помещения N 1, назначение: нежилое, общей площадью 2424,6 кв. м, этаж - 6, кадастровый (или условный) номер: 21:01:020703:783, площадью 1301,4 кв. м, а также места общего пользования, площадью 116 кв. м;
- часть семиэтажного здания переменной этажности, расположенная на первом - пятом и седьмом этажах административного здания 1 - 5, 7-этажный, общей площадью 14 247 кв. м, инв. N 16188, лит. И, кадастровый (или условный) номер: 21:01:020703:333, площадью 12 482,4 кв. м, а также места общего пользования, площадью 1627,8 кв. м.
Проанализировав условия договора аренды от 19.06.2014 N 004/УК-1/2014 в редакции дополнительных соглашений от 10.12.2014 N 1, от 27.02.2015 N 2, от 01.06.2015 N 3, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Так, согласно условиям договора Арендатор в том числе обязан:
- содержать арендуемые Нежилые помещения в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии, в соответствии с санитарными нормами и правилами, обеспечить пожарную и электрическую безопасность (в том числе организовать своевременное обучение и прохождение персоналом инструктажа в уполномоченных государственных органах и организациях) (пункт 2.2.2);
- соблюдать правила пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, назначить ответственного за пожаробезопасность арендуемых Нежилых помещений (пункт 2.2.3);
- обеспечивать сохранность и надлежащее использование Нежилых помещений, мест общего пользования и оборудования, переданного Арендодателем в рамках настоящего Договора (пункт 2.2.5);
- производить перепланировки и переоборудование арендуемых Нежилых помещений только по согласованию с Арендодателем, проведенным в порядке, указанном в пункте 2.1.15 Договора (пункт 2.2.7);
- производить за свой счет текущий и капитальный ремонт арендуемых Нежилых помещений, находящихся в арендуемых Нежилых помещениях конструктивных элементов внутренних сетей (краны, розетки, выключатели и т.д.), элементов искусственного освещения (люстры, лампы, фонари и т.д.) и конечного сантехнического Оборудования (смесители, унитазы, ванны, раковины и т.д.). Виды, объемы, сроки и методика проведения работ по капитальному ремонту, а также привлекаемые для выполнения указанных работ подрядчики подлежат обязательному согласованию с Арендодателем в порядке, указанном в пункте 2.1.15 Договора. Выполнение работ по капитальному ремонту без согласования с Арендодателем не допускается (пункт 2.2.9);
- в полном объеме возмещать Арендодателю затраты на восстановление либо замену поврежденного и/или уничтоженного имущества и Оборудования Арендодателя, в том числе инженерных коммуникаций, находящихся в границах арендуемых Нежилых помещений, если такое повреждение и/или уничтожение произошли вследствие обстоятельств, ответственность за которые несет Арендатор (пункт 2.2.11);
- немедленно уведомлять Арендодателя (по факсимильной и/или электронной связи) о фактах повреждения и/или уничтожения Объектов недвижимости и входящих в них арендуемых Нежилых помещений, мест общего пользования, Инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования, охранной, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, пожарного водопровода, иного Оборудования и систем, входящих в состав и необходимых для обслуживания и использования Нежилых помещений, фиксировать указанные факты путем составления актов, подписываемых уполномоченными представителями Сторон (пункт 2.2.12);
- в случае, если Объекты недвижимости и входящие в них арендуемые Нежилые помещения, места общего пользования, Инженерные коммуникации, системы вентиляции и кондиционирования, охранной, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, пожарного водопровода, иного Оборудования и системы, входящие в состав и необходимые для обслуживания и использования Нежилых помещений, придут в аварийное состояние в результате действий и/или бездействия Арендатора, Арендатор обязан восстановить указанное имущество за счет собственных средств или возместить в полном объеме ущерб, нанесенный Арендодателю (пункт 2.2.13);
- обеспечить представителям Арендодателя беспрепятственный доступ в арендуемые Нежилые помещения для выполнения обязанностей по настоящему договору (пункт 2.2.14);
- выполнять установленный у Арендодателя пропускной режим, правила внутреннего распорядка, правила пожарной и экологической безопасности и нести ответственность за нарушение этих правил по законодательству РФ (пункт 2.2.15);
- на основании счетов Арендатора возмещать понесенные Арендодателем документально подтвержденные затраты по содержанию и уборке прилегающей к Нежилым помещениям территории, содержанию инженерных коммуникаций, систем вентиляции и кондиционирования, охранной, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, пожарного водопровода, находящихся в местах общего пользования конструктивных элементов внутренних сетей, элементов искусственного освещения, конечного сантехнического Оборудования и иного Оборудования и систем, необходимых для обслуживания и использования Нежилых помещений в размере, пропорциональном доле арендуемых Арендатором Нежилых помещений в общей площади Нежилых помещений, составляющем в отношении части трехэтажного кирпичного здания - 51%, в отношении Нежилого помещения N 1 на 6 этаже и части здания, образующих единый Объект, - 82% (пункт 2.2.16);
- Арендатор не вправе проводить реконструкцию и модернизацию объектов недвижимости и входящих в них арендуемых нежилых помещений, мест общего пользования, Инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования, охранной, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, пожарного водопровода, иного Оборудования и систем, входящих в состав и необходимых для обслуживания и использования Нежилых помещений (пункт 2.2.22).
В свою очередь Арендодатель в частности обязался:
- сдать в аренду Арендатору Нежилые помещения, указанные в пункте 1.1, для осуществления деятельности в соответствии с Уставом не позже сроков, указанных в пункте 1.4 настоящего Договора, в состоянии, не требующем капитального ремонта, с завершенной внутренней отделкой, подключенным к сетям водо-, электро- и теплоснабжения, а также Оборудованием, входящим в состав и необходимым для обслуживания и использования указанных помещений (пункт 2.1.1);
- в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации и условиями настоящего Договора своими и/или привлеченными силами за счет собственных средств и средств Арендатора (в порядке пункта 2.2.19 Договора) обеспечивать обслуживание, замену, текущий и капитальный ремонт инженерных коммуникаций Нежилых помещений (сетей водо-, электро-, теплоснабжения и канализации), а также находящихся в местах общего пользования конструктивных элементов внутренних сетей (кранов, розеток, выключателей и т.д.), элементов искусственного освещения (люстр, ламп, фонарей и т.д.) и конечного сантехнического Оборудования (смесителей, унитазов, ванн, раковин и т.д.) (пункт 2.1.3);
- обеспечить обслуживание системы вентиляции и кондиционирования Нежилых помещений, устранение возникших неполадок ее функционирования в соответствии с условиями настоящего Договора своими и/или привлеченными силами за счет собственных средств и средств Арендатора (пункт 2.1.7);
- обеспечить обслуживание охранной, пожарной сигнализации и видеонаблюдения в Нежилых помещениях для поддержания их в исправном состоянии в соответствии с условиями настоящего Договора своими и/или привлеченными силами за счет собственных средств и средств Арендатора (пункт 2.1.8);
- принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений Инженерных сетей (систем сетей водоснабжения (канализации), электро- и теплоснабжения) Нежилых помещений, в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с условиями настоящего Договора. В случае возникновения аварий пожаров, затоплений, взрывов, повреждений инженерных сетей Нежилых помещений и входящих в их состав арендуемых помещений, и других подобных чрезвычайных событий, работы по ликвидации указанных аварий и повреждений производятся собственными либо привлеченными силами Арендодателя в соответствии с условиями настоящего Договора за счет собственных средств и средств Арендатора (пункт 2.1.12);
- производить за свой счет реконструкцию и модернизацию Объектов недвижимости и входящих в них Нежилых помещений, Инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования, охранной, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, пожарного водопровода, иного Оборудования и систем, входящих в состав и необходимых для обслуживания и использования Нежилых помещений (пункт 2.1.13);
- обеспечить Арендатору беспрепятственный допуск к Нежилым помещениям, обеспечить беспрепятственную эксплуатацию мест общего пользования (пункт 2.1.16).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначения имущества.
Пунктом 1 статьи 612 ГК РФ предусмотрено, что арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (пункт 1 статьи 431 ГК РФ).
Из акта проверки юридического лица от 22.09.2015 N 513 следует, что Управлением в ходе проверки проверены здание переменной этажности, состоящее из двух частей: 1-я - семиэтажная панельная железобетонная по железобетонному каркасу, облицованная керамогранитом, 2-я - четырехэтажная кирпичная (литера И) с самовольно возведенными: одноэтажным кирпичным пристроем, обшитым сайдингом (литера И1), кирпичным тамбуром (литера и1), и трехэтажная часть кирпичного здания (литера Е часть 1), другая часть кирпичного здания (литера Е часть 2) не проверялась, так как находится на реконструкции.
При этом в акте указано на наличие нарушений в семиэтажном административно-производственном здании.
Согласно техническому паспорту от 20.06.2014 общая площадь здания по адресу: г. Чебоксары, проспект И. Яковлева, д. 3, составляет 16 862,60 кв. м.
Исходя из анализа условий договора аренды от 19.06.2014 N 004/УК-1/2014 (в редакции дополнительных соглашений от 10.12.2014 N 1, от 27.02.2015 N 2, от 01.06.2015 N 3), заключенного между ООО "УК ЭКРА" (Арендодатель) и Обществом (Арендатор), актов приема передачи помещений и планировок, являющихся неотъемлемыми приложениями к договору, Обществу в аренду передано не все здание по адресу: г. Чебоксары, проспект И. Яковлева, д. 3, а лишь его часть, которую составляют перечисленные выше нежилые помещения.
В частности, Общество арендует 82% всех нежилых помещений и использует 82% всех мест общего пользования в здании согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению N 2.
Как пояснил представитель заявителя и не оспорено Управлением, наряду с Обществом свою деятельность в данном здании осуществляют также Арендодатель и иные арендаторы с идентичным объемом прав и обязанностей (в частности, договор аренды от 31.10.2014 N 165/1/КЭ-14, заключенный между ООО "УК "ЭКРА" и ООО "КомплектЭнерго", договор аренды от 01.11.2014 N 058/А-20/а, заключенный между ООО "УК "ЭКРА" и ООО "РИЦ СРЗАУ").
При этом согласно материалам дела, в том числе представленным схемам, а также пояснениям представителя Общества здание по адресу: г. Чебоксары, проспект И. Яковлева, д. 3, обладает едиными системами вентиляции и кондиционирования, охранной и пожарной сигнализации, пожарного водопровода, противодымной вентиляции и другими.
К общему имуществу здания относятся в частности помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64).
В рассматриваемом случае при проведении проверки органом пожарного надзора были выявлены нарушения не в части арендуемых и принадлежащих на законных основаниях Обществу помещений, а в части лифтов, шахт лифтов, лестничных клеток, вентиляции (противодымной вентиляции) и кондиционирования, системы пожаротушения, иных систем (в частности, противодымной защиты), являющихся едиными системами для всего здания, конструктивных элементов здания.
Вместе с тем лифты и шахты лифтов, централизованные системы пожаротушения, сигнализации, вентиляции, кондиционирования, водо- и теплоснабжения, а также иное Оборудование и системы, входящие в состав и необходимые для обслуживания и использования Нежилых помещений и мест общего пользования, Арендатору ни в аренду, ни в пользование по договору аренды не передавались.
Кроме того, из пункта 2.2.22 договора аренды следует, что Арендатор не вправе проводить реконструкцию и модернизацию объектов недвижимости и входящих в них арендуемых нежилых помещений, мест общего пользования, Инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования, охранной, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, пожарного водопровода, иного Оборудования и систем, входящих в состав и необходимых для обслуживания и использования Нежилых помещений.
Такая обязанность предусмотрена пунктом 2.1.13 договора аренды исключительно для Арендодателя.
При этом материалами дела подтверждается, что деятельность по обеспечению и обслуживанию данных систем осуществляет Арендодатель собственными силами.
В частности, Арендодателем с третьими лицами заключены: договор от 31.12.2014 N 017/14-ТО на техническое обслуживание пожарной сигнализации, договор от 01.01.2015 N 030/УК-7/2014 на оказание услуг по обслуживанию лифтов, договор от 02.03.2015 N ОС-01040-15 на оценку соответствия состояния лифтов.
Непосредственно для Нежилых помещений, переданных в аренду Обществу, Арендодатель гарантировал в том числе: передать их в состоянии, не требующем капитального ремонта, с завершенной внутренней отделкой, подключенным к сетям водо-, электро- и теплоснабжения, а также Оборудованием, входящим в состав и необходимым для обслуживания и использования указанных помещений (пункт 2.1.1); обеспечивать обслуживание, замену, текущий и капитальный ремонт инженерных коммуникаций Нежилых помещений (сетей водо-, электро-, теплоснабжения и канализации), а также находящихся в местах общего пользования конструктивных элементов внутренних сетей (кранов, розеток, выключателей и т.д.), элементов искусственного освещения (люстр, ламп, фонарей и т.д.) и конечного сантехнического Оборудования (смесителей, унитазов, ванн, раковин и т.д.) (пункт 2.1.3); обеспечить обслуживание системы вентиляции и кондиционирования Нежилых помещений, устранение возникших неполадок ее функционирования в соответствии с условиями настоящего Договора своими и/или привлеченными силами за счет собственных средств и средств Арендатора (пункт 2.1.7); обеспечить обслуживание охранной, пожарной сигнализации и видеонаблюдения в Нежилых помещениях для поддержания их в исправном состоянии в соответствии с условиями настоящего Договора своими и/или привлеченными силами за счет собственных средств и средств Арендатора (пункт 2.1.8).
Таким образом, с учетом условий договора аренды от 19.06.2014 N 004/УК-1/2014 суд апелляционной инстанции считает, что фактически именно Арендодатель отвечает за обеспечение пожарной безопасности всего здания и входящих в него Нежилых помещений и мест общего пользования, находящихся в них Инженерных сетей, систем вентиляции и кондиционирования, охранной, пожарной сигнализации, видеонаблюдения, пожарного водопровода, иного Оборудования (в том числе лифтов, шахт лифтов) и систем, входящих в состав и необходимых для обслуживания и использования Нежилых помещений и мест общего пользования.
В свою очередь Общество как Арендатор обязано соблюдать требования пожарной безопасности непосредственно в арендуемых нежилых помещениях в пределах своей ответственности по договору, исключая конструктивные элементы здания, инженерные коммуникации (пожарная сигнализация и т.д.), а также места общего пользования.
При этом обязанность арендатора по договору соблюдать правила пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, назначить ответственного за пожаробезопасность арендуемых Нежилых помещений (пункт 2.2.3) не означает, что он несет ответственность за систему пожарной безопасности всего здания, включая площади, которые не входят в договор. Пункт договора, который предусматривает такую ответственность арендатора, будет работать, если арендованное помещение имеет собственные коммуникации. Если здание обладает единой системой пожарной сигнализации, доступ к которой принадлежит арендодателю, то он и несет ответственность за ее неисправности.
В данном случае вменяемые нарушения пожарной безопасности не имеют отношения к действиям арендатора, поскольку не могут быть устранены им. Как пояснил представитель Общества и не опровергнуто Управлением, у Арендатора отсутствует доступ в технические помещения, шахты лифтов, к системам вентиляции, в подвалы.
Суд апелляционной инстанции считает, что возложение на Общество обязанности (при отсутствии таковой в договоре) по выполнению модернизации и реконструкции указанных в предписании объектов, составляющих места общего пользования, является невыполнимым для Общества.
Указанное касается и предписания в части отсутствия у органов управления кабиной лифта, имеющего режим работы "транспортирование пожарных подразделений", инструкции о порядке использования организациями лифтов, а также таблички "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИФТОВ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА ЗАПРЕЩЕНО!" на посадочных площадках перед входом в лифты (пункты 1, 10 предписания).
В данном случае возложение бремени выполнения предписания одним арендатором за все здание, независимо от того, что он занимает 82% всех площадей, при наличии в этом здании иных арендаторов и самого арендодателя, суд считает необоснованным.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На этом основании предписание должностного лица, осуществляющего пожарный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В рассматриваемом случае при вынесении предписания надзорный орган не учел, что спорное имущество не принадлежит Обществу, не передано ему на законном основании.
Обстоятельства границ ответственности собственника и арендатора в ходе проверки надзорным органом не исследовались, наличие у Арендатора возможностей и обязанностей по устранению нарушений или отсутствие ответственности по выявленным нарушениям не устанавливалось.
Вместе с тем, возложив обязанность по их устранению на Общество, надзорный орган не проанализировал условия договора, предусмотренный им объем прав и обязанностей сторон, характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, и, соответственно, не доказал, что именно Арендатор является ответственным лицом за вмененные нарушения и эти нарушения связаны с его правомочиями по владению и пользованию арендуемыми помещениями.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что основания для выдачи оспариваемого предписания в отношении заявителя у Управления отсутствовали.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При этих условиях суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое предписание противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на него дополнительные обязанности и расходы по устранению нарушений.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением не доказано.
Приведенные Управлением в отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к нему доводы, в том числе о том, что заявителем проведена независимая оценка пожарного риска (заключение от 13.10.2015) после проведения проверки, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные судом апелляционной инстанции по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а требование Общества о признании недействительным предписания Управления от 22.09.2015 N 513/1/222 - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.04.2016 по делу N А79-9181/2015 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ЭКРА" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике от 22.09.2015 N 513/1/222 отменить.
Признать недействительным предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике от 22.09.2015 N 513/1/222.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике в пользу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ЭКРА" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.04.2016 по делу N А79-9181/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "ЭКРА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ