Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 N 01АП-6189/21 по делу N А79-1377/2021
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 N 01АП-6189/21 по делу N А79-1377/2021
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2021 г. N 01АП-6189/21
Дело N А79-1377/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива "Потребительский кооператив "МЖК-технопарк" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.07.2021 по делу N А79-1377/2021, принятое по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Потребительский кооператив "МЖК-технопарк" о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии от 24.11.2020 N 139/1/58, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Дирекция строящегося МЖК".
В судебном заседании принял участие представитель Гаражно-строительного кооператива "Потребительский кооператив "МЖК-технопарк" - Гасанов М.Ю. на основании доверенности от 06.09.2021 сроком действия 3 года и удостоверения адвоката N 91.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии и общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строящегося МЖК", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция строящегося МЖК" в ходатайстве (входящий N 01АП-6189/21 от 19.10.2021) просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, надзорный орган) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности Гаражно-строительным кооперативом "Потребительский кооператив "МЖК-Технопарк" (далее - ГСК, кооператив, заявитель), расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Мате Залка, д. 15 "А", по результатам которой составлен акт проверки от 30.09.2020 N 139.
В ходе проведения проверки выявлены факты невыполнения заявителем противопожарных мероприятий, указанных в предписании надзорного органа от 15.06.2018 N 156/1/98, а именно:
1) допускается эксплуатация помещений для хранения автомобилей в количестве 54 гаражных боксов, расположенных под общей кровлей здания для стоянки автомобилей с количеством эвакуационных выходов менее нормативного (в наличии один эвакуационный выход);
2) помещения для хранения автомобилей не оборудованы автоматической установкой пожаротушения и автоматической установкой пожарной сигнализации;
3) у входа в помещение для хранения автомобилей отсутствуют световые указатели эвакуационных выходов, путей движения автомобилей, мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей, мест расположения наружного противопожарного водопровода;
4) помещения для хранения автомобилей не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляции;
5) не обеспечивается наличие на всех дверях помещений для хранения автомобилей обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Расчеты категорий на помещения не представлены;
6) помещения для хранения автомобилей не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
7) план эвакуации людей на случай пожара не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (выполнен в формате А3 от руки, без нанесения на него соответствующих знаков безопасности).
На основании указанного акта ГСК 24.11.2020 было выдано предписание N 139/1/58, согласно которому, заявителю в срок до 15.05.2021 было предписано устранить указанные в нем нарушения.
Не согласившись с предписанием N 139/1/58, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным..
Решением от 06.07.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал кооперативу в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, кооператив обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что помещения кооператива являются объектом незавершенного строительства, осуществляемого обществом с ограниченной ответственностью "Дирекция строящегося МЖК" (далее - ООО "Дирекция строящегося МЖК", Общество, застройщик), в связи с чем полагает, что данный объект не относится к поднадзорным Управлению. Кооператив утверждает, что проверка объектов строительства относится к компетенции Министерства строительства Чувашской Республики.
Заявитель указывает, что нежилые помещения - гаражные боксы, расположенные в цокольном этаже здания по указанному адресу ГСК не принадлежат.
По мнению заявителя, суд первой инстанции при вынесении решения не учел обстоятельства, установленные решением Московского районного суда г. Чебоксары от 13.03.2020 по делу N 2-1/2020.
Подробно доводы кооператива приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
ООО "Дирекция строящегося МЖК" в представленных возражениях просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке
статей 123,
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей надзорного органа и Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, заслушав в судебном заседании представителя кооператива, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
По смыслу
части 1 статьи 198,
части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения в области пожарной безопасности регулируют положения Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 1 данного закона пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании
статей 37 и
38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (
статья 6 Закона N 69-ФЗ, подпункт "е" пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290).
В соответствии с
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), данный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров; определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.
Согласно
статье 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (
часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
В силу положений
статьи 20 Закона N 69-ФЗ,
статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно
частям 1,
2 статьи 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям.
В соответствии с
частью 1 статьи 32 Закона N 123-ФЗ здания в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на классы функциональной пожарной опасности, перечисленные в данной норме.
В силу
части 1 статьи 84 Закона N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться способами, указанной в данной статье. В их числе размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; оповещения людей о пожаре.
В пункте 7 Правил N 390 предусмотрено, что в здании или сооружении, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
Согласно пунктам 20 и 33 Правил N 390 руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7,
8 Закона N 123-ФЗ.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов; по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями
статьи 4 Закона N 123-ФЗ.
В силу
пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно
пункту 9.4.7 СП 1.13130.2009 для определения параметров путей эвакуации число людей, одновременно находящихся в помещениях для хранения автомобилей (за исключением механизированных автостоянок), следует принимать из расчета один человек на каждое машино-место.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки надзорным органом установлено, что Кооперативом не выполнены требования вышеперечисленных нормативных правовых актов и противопожарные мероприятия, указанные в предписании Управления от 15.06.2018 N 156/1/98, законность выдачи которого являлась предметом оценки в рамках дела N А79-9230/2018.
При рассмотрении указанного дела судами трех судебных инстанций дана оценка доводу заявителя о том, что помещения Кооператива являются объектом незавершенного строительства, в отношении которых Управлением не может осуществляться проверка.
Судом было установлено, что заявитель эксплуатирует гаражные боксы с 1997 года, их собственниками являлись члены кооператива, гаражные боксы зарегистрированы в ЕГРН за физическими лицами на основании решений Московского районного суда г. Чебоксары о признании права собственности на гаражные боксы. Следовательно, при эксплуатации гаражных боксов кооператив обязан был обеспечить выполнение обязательных требований пожарной безопасности, указанных в оспариваемом предписании.
Также установлено, что при строительстве помещений кооператива члены кооператива на месте двух эвакуационных выходов построили четыре гаража.
ООО "Дирекция строящегося МЖК" является собственником нежилых помещений, находящихся на 1-ом этаже здания, расположенных по адресу: г. Чебоксары, ул. Матэ Залка, дом 15а; первый этаж здания обособлен от цокольного этажа пожарным отсеком.
Помещения заявителя относятся к подземным автостоянкам закрытого типа, являются самостоятельными объектами защиты, подземный (цокольный) этаж здания 1991 года постройки с 54 помещениями для хранения автомобилей независимо от года постройки должен иметь не менее двух эвакуационных выходов, следовательно, к ним предъявляются требования правил
СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей" в части устройства соответствующего противопожарного оборудования и организации иных противопожарных мероприятий независимо от наличия или отсутствия над ним (цокольным этажом) надземной части здания, нарушение которых вменяется оспариваемым предписанием.
Как обоснованно указал суд, разработка проектной документации на объект "Одноэтажное здание магазина товаров первой необходимости с подземными гаражами для индивидуального автотранспорта на 55 машиномест в цокольном этаже по адресу: г. Чебоксары, ул. Матэ Залка, дом 15А, не означает, что при их эксплуатации Кооператив не обязан выполнять требования пожарной безопасности, в том числе в части выполнения работ по установке противопожарного оборудования в цокольной части здания.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу
статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А79-9230/2018, для рассмотрения данного спора имеют преюдициальное значение.
Кооператив, эксплуатирующий гаражные боксы, расположенные в цокольном этаже нежилого здания по указанному адресу, обязан обеспечить выполнение обязательных требований пожарной безопасности, указанных в оспариваемом предписании.
Таким образом материалами дела подтверждается соответствие оспариваемого предписания Управления требованиям законодательства.
Установив, что выданное по результатам проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему лицу, направлено на устранение выявленных нарушений, является исполнимым, суд первой инстанции правомерно не усмотрели оснований для признания его незаконным.
Доказательств нарушения предписанием от 24.11.2020 прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности не представлено.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (
часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам
статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у уполномоченного органа имелись основания для выдачи Кооперативу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь
статьями 269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.07.2021 по делу N А79-1377/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива "Потребительский кооператив "МЖК-технопарк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
М.Н.КАСТАЛЬСКАЯ
Т.В.МОСКВИЧЕВА