Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2023 N Ф09-770/23 по делу N А60-32455/2022
Требование: О признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Обстоятельства: Предостережение выдано в связи с выявлением признаков нарушения лицензионных требований при выполнении обществом по государственному контракту работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности в учреждении здравоохранения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при выявлении признаков нарушения норм закона и отсутствии данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред охраняемым законом ценностям, предостережение выдано обоснованно.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2023 N Ф09-770/23 по делу N А60-32455/2022
Требование: О признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Обстоятельства: Предостережение выдано в связи с выявлением признаков нарушения лицензионных требований при выполнении обществом по государственному контракту работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности в учреждении здравоохранения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при выявлении признаков нарушения норм закона и отсутствии данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред охраняемым законом ценностям, предостережение выдано обоснованно.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2023 г. N Ф09-770/23
Дело N А60-32455/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пожсервис" (далее - общество "Пожсервис", заявитель) на
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А60-32455/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Пожсервис" - Лысенко Ю.В. (доверенность от 01.01.2023).
Общество "Пожсервис" обратилось в суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Качканарского городского округа, Нижнетуринского городского округа (далее - отдел, контрольный орган, заинтересованное лицо) с требованием о признании недействительным предостережения от 27.04.2022 N 4 о недопустимости нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2022 заявленные требования удовлетворены, предостережение от 27.04.2022 N 4 признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Пожсервис" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального, процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выражая несогласие с выводами апелляционного суда о законности предостережения, заявитель ссылается на то, что указанным ненормативным - правовым актом нарушены права и законные интересы права общества "Пожсервис", поскольку, по мнению заявителя, выявленные нарушения квалифицированы контрольным органом как грубые нарушения лицензионных требований, устранение которых требует, в том числе больших финансовых затрат. Кроме того, в обоснование доводов заявитель указывает на наличие процедурных нарушений, влекущих, по его мнению, отмену предостережения (ненадлежащее направление предостережения и его составление по истечении 30 дней со дня выявлений нарушений).
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела судами установлено, что между обществом "Пожсервис" и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области "Нижнетуринская центральная городская больница" (далее - ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница") заключен контракт от 28.02.2022 N 10А/2022 (далее - контракт) на проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности в ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница".
Из материалов дела следует, что контрольным органом в период с 21.02.2022 по 05.03.2022 в соответствии с решением от 17.02.2022 N 17 в отношении ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница" проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 05.03.2022 N 17, которым зафиксированы нарушения требований пожарной безопасности при техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, именно:
- оборудование автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - АУПС и СОУЭ) здания стоматологии установлено и введено эксплуатацию в 2007 году (более 10 лет). Срок службы, установленный заводом изготовителем - 10 лет, что подтверждается эксплуатационным журналом АПС и технической документацией на АПС от 2006 г. (ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ
ч. 1 ст. 46; ФЗ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008
ст. 54,
ст. 83,
ст. 147 ч. 50; п.
Правил противопожарного режима РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.20 N 1479);
- руководителем организации не проводится ежегодное испытание систем АПС и СОУЭ с истекшим сроком эксплуатации (
п. 54 Правил противопожарного режима РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- на объекте защиты помещение N 22 (согласно рабочему проекту на АПС и СОУЭ) на 3 этаже здания не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ
ч. 1 ст. 46; ФЗ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008
ст. 54,
ст. 83. 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации"
табл. 1 п. 11,
табл. 3 п. 48 СП);
- на объекте защиты (помещение N 4 на 2 этаже здания в соответствии с рабочим проектом на АПС и СОУЭ, а также помещение общего коридора возле лестничной клетки, ведущей в подвал) не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, (
п. 54 Правил противопожарного режима РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479);
- на объекте не определен порядок и форма ведения журнала по эксплуатации систем противопожарной защиты. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности, не вносится в журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (
п. 43,
54 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима");
- на объекте допускается расположение звуковых и речевых оповещателей на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм (
ст. 84 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 4.4 СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);
- на объекте допускается расположение дымовых пожарных извещателей (точечных ИП) на расстоянии менее 1 м от пожарного извещателя до вентиляционного отверстия, (
ст. 83 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 6.6.32 СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты);
- СОУЭ выполнена кабелем КСПВ 4x0,5, что не соответствует рабочему проекту на АПС и СОУЭ Инв. N 2008-14.СС (должен быть 4x0,8) (
п. 54 Постановление, Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в РФ");
- в помещениях N 5, 24, 25, 38, 40 47 (нумерация согласно рабочему проекту на АПС и СОУЭ) система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (
п. 54 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении правил противопожарного режима в РФ").
Как указывает контрольный орган, все вышеперечисленные факты указывают на признаки нарушений лицензионных требований при выполнении обществом "Пожсервис" работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности в ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница" по контракту, в связи с чем обществу "Пожсервис" выдано предостережение от 27.04.2022 N 4 и предложено уведомить отдел об исполнении данного предостережения в срок до 27.06.2022.
Полагая, что названное предостережение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "Пожсервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу, что контрольным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о правомерности оспариваемого предостережения.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная коллегия правомерно исходила из следующего.
Предметом настоящего спора является проверка законности предостережения, выданного контрольным органом обществу "Пожсервис", в рамках проведения контрольного мероприятия за соблюдением требований пожарной безопасности ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница" в результате выявления признаков нарушений лицензионных требований при выполнении заявителем работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница".
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду "Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (далее - Закон N 248-ФЗ)...". | |
Согласно
частям 1 и
2 статьи 8 *** Закона *** N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Статьей 44 Закона N 248-ФЗ установлено профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей: 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
В соответствии с
частью 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение
(пункт 4).
Согласно
части 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
С учетом изложенного предостережение является профилактическим мероприятием, цель которого не привлечь к ответственности контролируемое лицо или обязать его выполнить те или иные действия, а принять меры по недопущению в будущем нарушений обязательных требований, которые могут повлечь для контролируемого лица применения в отношении него уже конкретных мер административного наказания. Предостережение является документом, информирующим контролируемое лицо об обстоятельствах, которые могут привести к нарушению обязательных требований.
На основании
подпункта 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с
частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128) установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных
подпунктами "а" и (или)
"д" пункта 4 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
В соответствии с
подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1128 лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в том числе выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, общество "Пожсервис" осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии от 14.06.2013 N 4-Б/00957.
Согласно контракту от 28.02.2022 N 10А/2022, заключенному между обществом "Пожсервис" и ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница", услуги по техническому обслуживанию, эксплуатации, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности оказывает заявитель.
Правильно применив указанные выше нормы права, учитывая, что в рамках контрольных мероприятий за соблюдением требований пожарной безопасности ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница" выявлены признаки нарушений лицензионных требований при выполнении заявителем по контракту работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности на объекте защиты ГБУЗ СО "Нижнетуринская центральная городская больница", и при отсутствии подтвержденных данных, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, обществу "Пожсервис" обоснованно выдано предостережение от 27.04.2022 N 4 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Вопреки позиции заявителя, судом не установлено нарушений его прав и законных интересов, поскольку, как указывалось ранее, выданным предостережением контрольный орган информировал о недопустимости нарушения обязательных требований в целях стимулирования участника хозяйственных отношений к добросовестному соблюдению лицензионных требований и минимизации возможного наступления причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью граждан в результате нарушений правил технического обслуживания и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оспариваемое предостережение вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, предоставляет заявителю возможность самостоятельно оценить соблюдение им обязательных требований, принять меры к их недопущению, не применяя в отношении общества "Пожсервис" мер государственного принуждения.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предостережения недействительным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда округа, выводов суда апелляционной инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, в связи с чем признаются окружным судом несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
статьями 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А60-32455/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пожсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА