Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2019 N Ф09-3201/19 по делу N А07-38069/2017
Требование: О взыскании убытков в виде расходов на устройство эвакуационной лестницы и входной группы.
Обстоятельства: Учреждение сослалось на то, что спорные расходы понесены им во исполнение незаконного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как судебным актом отменено постановление о привлечении учреждения к административной ответственности за неисполнение предписания в части неустранения нарушения, выразившегося в отсутствии световых проемов на внутренней лестнице, выводов о незаконности предписания в части отсутствия эвакуационных выходов указанный судебный акт не содержит, спорные расходы понесены учреждением во исполнение строительных норм.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2019 N Ф09-3201/19 по делу N А07-38069/2017
Требование: О взыскании убытков в виде расходов на устройство эвакуационной лестницы и входной группы.
Обстоятельства: Учреждение сослалось на то, что спорные расходы понесены им во исполнение незаконного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как судебным актом отменено постановление о привлечении учреждения к административной ответственности за неисполнение предписания в части неустранения нарушения, выразившегося в отсутствии световых проемов на внутренней лестнице, выводов о незаконности предписания в части отсутствия эвакуационных выходов указанный судебный акт не содержит, спорные расходы понесены учреждением во исполнение строительных норм.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2019 г. N Ф09-3201/19
Дело N А07-38069/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Лазарева С.В., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Салаватская специализированная детско-юношеская спортивная школа "Снайпер" (далее - учреждение) на
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2018 по делу N А07-38069/2017 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Кургаев А.Н. (доверенность от 01.12.2015);
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС России по РБ) - Юртов А.С. (доверенность от 15.02.2019), Шигапов Ф.Ф. (доверенность от 11.12.2017 N 35);
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - Юртов А.С. (доверенность от 23.08.2018 N 23), Шигапов Ф.Ф. (доверенность от 23.08.2018 N 7).
Учреждение обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Башкортостан к МЧС России о взыскании 350 000 руб. убытков.
На основании
статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ МЧС России по РБ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2018 (судья Файрузова Р.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Как указывает заявитель, вступившим в законную силу постановлением Верховного суда Республики Башкортостан от 31.05.2016, имеющим для рассмотрения настоящего дела преюдициальное значение, установлено отсутствие состава административного правонарушения, а также незаконность и необоснованность ранее выданного предписания от 10.09.2014 N 103/1/90. Таким образом, выводы судов о законности пункта 1 указанного предписания являются неверными. Полагает, что материалами дела подтверждается факт несения учреждением убытков, вызванных неправомерными действиями должностных лиц, причинно-следственная связь между возникновением убытков и неправомерными действиями должностных лиц, размер понесенных убытков. По мнению кассатора, вывод судов о том, что отсутствие на указанном объекте менее 2-х эвакуационных выходов приводит к риску для безопасности жизни и здоровья людей, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку сделан в отсутствие заключений экспертов; в установленном порядке проверка помещений истца на соответствие требованиям СНиПов не проводилась.
Учреждение указывает на отсутствие сведений о том, что здание, расположенное по адресу: г. Салават, ул. Монтажников, д. 48, пом. 1, подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, затрагивающих конструктивные элементы здания, а нарушения правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено учреждению предписанием от 10.09.2014 N 103/1/90 в связи с невыполнением требований
СНиП 21-01-97*, связаны с конструктивным изменением здания. Полагает, что на момент вынесения предписания от 10.09.2014 N 103/1/90 не было установлено, что дальнейшая эксплуатация здания приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. При этом доказательства того, что здание было запроектировано и построено не в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности материалы дела не содержат. Напротив, согласно заключению ООО "ЭкоПромЗащита" от 19.10.2015 N 74, учреждением обеспечивается должный уровень пожарной безопасности. Кроме того, истцом указано, что он не является собственником объекта защиты, а собственник - ИП Субхангулова В.Н. к участию в деле в качестве третьего лица судом не привлечен.
В отзыве на кассационную жалобу МЧС России просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.09.2014 на основании акта проверки N 103 в адрес учреждения было выдано предписание ОНД г. Салават УНД ГУ МЧС России по РБ N 103/1/90 от 10.09.2014 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому в соответствии с Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в срок до 01.08.2015 необходимо устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: из этажей гостиницы имеется менее 2 эвакуационных выходов (нарушение
пункта 6.13 СНиП 21-01-97*); внутренняя лестница, ведущая в гостиницу, не имеет световых проемов (нарушение
пункта 6.35 СНиП 21-01-97*).
Одновременно был составлен протокол от 10.09.2014 N 195 об административном правонарушении по
части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который был направлен мировому судье судебного участка N 1 судебного района г. Салават.
Исходя из требований предписания от 10.09.2014 N 103/1/90, учреждение было вынуждено заключить договор на выполнение функций технического заказчика от 27.10.2014 N 24 на устройство эвакуационной лестницы и входной группы, а также оплатить стоимость работ в размере 350 000 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела платежными поручениями, актами N 1 от 30.03.2015 и N 2 от 30.06.2015 о приемке выполненных работ.
Постановлением Верховного суда Республики Башкортостан от 31.05.2016 постановление мирового судьи судебного участка N 1 судебного района г. Салават РБ от 23.10.2015, решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 26.02.2016 отменены, производство по делу прекращено.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 судебного района г. Салават РБ от 25.11.2014 производство по делу об административном правонарушении в отношении истца по
части 13 статьи 19.5 КоАП РФ прекращено на основании
пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Полагая, что в связи с принятием ответчиком незаконного предписания от 10.09.2014 N 103/1/90, что подтверждено выводами постановления Верховного суда Республики Башкортостан от 31.05.2016 и постановления мирового судьи судебного участка N 1 судебного района г. Салават РБ от 25.11.2014, истцу причинены убытки в виде затрат в сумме 350 000 руб., истцом в адрес ответчика 03.07.2017 направлена претензия, оставленная ответчиком без рассмотрения и удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу о недоказанности истцом состава правонарушения в форме убытков.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном
ст. 274,
284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Отношения в области пожарной безопасности регулирует Федеральный
закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 3 Федерального закона N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ
(часть 1). Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации
(часть 2).
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в частности, давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 20 Федерального закона N 69-Ф техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-Ф установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
В соответствии с указанной
статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечении пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с
пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) положения настоящего
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Частями 2,
3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Согласно
пункту 6.13* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" не менее двух эвакуационных выходов должны иметь, этажи зданий класса: Ф1.1; Ф1.2; Ф2.1; Ф2.2; Ф3; Ф4.
Необходимо отметить, что обязанность предусматривающая иметь не менее двух эвакуационных выходов предусмотрена как действующим
"СНиП 21-01-97*" "Пожарная безопасность зданий и сооружений", так и нормами действующими на момент возведения объекта, а именно
"СНиП 2.01.02-85*" "Противопожарные нормы".
Как установлено судами и следует из материалов дела, учреждение привлекалось к административной ответственности по
части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за нарушение пункта 2 предписания, выданного государственным инспектором г. Салавата по пожарному надзору Габитовым Р.Р. от 10.09.2014 N 10/1/90 согласно которому обществу было предписано устранить нарушение
пункта 6.35 СНиП 21-01-97: "Внутренняя лестница, ведущая в гостиницу, не имеет световых проемов".
В постановлении Верховного суда Республики Башкортостан предписание органа государственного пожарного надзора от 10.09.2014 N 103/1/90 в части пункта 1 (из этажей гостиницы имеется менее 2 эвакуационных выходов (нарушение
пункта 6.13 СНиП 21-01-97*)) незаконным не признавалось, не отменялось.
Кроме того, как верно установлено судами, постановление мирового судьи судебного участка N 1 судебного района г. Салават РБ от 25.11.2014 выводов о незаконности предписания от 10.09.2014 N 103/1/90 не содержится.
Таким образом, вывод судов о законности пункта предписания от 10.09.2014 N 103/1/90 является правильным.
Согласно
пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснениям, данным в
пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (
пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (
пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Исследовав и оценив представленные в материалы доказательства в порядке, предусмотренном положениями
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая соответствие оспариваемого предписания закону, принимая во внимание, что затраты истца на строительство эвакуационной лестницы и входной группы понесены им в силу установленных требований законодательства и в соответствии с законным предписанием ответчика, суды пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне истца каких-либо отрицательных имущественных последствий, а, следовательно, недоказанности состава правонарушения в форме убытков, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Ссылка кассатора на то обстоятельство, что он не является собственником объекта защиты и собственник объекта к участию в деле не был привлечен, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, учитывая характер заявленных требований и результаты рассмотрения этих требований. Кроме того, судами учитывалось также и то, что до 08.12.2016 недвижимость была в собственности у учреждения "Снайпер", что подтверждается выпиской из ФГИС ЕГРН от 27.09.2018. Предписание органа пожарного надзора также было вынесено в адрес истца.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных
ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со
ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
ст. 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2018 по делу N А07-38069/2017 и
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Салаватская специализированная детско-юношеская спортивная школа "Снайпер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
А.С.ПОЛУЯКТОВ