Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 16.08.2019 N 309-ЭС19-12726 отказано в передаче дела N А60-48153/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.04.2019 N Ф09-1983/19 по делу N А60-48153/2018
Требование: О привлечении к ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, так как общество, являясь специализированной организацией, оказывающей лицензируемые услуги по обеспечению пожарной безопасности, приняв на себя обязательства по договору оказания услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации здания торгового центра, не выполнило обязательные требования, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.04.2019 N Ф09-1983/19 по делу N А60-48153/2018
Требование: О привлечении к ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований лицензии.
Решение: Требование удовлетворено, так как общество, являясь специализированной организацией, оказывающей лицензируемые услуги по обеспечению пожарной безопасности, приняв на себя обязательства по договору оказания услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации здания торгового центра, не выполнило обязательные требования, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2019 г. N Ф09-1983/19
Дело N А60-48153/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПожЗащита-НТ" (далее - общество, ООО "ПожЗащита-НТ") на
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2018 по делу N А60-48153/2018 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Царенков М.А. (доверенность от 15.11.2018), Мансумов А.Н. (доверенность от 10.03.2019 N 1).
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.10.2018 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 (судьи Гладких Е.О., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области в ином составе суда, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, несоответствие вывода судов о грубом нарушении обществом лицензионного требования
подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение о лицензировании N 1225) фактическим обстоятельствам дела.
Обвинение в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, изложенное в обжалуемых судебных актах, является не конкретизированным, деяния, место, дата совершения правонарушения, образующие состав вменяемого правонарушения не описаны, также не описано, в чем конкретно выразился обязательный признак состава правонарушения - грубость нарушения, какие деяния могли послужить применению этого признака.
Заявитель выражает несогласие с выводом судов о нарушении обществом
пунктов 29,
59,
61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390). Субъектом нарушения требований названных
Правил является руководитель организации, в пользовании которого на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, общество таким субъектом не является, в связи с чем нарушение положений
Правил N 390 вменено судами неправомерно.
В качестве неопровержимых доказательств судами были признаны акты проверок, которые, по мнению заявителя жалобы, составлены с нарушением требований, факты выявленных нарушений не подтверждены.
В суд кассационной инстанции от общества поступило также дополнение к кассационной жалобе, где заявитель приводит довод о том, что
Руководящий документ РД 009-02-96 "Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт" (далее - РД 009-02-96), утвержденный не государственным органом - президентом компании МА "Системсервис" и не зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации, нормативным правовым актом в области пожарной безопасности не является, обязательным к применению лицензиатами, в связи с этим, быть не может. Таким образом, выявленные административным органом нарушения, как нарушения лицензионных требований, расценены быть не могут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном
статьями 274,
284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между АО "Дикси Юг" (заказчик) и ООО "ПожЗащита-НТ" (исполнитель) заключен договор на техническое обслуживание установок пожаротушения, пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре от 31.12.2017 N 28, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по техническому обслуживанию и ремонту оборудования систем (установок автоматического пожаротушения, системы пожарной сигнализации, системы речевого оповещения людей о пожаре, пожарных кранов), смонтированных на объекте - в здании торгового центра "Мегамарт", расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, пр. Ленинградский, д. 28.
Из судебных актов следует, что административным органом при проведении им внеплановой выездной проверки в период с 16.07.2018 по 10.08.2018 выявлен факт осуществления обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 17.07.2006 N 66-Б/00785, в частности обществом нарушены требования
подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании N 1225.
По результатам проверки составлен акт от 10.08.2018 N 157, в котором зафиксированы следующие нарушения:
- не обеспечено проведение испытаний автоматических установок пожаротушения не реже раза в 5 лет с целью установления соответствия основных параметров установки. Установка пожаротушения не обеспечена запасом оросителей не менее 10% от числа смонтированных на распределительных трубопроводах установки и не менее 2% - для проведения испытаний, чем нарушены
пункт 61 Правил N 390,
пункты 7.2,
7.3 и
5.35 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50680-94 "Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний", принятого постановлением Госстандарта России от 20.06.1994 N 175 (далее - ГОСТ Р 50680-94);
- проведена перепланировка помещений, закрепленных за батутным парком, в результате чего: уменьшилась зона действия систем противопожарной защиты (отсутствует второй дымовой пожарный извещатель в помещении гардероба); помещение банкетного зала на 3-м этаже и зал 1 для игровых занятий детей батутного парка не оборудованы системой автоматической пожарной защиты (пожарные извещатели и спринклерная система пожаротушения закрыты подвесным потолком). В батутном зале дымовые пожарные извещатели оборваны, чем нарушены
пункт 61 Правил N 390,
пункт 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-110-03);
- отсутствует второй дымовой пожарный извещатель в помещении раздевалки, в тамбуре раздевалки магазина бытовой техники, чем нарушены
пункт 61 Правил N 390,
Нормы пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-110-03);
- не обеспечено проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования, чем нарушен
пункт 59 Правил N 390;
- не обеспечена исправность устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматических устройств отключения вентиляторов приточной и общеобменной вентиляции, включение вентиляторов ВД1 и ВД2, и открытия клапанов дымоудаления КДМ-2 N 2, 3, 4, закрытие клапана N 1 в соответствии с алгоритмом работы оборудования, предусмотренные проектом. Не проведена проверка огнезадерживающих клапанов, чем нарушен
пункт 49 Правил N 390;
- при сработке автоматических установок пожарной сигнализации (далее - АУПС) система оповещения и управления эвакуации (далее - СОУЭ) не обеспечивает четкой слышимости звуковых сигналов во всех помещениях торгового центра и на 2-м этаже, а также не функционирует в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, чем нарушены
пункт 61 Правил N 390,
пункт 3.15 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 (НПБ-104-03),
части 4 и
7 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ). СОУЭ торгового центра "Мегамарт" не сопряжена с СОУЭ кафе "Бургер Кинг", сопряжение предусмотрено проектной документацией, чем нарушен
пункт 61 Правил N 390.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола от 14.08.2018 N 189 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление управления, суды исходили из доказанности материалами дела факта наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными на основании следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу
пункта 7 указанного Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе,
подпунктом "д" пункта 4 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан) (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, согласно
пункту "д" пункта 4 Положения о лицензировании N 1225, в том числе, выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Согласно
пункту 49 Правил N 390, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя руководитель организации обеспечивает проверку огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре.
В силу
пункта 59 Правил N 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования.
Пунктом 61 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В соответствии с
пунктом 5.35 ГОСТ Р 50680-94 установки должны быть обеспечены запасом оросителей на предприятии не менее 10% от числа смонтированных на распределительных трубопроводах установки и не менее 2% - для проведения испытаний. Запрещается устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки.
Согласно
пунктам 7.2,
7.3 ГОСТ Р 50680-94 испытания следует проводить на этапах перед сдачей установок в эксплуатацию и в период эксплуатации не реже раза в 5 лет. Испытания должны быть проведены с целью установления соответствия основных параметров установки требованиям
5.3,
5.4,
5.21,
5.22,
5.24 -
5.26 настоящего Стандарта и нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с
пунктом 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-110-03), в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.06.2001 N 31, а не Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315. | |
В силу
пункта 12.16 Норм пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (НПБ-88-2001) в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, руководствуясь также положениями
Руководящего документа РД 009-02-96 "Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт", утвержденной президентом компании МА "Системсервис", суды пришли к выводу о доказанности в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и установив, что общество, являясь специализированной организацией, оказывающей лицензируемые услуги по обеспечению пожарной безопасности, приняв на себя обязательства по договору от 31.12.2017 N 28 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, обязательные требования
подпункта "д" пункта 4 Положения N 1225, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не выполнило. Вина общества заключается в том, что получив лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиат принял на себя обязательства по соблюдению требований такой деятельности, однако осуществлял свою деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Невыполнение обществом обязательных требований
подпункта "д" пункта 4 Положения N 1225 является грубым нарушением лицензионных требований согласно
пункту 7 указанного Положения.
Суды установили, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами рассмотрен и правомерно отклонен довод общества об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, обосновывая это тем, что все выявленные нарушения имели место при выполнении монтажных работ, которые общество не выполняло.
Применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, в том числе, относительно наличия у общества обязанности осуществлять техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности на проверяемом объекте, судами установлено, что помещение банкетного зала на 3-м этаже и зал 1 для игровых занятий детей батутного парка не оборудованы системами автоматической пожарной защиты, пожарные извещатели оборваны, соответственно функции по передаче извещения о пожаре не выполняют. Указанные обстоятельства и сделанные на их основании выводы судов заявителем не опровергнуты.
Вместе с тем, проверяя законность суждений суда первой инстанции в части признания установленного административным органом нарушения, выразившегося в необеспечении звуковыми сигналами оповещателей необходимого уровня звука (пункт 6 протокола), апелляционный суд с выводами о доказанности управлением в действиях общества события административного правонарушения по названному пункту протокола не согласился, доводы общества в части нарушений, связанных с проведенными замерами уровня шума, признал заслуживающими внимания.
В основу вывода о недоказанности вмененного обществу указанного нарушения апелляционным судом положено отсутствие в материалах дела сведений о том, в соответствии с какими нормативными актами, стандартами, предусматривающими порядок проведения замеров уровня шума, проводились замеры уровня шума, выполнена ли методика проведения замеров, в скольких точках проводились замеры, на каких расстояниях от источника шума, от пола, от стен, от оповещателей, от лица, проводящего замеры, использовался ли при проведении замеров прибор и находился прибор в момент проведения замеров, проводилась ли калибровка шумомера перед началом проведения измерений, находились ли в помещении, в котором проводились замеры иные лица и на каком расстоянии от прибора, использовался ли штатив для проведения замеров.
Однако, учитывая доказанность нарушений в остальной части протокола об административном правонарушении от 14.08.2018 N 189, апелляционный суд правомерно заключил, что ошибочность вывода суда первой инстанции по вышеуказанному эпизоду, к принятию им незаконного решения не привела.
Наличие события правонарушения и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества, осуществляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и наличием угрозы возникновения причинения вреда жизни и здоровью граждан, материалами дела подтверждены.
Оснований полагать, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, не имеется.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Административное наказания назначено в пределах санкции
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений
статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Наказание назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наказание, назначенное обществу, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных
частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Приведенный в дополнении к кассационной жалобе довод о невозможности применения в данном случае
РД 009-02-96, ввиду того, что нормативным правовым актом в области пожарной безопасности названный руководящий документа не является, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения противоречат, прежде всего, правилам противопожарного режима, нормам противопожарной безопасности, государственным стандартам, что установлено судами и подтверждено материалами дела.
Довод заявителя жалобы о том, что субъектом нарушения требований
пунктов 29,
59,
61 Правил N 390 является руководитель организации, в пользовании которого на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, в связи с чем само общество не может быть признано субъектом вменяемого правонарушения, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании обществом норм материального права.
Иные доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не могут быть приняты в силу положений
статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2018 по делу N А60-48153/2018 и
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПожЗащита-НТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Е.А.КРАВЦОВА